Португалия одобрила закон, устанавливающий эвтаназию в стране. Утвержденный 5 ноября, текст направляется президенту республики Марсело Ребело де Соуза. Он католик и изменил более раннюю версию законопроекта, сообщает Церковно-Общественный Совет по Биоэтике.
Законопроект, регулирующий условия, при которых «смерть с медицинской помощью не подлежит наказанию» 138 голосами за и 84 против при пяти воздержавшихся. Утверждение состоялось накануне роспуска Собрания республики. 4 ноября Ребело де Соуза объявил, что в соответствии с Конституцией Португалии он распустит парламент из-за вето палаты представителей на бюджет 2022 года. Новые парламентские выборы должны быть назначены в январе.
Проект закона об эвтаназии был одобрен с поправками к тексту, направленным Ребело де Соуза в Конституционный суд 15 марта этого года. Епископ Сетубала, Дом Хосе Орнелас, президент Португальской епископской конференции (CEP), раскритиковал меры и поспешность, с которой за нее проголосовал парламент. В интервью радиостанции Renascença Дом Орнелас сказал, что у него есть сомнения «в действенной законности» закона, «который не был вынесен на общественное обсуждение», и который даже не был доведен до сведения учреждений, с которыми обязательно следует консультироваться. «Недопустимо, чтобы парламент присвоил себе право принимать решения самостоятельно», - сказал епископ.
Эта мера также вызвала критику со стороны Португальской федерации за жизнь (FPV) и движения «Остановить эвтаназию», которые предупредили о несостоятельности указа о легализации эвтаназии. «Невозможно создать хороший закон об эвтаназии», - сказал Хосе Мария Сибра Дуке, секретарь FPV, агентству Agencia Ecclesia из CEP. «Невозможно сделать правильный закон о смерти по требованию, который всегда будет зависеть от мнения врачей. Этот закон не обеспечивает никакой безопасности, как никакой закон об эвтаназии ».
Для Seabra Duque необходимо взглянуть на примеры Голландии и Бельгии, которые одобрили эвтаназию практически неограниченным образом: «Результат будет другим, - абсурдно, это может быть только объясняется почти суеверной верой в прогрессивную повестку дня тех, кто ее предлагает ». «Этот закон явно мало отличается от предыдущего, видно, что депутаты, предлагающие легализовать эвтаназию, ждали смены судей Конституционного суда», - сказал секретарь СПВ. Для движения «Остановить эвтаназию» новая версия текста «даже хуже» предыдущей. «Я верю в здравый смысл депутатов, затем в здравый смысл судей, и в здравый смысл нашего общества, которое не хочет этого смертного приговора. Вот куда мы должны вкладывать наши силы », - говорит София Гедес, одна из людей, ответственных за «Остановить эвтаназию» в Португалии. Президент Марсело Ребело де Соуза может наложить санкции, наложить вето или еще раз подать предложение парламента в Конституционный суд. Если президент не санкционирует, избранным на следующих выборах депутатам придется начинать обсуждение с нуля. Португальская федерация за жизнь заявила Агенсии Экклесии, что она «полностью уверена» в том, что Ребело де Соуза, католик, «будет знать, как обеспечить соблюдение основных правил демократии, демократической легитимности и нормального функционирования государственных институтов».
О легализации эвтаназии в Португалии о том, есть ли риск, что и в России начнут реализовывать смертоубийственный сценарий, рассуждает в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
Мы наблюдаем, как ломаются европейские страны, одна за другой. Растёт количество государств, легализовавших эвтаназию. Сначала имеет место какое-то сопротивление, пытаются отложить, отсрочить. Но, несмотря на протесты, лоббисты всё равно добиваются своего. Многие надеются, что президент Португалии не подпишет этот закон: Католическая церковь выступает резко против. А инициаторы законопроекта действуют якобы в интересах людей и из сострадания.
