Крест и меч

Лучшие воины царя земного становились лучшими воинами Царя Небесного

0
962
Время на чтение 9 минут
Фото: mosvedi.ru

Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться (Жанна д¢Арк)

Переживаемый нами исторический момент характеризуется, в частности, двумя взаимоисключающими тенденциями, формируемыми в массовом сознании.

С одной стороны, подавляющим большинством органов и средств массовой информации во всемирном масштабе оправдывается и обеляется любая агрессия обнаглевшей с 1991 года от безнаказанности американской военщины со всеми ее европейскими подпевалами в лице блока НАТО. И разных прочих евросоюзов.

С другой стороны, также во всемирном масштабе ведется безпрецедентная кампания по дискредитации самой идеи войны. Особенно войны за независимость и сохранение в неприкосновенности своего духовного и материального бытия любой страны, не входящей в упомянутые блоки и союзы. До степени истерической доходит эта кампания, когда дело касается отстаивания своих законных прав страной православной: будь то крошечная Сербия или все еще немалая − территориально − Российская Федерация. Вспомним август 2008-го.

Под сомнение ставится даже еще недавно святое для каждого порядочного человека слово «патриотизм». Самое умилительное при этом, что проводящие оную кампанию личности и внимающие им, имеют иной раз невежественную наглость ссылаться как на десять заповедей, так и на заповеди Христовы.

И это, бывает, проходит, поскольку многовековыми стараниями «прогрессивной» мировой общественности удалось представить Христианство − веру воинов и землепашцев − мутной розовой водичкой, от которой не стошнит разве что махрового интеллигента со стажем. В связи с этим невредно довести до читателя православный взгляд на войну и воинов.

Для православного человека разгром врага был не самоцелью, а лишь средством защитить своих родных, близких по крови, братьев по вере и свою Родину от подчинения враждебным им началам. Защита Веры и Отечества, преграда Злу − именно это было целью войны, а не разгром врага, являвшийся лишь следствием этой цели.

С исчерпывающей полнотой православный взгляд на войну был выражен еще в эпоху Вселенских соборов. Так Святой Василий Великий в своем 13 правиле выразил мнение, что: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались бы от приобщения токмо Святых Тайн».

В толковании на это правило признанного православного богослова и толкователя Правил Вселенской Церкви Иоанна Зонары (XII век) указано, что: «Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святый, чтобы убивающий на войне в течение трёх лет воздерживался от причащения. Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться Божественных даров, и в особенности лучшие, – те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире.

Итак, если те, которые ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишены благого причащения, что для христиан – нестерпимое наказание.

Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за Государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтоб через это не осквернить своих рук, то всё погибнет, и варвары всем возобладают.

В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет ни благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они (варвары) живут.

А великий в Божественном учении Афанасий, в своем каноническом Послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно» (Правила Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отец с Толкованиями. М.: Паломник, 2000, с. 114, 115, 211).

В миру, Иоанн Зонара командовал Императорской Гвардией Империи. А XII век был нелёгким веком для Второго Рима. Иноческий постриг в обители на уединённом острове близ греческих берегов будущий богослов и толкователь Правил принял, в частности, потеряв близких сердцу людей. Так что, друнгарий виглы (начальник Императорской Гвардии) Зонара тему не понаслышке знал.

Возможно, солдатская скромность помешала гвардейскому генералу, ставшему воином Христовым, добавить, что, продолжая свою мысль, высказанную в послании к Аммуну, Святой Афанасий Александрийский говорит еще следующие слова: «Так великих почестей достигаются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».

Из слов святых отцов следует, что любые военные действия, направленные на защиту благочестия и целомудрия, Веры и Отечества, другими словами ‒ на противостояние злу,с какими бы материальными и людскими потерями эти военные действия ни были бы сопряжены,благословлены Богом и Церковью.

Это в полной мере относится к войнам, ведшимся Россией и Российской Империей.

Также однозначно следует сказать и подчеркнуть, что и в настоящее время, такие войны и военные действия с нашей стороны, как против врагов внешних, ‒ так и внутренних ‒ независимо от их должностей и званий ‒ будут не просто воинским подвигом, но проявлением духа православия в материальном мире.

Поскольку войны, и любые другие враждебные действия, направленные на сокрушение и умаление православия и его земных носителей, являются не только преступлением против человечности, но и прямым богоборчеством.

