Продолжу тему, затронутую в статье, посвящённой книге «Подпольная Россия» С.М.Степняка-Кравчинского, только взгляну на неё с иного ракурса.
Но вначале небольшое вступление.
Позвали меня в Спасо-Андроников монастырь. Долго договаривались об этой встрече с о.Вячеславом Савиных (о котором я и раньше много доброго слышал). Я-то поначалу думал, что еду смотреть экспозицию музея имени Андрея Рублёва, а оказалось всё совсем не так. Древних икон я не увидел, но с настоятелем собора Спаса Нерукотворного Образа познакомился.
Мы с товарищем успели к окончанию службы, которая звучала в стенах старинного храма Москвы замечательно.Стены храма аскетически серы, не расписаны. Но хор звучит в них сказочно-возвышенно.
Я и к Кресту приложился со всеми прихожанами, когда вынес его из алтаря священник.
По холоду, дожидаясь отца Вячеслава, не раз мы обошли территорию монастыря, которую в это время после снегопада убирали от снега.
Поняв, что совсем не того я ожидал, приезжая сюда, хотел было отправиться восвояси (замёрз), но тут вышел из собора батюшка и стал осторожно спускаться по ступеням высокого каменного крыльца. Тут мы и познакомились с отцом Вячеславом.
Разговаривали (и отогревались) в маленькой тесной келье. Настоятель доброжелателен, прост в общении. Невысокого роста, худ, душевным расположением напоминает отца Евгения Юшкова.
Подарил ему свою книгу «Сроки».
— У меня в такой же обложке книга Цветкова была. Дал кому-то почитать, так и не вернули. Жаль, потому что подписана автором.
– Да, так оформлена серия наших книг «Времена и Мнения». Где же вы с Владимиром Георгиевичем познакомились?
— На художественной выставке «Земляки» в Нижнем Новгороде. Он подошёл, подарил.
— К годовщине его гибели мы выпустили сборник его последних статей «Вера в Бога у меня от мамы», куда вошли и воспоминания о Цветкове. Постараюсь его экземпляры сюда привезти.
— Хорошо, раздадим тем, кому это будет нужно. Гибели… Считаете, что его всё-таки убили?..
Я пожал плечами.
— Слишком много непонятного в его смерти.
Отец Вячеслав подарил мне ответно несколько сборников статей «Хоругвь» и две книги инокини Христины (Буткевич): «Бог поругаем не бывает». («Это как детектив в документах о нашей борьбе за собор») и «Олег Буткевич. Страницы из жизни и творчества» («Мы уговорили её написать — замечательный, талантливый был человек»).
Пригласил нас о.Вячеслави на трапезу собравшейся общины.
За трапезой о.Вячеслав Савиных только обмолвился, что время сейчас ускорилось не в переносном, а в прямом, физическом смысле, как его перебили одновременно два члена прихода (или подвизающиеся здесь работники — точно этого знать не могу) с возражениями и буквально подняли старого священника на смех. Тот смиренно умолк. Мол, вероятно, что и ошибаюсь — как знать.
Я тогда на это обратил внимание лишь потому, что не так давно смотрел документальный фильм, в котором видные учёные объясняли само понятие — время. Оказывается, это не совсем то, что мы считаем в повседневном, бытовом плане. Это сложное физическое, научное явление. Но для малообразованных (потому и абсолютно уверенных в своей правоте) обывателей всё предельно ясно и понятно. Они готовы давать свои оценки хоть физике, хоть искусству, хоть политике, хоть философии или управлению государством. Я к такому поведению, лишённому всяких сомнений, привык. Но в случае с о.Вячеславом тронуло это не показное, естественное, мудрое смирение. Смирение не ума, не сердца — души.
После трапезы распрощались.
По возвращениив Нижний Новгород я перечиталв книгеН.Н.Третьякова «Образ в искусстве. Основы композиции» те места, которые ранее отметил в ней карандашом.Николай Николаевич размышляет:
«Мы живём в эпоху, когда время бежит быстрее, как бы сокращаясь. Мелькают дни и годы, и понятие вечности уходит из нашей жизни. Восприятие времени претерпевает сущностные изменения. Здесь немалую роль играет и современная информация, и новые средства передвижения, появившиеся в ХХ веке, и та психологическая суетливая торопливость, с которой мы живём, забывая о том, что время может быть и другим… Появились факты, подтверждающие сокращение времени. Известно, что масло в лампадах, зажжённых над Гробом Господним в Иерусалиме, стало выгорать медленнее, чем это происходило раньше, поскольку иначе движется самое время. Мы его не можем измерить, и оно не поддаётся рациональному анализу, но, тем не менее, факт ускорения налицо».