Грозит ли эвтаназия России? У нас законом прописан прямой запрет на эвтаназию. Но не стоит расслабляться, потому что многие вещи, которые происходят на западе, часто потом приходят и к нам. Кроме того, мы видим общественную поддержку эвтаназии в самой России: есть активисты, которые рьяно пропагандируют её необходимость. Ну и конечно, как и для многих явлений, тут применим принцип «кому выгодно?».
У эвтаназии есть очень серьёзная экономическая база – издержки страховой медицины. Как работают страховая медицина и пенсионные фонды? Деньги, которые мы платим в виде социального налога, по законам ростовщического капитала идут в какие-то структуры, которые потом их распределяют и хранят. И человек платит-платит, но большинство тратит, как правило, уже в конце жизни, когда начинает получать пенсию, инвалидность, когда увеличиваются расходы на медицинское обслуживание в силу возраста. Поэтому эвтаназия всегда связана с деньгами.
Современные технологии позволяют значительно продлить полноценную жизнь человека. Но за это надо платить. А если искусственно сократить жизнь пенсионера, то, соответственно, те взносы, которые он платил, останутся неизрасходованными. Когда есть социальная экономическая база для этого явления, то нельзя расслабляться. Если есть те, кому это выгодно, значит, найдутся и лоббисты.
Ну и нужно понимать, что движение за эвтаназию – это движение того же порядка, что и аборты. То есть, фактически это «планирование семьи», только аборты находятся с одной стороны, а эвтаназия – с другой. Это уничтожение «лишних» людей, которые на самом деле лишними не являются. Кроме того, ситуация усугубляется малодетностью и многочисленностью одиноких пожилых людей: во многих странах происходит старение населения.
Португальский епископ сказал, что легализация эвтаназии приносит не те результаты, на которые рассчитывали. Обещают добровольную эвтаназию, а вместо добровольной она становится принудительной. И эта трансформация происходит очень легко. На деле происходит совсем не то, что мы себе представляем. По сути - узаконенная смертная казнь. Причём, ни за что ни про что. И согласия человека спросить невозможно, потому что не все могут его дать, а человек в уязвимом положении внушаем, стоит на него надавить или, например, перестать давать обезболивающие. Если человек находится в коме или по другой причине затруднено взаимодействие с окружающим миром, попечители могут принять за него решение. Мы не можем принять подход сторонников эвтаназии еще и потому, что это есть форма узаконенного суицида, который становится нормой. Среди историков и биологов есть такое мнение, что в определенный момент человеческой истории примитивные сообщества людей начали заботиться о стариках, игнорируя то, что они как бы ресурсы потребляют, а явной пользы не приносят. До этого — их просто бросали на смерть. И после такого перехода произошел резкий скачок в развитии цивилизации, так как благодаря старикам стали накапливаться знания и опыт, передаваясь другим поколениям.
Кроме того, как только легализуется эвтаназия пожилых, лоббисты не останавливаются, дело идёт дальше и дело доходит до убийства детей. И здесь тоже есть определенная выгода. Предположим, ребенок болеет и необходимо платить за его лечение и реабилитацию. Это всё стоит достаточно дорого. И в этом случае применяется такой принцип борьбы с болезнью – уничтожение больных вместо лечения. Детская эвтаназия. К сожалению, нечто подобное практикуется и у нас. В форме пренатальной диагностики с целью абортировать ребенка. Применяют тот же принцип борьбы с болезнью – выявить и уничтожить больного. Это, конечно, выгодней, чем лечение, на которое нужны какие-то средства, но с помощью технологий пренатальной диагностики можно поставить диагноз, зачастую ложный, и таким образом сэкономить на лечении. И это сейчас у нас официально практикуется. А ведь очень часто, когда у ребенка выявляется болезнь, его можно вылечить, да и вообще сам по себе подход у сторонников эвтаназии бесчеловечный, который возводит убийство в норму.
1. Статья очень актуальная.