Напротив, отказ от противостояния злу, в том числе и военного противостояния злу в его лицемерно мирном обличии, однозначно должен быть расценен, как принятие зла, предоставление злу свободы, попустительство и потакание злу.

Сказанное представляется особенно актуальным в наши дни. Нынешнее мировое зло, при всей разности обличий и разнообразии масштабов, как никогда, старается обезопасить себя призывами к миру, с целью парализовать волю тех, кто мог бы злу противостать.

РУССКОЕ ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО. До сравнительно недавнего по историческим меркам времени функцию защиты Веры и Отечества, преграды − не будет преувеличением сказать − вселенскому злу выполняла человеческая общность, именуемая Христолюбивым Русским Воинством. И право, Воинство это заслужило, чтобы ныне живущие сыновья земли Русской узнали и вспомнили о нём и узнали заодно, откуда есть оно пошло.

Человека, решившего сколь-нибудь внимательно изучить историю первых веков христианства, или просто подробнее ознакомиться с ней, ожидает поразительное открытие. 1. Христианство, религия мира, совершенно необъяснимо, на первый взгляд, притягивало к себе людей меча. 2. Ни одна группа населения Римской империи, в течение первых веков, не сделала столько для распространения христианства, как римская армия.

Оказывается, именно с легионами учение Христово проникало в самые глухие места Римской Империи. Так, св. Пахомий, один из величайших отцов − пустынножителей Церкви Христовой, свидетельствует, что он впервые узнал о Христе, когда был взят в солдаты.

Является фактом церковной истории, что христианство во многом обязано своим торжеством воинам Римской Армии. Среди мучеников, пострадавших во время гонений при римских императорах-язычниках, мы встречаем много офицеров в генеральском чине (трибуны и стратилаты), а также множество воинов, рядовых солдат.

Вопреки новомодным домыслам христиане никогда не отказывались от служения в армии. История раннего христианства не знает случаев, чтобы воин-христианин «снял с себя пояс», то есть отказался от военной службы.

Призываемые к воинской службе, христиане воспринимали своё служение земному царю, как подготовку к высшей форме воинского служения – служению Царю Небесному, Христу. Христианское звание освящало и возвышало звание воинское.

Недаром в Св. Писании, христианин часто именуется воином. «Новоизбранным воином Христа Бога нашего» именует также каждого православного сам Чин Крещения.

Крест и меч духовно сливались, лучшие воины царя земного становились лучшими воинами Царя Небесного. Меч не с целью убийства поднимаемый, а используемый как преграда распространению Зла, насилия и неправды, благословляется Крестом, и они духовно сливаются.

Лучшие черты воинов ранней поры христианства восприняло Русское Христолюбивое Воинство. Не удивительно, что воины были нередки среди знаменитых русских старцев, среди лучших и достойнейших святителей, и, конечно, много их было в числе пастырей, иноков и подвижников.

Русская Императорская Армия в отличие от армий других европейских стран всегда была носительницей двойного служения. Не службу, а служение совершал русский воин, и в этом служении совмещались два элемента: религиозный и национальный.

«Не в силе Бог, а в Правде» − девиз русского воинства на протяжении всей истории Руси-России Православной. Элемент религиозный выражался в защите духовных основ государственности, в защите Веры Отцов − Православной веры, а служение национальное − в защите территории Православия на Земле.

Не поэтому ли Русская Императорская Армия была единственной в мире по своей моральной высоте, по своей военной этике и, смело можно сказать, единственной в мире по глубине христианской.

Русский православный воин из векового опыта знал, что только в Христолюбивом воинстве добродетель храбрости получает свое полное осуществление. Что с духом сатаны можно успешно бороться, только «облекшись в броню Правды и Истины», а Истина есть Христос.

Для успеха же борьбы, – говорил Иван Ильин, – нужна «Белая Идея, отражающая стремление русских людей к борьбе не за личные интересы, а к борьбе за Истину-Христа, за достоинство человека, за крещеного и в своем крещении со Христом сочетавшегося русского человека». «Белая идея Белого Царства».

В наше время сама возможность существования Христолюбивого Воинства считается многими фикцией. Но это фикция лишь для тех, к кому применимы чеховские слова: русский интеллигент безбожен и материалистичен, − и для тех, кто сам отрекся от Христа и внутренне ушел из Церкви Его.

Борис Глебович Галенин, военный историк, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24