Думаю, о.Вячеслав, говоря о времени, возможно, держал в уме этот пример из книги Н.Н.Третьякова. Сам он окончил художественное училище, прекрасный живописец.
Вот такой священник, смиренный и думающий, подарил мне альманах «Хоругвь», в № 7 которого (Издание Храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре.Москва. 2002) статью О.В. Никифоровой «Преосвященный Владимир (Соколовский), последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Екатеринбургский период служения (23 декабря 1903 — 18 марта 1910 гг.)».
Текст большой — более сорока страниц убористого шрифта. Впрочем, тут же публикуются и несколько фотографий.
В статье автор довольно много цитирует письма епископа, направленные митрополиту Киевскому Флавиану. Вот от 24 мая 1905 года:
«Пишу из мятежного Тагила (47 тыс. жителей)… Завод один за другим и фабрики бастуют, бьют нелюбимых людей, поджигают дома… Пострадали в Алапаевском заводе и духовные. На 6-е мая возвращался в Екатеринбург. Там были покушения босяков ограбить женский монастырь (972 обительницы)… Площадь была занята многими тысячами народа — бунтовали против купцов и хозяев, а не против царя. Студенты, жиды буквально из города бежали… немало их били. Губернатор бежал было из Перми (окна выбили, из револьверов стреляли), но потом возвратился в Пермь, с войсками… Бунтовали в Перми против царя и власти сотни учителей, под предводительством начальницы гимназисток… Народ открыто грозит побоями агитатору, а худшая его часть и босяки рады смуте».
Сколько раз мне приходилось спорить с местными православными патриотами, что революция в России произошла не вдруг в 1917 году, а из-за долгого периода нестроений внутри самого государства. Это объективный и неопровержимый факт, который совершенно не воспринимают многие — от современных «дворян» до искренних ревнителей Православной веры.
Из этого письма разве не видно, что задолго до событий 1917 года наш народ, культивируя внутри себя смуту, устремлённо двигался к пропасти?
Потому и делаю для себя ещё одну выписку по затронутой теме из другого письма митрополиту от 11 июня 1905 года:
«Приговаривают социалисты меня в прокламации к смерти. Жребий выпал исполнить на студента-технолога, но он не захотел, застрелился… Срок убить меня определён до 15 июня. Подождём, увидим. Завещание в консистории… если на то воля Божия и что случится, прошу панихидку».
Далее из письма от 27 сентября того же года:
«Сегодня мятежная толпа ворвалась в зал земского собрания, речами и революционными песнями разогнала его… Получил письмо от анархистов: "Уходи скорее… иначе будет тебе то же, что Серёжке Романову". …Напряжение измучило меня».
И из декабрьского письма. Может быть, это самые горькие и наиболее полно объясняющие то, что произошло черезнемногим более десяти лет.
«Внутренний церковный мятеж не менее страшен. Управляющий местным свечным заводом священник Уфимцев в параллель нашим пастырским собраниям под моим председательством завёл свои тайные. В местной печати революционных газет вдруг появился целый ряд статей от Екатеринбургского кружка духовенства со страшными хулами на Церковь… Он хвалился мне, что находится в переписке с центральным комитетом в Петербурге; а один из его сторонников (их 19, все молодые священники из семинаристов) хвалится, что переписка ведётся с деятелями пресвитерианского движения 18 русских епархий… Если Дума будет красная, тогда она попытается попрать Божий Закон. Либеральные иереи будут главными помощниками… Главным вдохновителем священника Уфимцева и писателем статей и бунтарных воззваний оказался учитель Екатеринбургского духовного училища Успенский… который написал на меня пасквиль митрополиту Антонию…»
Какие ещё более весомые доказательства нужны в подтверждение моих слов? Слышу этот живой голос из 1905 года и понимаю — в таком состоянии страна не могла не оказаться в кровавом междоусобном хаосе. Но разве новоявленные «дворяне» способны услышать этот «голос» из прошлого века?
