«Творчество Достоевского - это проповедь»

Завершились всероссийские чтения «Дни Достоевского на Переславской земле»

200-летие со дня рождения Достоевского 
0
614
Время на чтение 4 минуты
Фото: gorthodox.com

В Переславле-Залесском прошли Всероссийские чтения «Дни Достоевского на Переславской земле», посвященные 200-летию великого классика русской литературы, сообщает портал Global Orthodox. На конференцию в Никольский женский монастырь съехались литературоведы, писатели, священники, универитетские профессора.

Чтения открылись торжественной литией у памятника Достоевскому, который недавно установили на площади перед Никольским женским монастырем. Идея установки мемориала принадлежит игумении монастыря Евстолии (Афониной), автором стал скульптор Сергей Бычков. По замыслу игумении Евстолии памятник должен был показывать, «как через произведения Достоевского возрождается душа».

На круглом столе «Современность и со-вечность в творчестве Достоевского» обсуждали, как присутствуют идеи Достоевского в современном обществе. Председателем дискуссии выступил епископ Переславский и Угличский Феоктист. В своем вступительном слове епископ Феоктист сказал: «Что такое православие? Юрисдикция, традиция, сумма вероучений? Я думаю, что по своей сути, православие - это единственно верный способ чтения Евангелия».

О Евангелии в творчестве Достоевского говорила в своем докладе Валентина Васильевна Борисова, доктор филологических наук из Москвы. «Творчество Достоевского - это проповедь. Но не богословская проповедь, а художественное слово. Сквозь призму его текстов мы постигаем смысл того, что было сказано Христом», - подчеркнула Валентина Борисова.

Николай Алексеевич Лобастов, учитель русского языка и литературы из Нижегородской области рассказал о том, как именно Достоевский понимал учение Евангелия: «Не проявления всего грешного страшился Достоевский, но духовной спячки, лукавой и лицемерной нейтральности. Достоевский не терпел "среднего человека", неподвижно застывшего на готовых правилах».

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Владимир Захаров отметил, что «Достоевский отрицательно относился к гуманизму, считал его "человеколюбием без Христа". Для Достоевского быть гуманистом мало, нужно быть христианином».

О том, что для Достоевского значит христианство Владимир Захаров рассказал так: «У Достоевского все слова стремятся к Богу. У него идеал всегда - Христос. Христос - мера всех вещей».

Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор, Новгородского государственного университета рассказал о том, как Достоевский видел историческую роль русского народа: «Одна из основных идей Достоевского - мир спасается и будет спасаться через Россию и русский народ. В судьбе и характере русского народа проявилась удивительная способность уподобляться Христу в его жертвенном служении людям. Русский народ может жертвовать своим земным благополучием ради других народов, это повторяется вновь и вновь в кризисные эпохи», - подчеркнул Александр Моторин

Не только русский народ, по мнению участников дискуссии, взял на себя все грехи мира, но и сам Достоевский принял символическую ответственность перед Христом за грехи человечества. Это отметила в своем выступлении Ирина Владимировна Дергачева, доктор филологических наук, профессор, Московского государственного психолого-педагогического университета.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления Союза писателей России, посвятил свое выступление противоречивому облику Достоевского в мировой культуре. Он подчеркнул, что Достоевский не может быть неинтересен: его или любят, или ненавидят.

Священник Владимир Мартышин, старший преподаватель педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, рассказал о том, как в произведениях Достоевского отражается жизнь христианской семьи. «Жизнь семьи, описанная в его романах, полностью освящена во всех проявлениях. Для героев Достоевского очень важны нравственные устои православной семьи: честь, достоинство, репутация», - отметил отец Владимир.

Священник Евгений Ефремов, клирик Никольского женского монастыря, предложил рассматривать романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» как дилогию, в которой главной темой служит образ святого, проповедующего детям. «В финале романа "Братья Карамазовы" звучат литургические интонации, - подчеркнул отец Евгений – Достоевский здесь поднимается на вневременную высоту».

О природе зла в произведениях Достоевского рассказал протоиерей Александр Смирнов, клирик Никольского монастыря: «Любовь предполагает свободу, а свобода это в том числе и отрицание Творца. Именно в такой бесконечной степени свободы появляется возможность зла - зла как отсутствия Бога».

В завершение встречи епископ Переславский Феоктист отметил, что Достоевский в своих произведениях не упрощает Евангелие, а показывает его как оно есть - бесконечно сложным для человека. «Исповедовать православие бесконечно сложно, потому что мы все люди и нам нужны понятные, строгие, ясные схемы, а схем нет. Мы начинаем их выдумывать, но тогда мы уходим от православия», - сказал епископ Феоктист.

«Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы, исследуя творчество Достоевского, живя его образами, которые навсегда вошли в русскую культуру, мы помнили о его евангельской сложности, которую невозможно устранить», - такими словами епископа Феоктиста завершилась дискуссия в Никольском монастыре, сообщает Global Orthodox.

Фото Василия Дворцова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

200-летие со дня рождения Достоевского
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
Слово о русской философии.
Философия свободы у Достоевского
10.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41