В который раз осознаю, что даже серьёзные, пишущие люди не понимают всей взаимосвязи, что происходит в нашей истории вообще и с каждой отдельно взятой личностью в частности. Ничто не возникает из ничего, все поступки, политические действия ведут к какому-то определённому результату. Закрытие храмов и аресты священников — всё это лишь итог, результат, к которому шло «образованное общество в России» на протяжении многих десятилетий (особенно в ХIХ и начале ХХ веков). Я в своих статьях приводил достаточно фактов неблаговидного духовного и нравственного состояния,в том числе и в среде российского священства.
Приведу и ещё один. Вот что писал служащий Московской Синодальной конторы Денисов (начало марта 1917 г):
«Молодые монахи и либеральные "батюшки" неизвестно чему бессознательно радовались и ходили "гоголем", точно их рублём одарили. Пожилые монастырские "старцы"» и маститые отцы протоиереи, поседевшие в консисторских интригах, вели себя уклончиво, сумрачно отмалчивались. Мелкая духовная челядь "дерзала": пела под пьяную руку революционные песни, ходила на митинги, даже "выступала" на них… Впрочем, здесь низшая братия была не виновата: она обращалась за разъяснениями и указаниями к церковным властям, но те как-то мялись и отнекивались, либо отвечали "живите как хотите"…» (Взято из статьи «Церковь и революция» доктора исторических наук Михаила Ивановича Одинцова. «Независимая газета» 1.04.2009.)
Если мы считаем, что всем правит Промысл, то должны согласиться, что и испытания Русской Церкви даны были неспроста. В таком случае, не являлся ли период советской власти для России очистительным вразумляющим бичом? И не будь этого «бича», к чему бы могло привести одемократичевание на европейский лад русского народа вместе с его священством?
Возможно, чтобы Россия осталась в мире «удерживающим началом», и были даны русскому народу такие немыслимые испытания (вспомним здесь и войны, когда пришлось бороться в одиночку со всем «цивилизованным миром»), которые только он и мог вынести, духовно очистившись.
Мы представить не можем, какое значение будет России в грядущие времена. Об этом предсказаний дано немало. Впрочем, как и в прошлом предупреждений о грядущем нашем цареотступничестве и о той цене, что придётся за это заплатить.
Как, например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Предсказание»:
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.
Всё случилось по предсказанному поэтом.
Беда в том, что когда «либеральные батюшки» радовались, «маститые отцы» отмалчивались, «мелкая духовная челядь» митинговала, а церковные власти «мялись», то никто из них не подумал о грядущем «мощном человеке» с «булатным ножом», который придёт после «низверженного закона».
Валерий Викторович Сдобняков, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», Нижний Новгород
3. Валерий Сдобняков
2.
Еще, правда, есть психологическое восприятие времени. Скажем, иногда нам кажется что прошел целый час, хотя на самом деле прошло минут пятнадцать, и наоборот. Но это эффект исключительно психики человека, возможно скорости процессов в коре головного мозга, но не эффект реального физического ускорения или замедления времени.
Теперь, что значит "время ускорилось"? Если, как говорится в статье такой вывод делается на основании того, что масло в каких-то лампадах стало выгорать дольше, чем раньше (причем дольше - значит занимает больший чем раньше интервал времени, измеренный по другим часам), то это никакое не ускорение времени, а есть проблема с конкретными лампадами, с конкретным маслом.
1.
Странное умозаключение. В принципе, скорость выгорание масла в лампаде (при фиксированном объеме и составе масла, длине фитиля и прочих параметрах) является по сути таким же физическим способом измерения времени, как и любые другие часы. Но получается, что именно эти часы стали отставать от всех прочих. Т.е. все прочие физические часы остаются синхронизированными между собой, а также с длиной земных суток, длительностью годового вращения Земли и пр. И только лампадные часы вдруг рассинхронизировались. И из этого делается очень странный вывод об сокращении времени!
На самом деле тут одно из двух: Либо скорость всех физических процессов во Вселенной по непонятной причине увеличилась по отношению к скорости горения масла именно в этих лампадах. Либо, что гораздо более вероятно, просто по какой-то причине масло в этих лампадах стало выгорать медленнее (другие параметры фитиля, другое масло, несколько увеличился заливаемый объем, другая температура окружающей среды, другая концентрация кислорода в воздухе и т.д.). Но в любом случае никакого отношения наблюдаемый факт к какому-то "ускорению времени" не имеет.