«Корни обновленчества следут искать в истории русского духовенства»

Игумен Виталий (Уткин) выступил с докладом об истоках и сути обновленчества

Проблемы церковной жизни 
0
727
Время на чтение 6 минут
Фото: скриншот youtube.com

В среду, 15 сентября, в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4», сообщает Патриархия.ru. С докладом на тему «Религиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX — начала XX веков: истоки и суть обновленчества» выступил секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии, ученый секретарь и старший преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин).

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

«История обновленческого движения максимально мифологизирована: совершение богослужений на русском языке, литургические новшества и т.д., которые принято считать маркерами обновленчества, на самом деле были факультативными явлениями. Обновленцы перешли на новый стиль вместе с греческими Поместными Православными Церквами. В остальном их богослужение не отличалось от богослужения Патриаршей Церкви. Более того, к 1925 году все литургические реформы в обновленчестве были свернуты, а переход на новый стиль фактически отложен», — отметил игумен Виталий.

В литературе нередко можно видеть утверждения о том, что обновленцами становились бывшие левые социалисты, однако, среди обновленческих лидеров встречаются и бывшие представители правых партий, таких как, «Союз русского народа». К их числу относились, такие представители обновленческого духовенства как Владимир Красницкий, Сергий Калиновский, Александр Надеждин и др.

Докладчик полагает, что на протяжении десятилетий обновленчество воспринималось как постреволюционное явление. «Предшественниками обновленцев принято считать священника Григория Петрова, т.н. "группу 32-х петербургских священников". При этом традиционно подчеркивается разрыв между ними и основной массой русского духовенства», — считает историк. Однако, по мнению докладчика, такой разрыв совсем неочевиден.

Игумен Виталий подчеркнул, что термин «обновленчество» появился задолго до 1922 года и носит ярко выраженную политическую окраску. После революции 1905 года на волне подготовки Всероссийского Поместного Собора вместе с еженедельником «Век» стало выходить приложение «Церковное обновление», авторы которого выступали за: 1) отказ Церкви от сотрудничества с государственной властью; 2) прекращение политической поддержки власти и сотрудничества с правомонархическими организациями; 3) полную самостоятельность Церкви во взаимодействии с либеральной внецерковной общественностью. Так в 1909 году известный миссионер И.Г. Айвазов издал полемическую книгу «Обновленцы и староцерковники в недрах церковно-общественных настроений нашего времени», а до этого она была частично опубликована в журнале «Миссионерское обозрение». Игумен Виталий считает, что это свидетельствует о том, что за 13 лет до обновленческого раскола наметилось четкое политическое разделение на обновленцев и «староцерковников».

Вместе с тем, корни обновленчества следует искать в целом в истории русского духовенства. Докладчик предложил несколько тезисов:

1. Движущей силой т.н. епархиальных революций весны-лета 1917 года, в результате которых более 20 епархиальных архиереев были изгнаны со своих кафедр, стало белое духовенство. Статусное белое духовенство стремилось, с одной стороны, к эмансипации от власти епархиальных архиереев, а с другой — к отсутствию контроля со стороны прихожан. Значительная роль белого духовенства в Русской Церкви исторически обусловлена крупными размерами епархий и исключительными правами, которое оно получило в XVIII веке при формировании коллегиального управления Церковью после упразднения Патриаршества. В условиях частых переводов архиереев фактическое непрерывное управление епархией осуществляла духовная консистория, состоящая преимущественно из белого духовенства.

2. В XIX веке Церковь стала важнейшим элементом государственного управления. Приходское духовенство рассматривается властью в качестве «воспитателей народа»: нередко священник должен был исполнять функции агронома, врача, сельского учителя и т.д. Соответствующие предметы преподавались в семинариях с 40-х годов XIX века. Вместе с тем, в первое столетие существования епархиальных духовных школ, с 30-х годов XVIII века по 40-е годы XIX века, преподавание в них велось на латинском языке. В результате дискурс русского духовенства формировался в рамках рационализированной латиноязычной культуры и был оторван от реальной жизни народа. В среде духовенства, получившего достойное гуманитарное образование, появляется неудовлетворенность социальной функцией, которую ему отводило государство, в результате чего формируется и политический запрос, особенно в среде городского духовенства.

3. В ходе Великих реформ Александра II остро возник вопрос о возможности для духовенства сохранять свои функции общественных наставников — социальных лидеров на селе. Вследствие усилий либерального земства с 1867 года полностью прекращается финансирование школ, где учителями были священнослужители. Результатом становится объединение духовенства с целью защиты своих прав и формирование самосознания русского духовенства. Эти процессы можно проследить по церковной периодической печати, которая стала средой формирования такого самосознания. В 1860-х годах в печати появляется понятие «церковная общественность», которая станет ярким маркером позиционирования роли духовенства в политической жизни, его самостоятельности и дистанцирования от власти иерархии.

4. С 60-х годов XIX века активно развивается внутрицерковная демократия в виде епархиальных съездов и благочиннических собраний. После поражения духовенства на первых земских выборах эти коллегиальные органы начинают напрямую противопоставляться земству в церковной периодической печати. На епархиальных съездах демократическим путем избираются правления духовных семинарий, руководившие, в том числе их финансово-хозяйственной деятельностью, и правления возникших с 1870-х годов свечных заводов, которые определяли собой экономику епархий. При этом архиерей оказывается исключенным из этих процессов и воспринимается духовенством исключительно как источник прав последнего без ответных обязанностей.

5. Начиная с реформ 1860-х годов вопросы роста политического самосознания священнослужителей были тесно связаны с их материальным положением. В условиях необходимости выплат крестьянами выкупных платежей эта зависимость духовенства от своих прихожан существенно возросла. На протяжении полувека перед революцией духовенство постоянно ожидало от государственной власти установления специального денежного содержания. Именно стремление к надежному обеспечению своего финансового благополучия является, по мнению докладчика, одним из главных мотивов активной социально-политической деятельности дореволюционного духовенства.

«Духовенство участвовало в политической жизни уже во время Великих реформ. Однако такое участие стало наиболее активным в предреволюционный период. В 1912 году ход предвыборной компании в IV Государственную Думу в очередной раз показал возможность непосредственного участия духовенства в политической деятельности. Например, публикации в "Рязанских епархиальных ведомостях" того времени открыто говорят: духовенство должно готовиться к выборам; ни каноны церковные, ни постановления церковно-гражданские не запрещают ему принимать участие в политической жизни страны. Очень важно, что русское духовенство осознает себя самоопределяющейся политической силой, готовой к переустройству Церкви на демократических началах», — отметил историк. Вместе с тем, считает игумен Виталий, «сверху существовала тенденция на либерализацию Церкви, превращение Ее в рыхлый, ни на что не способный конгломерат. В Москве, например, в этом отношении постаралась православная общественность, формальным лидером которой стал обер-прокурор Святейшего Синода в 1915 году А.Д. Самарин. Целью либеральной общественности было проведение Поместного Собора, который должен был оторвать Церковь от государства и лишить власть церковной поддержки. Церковь виделась как конгломерат общин, избирающих архиерея, и временные — на очень короткий срок коллективные органы власти».

«Под церковным либерализмом я понимаю теоретическое отвержение на рациональной основе особого иерархического устройства Церкви, где Церковь рассматривается как Тело Христово, собираемое за Евхаристией вокруг апостольских преемников — епископата. К началу ХХ века либерализм оказался господствующим трендом в русском богословии и русских духовных школах. При этом церковный либерализм, не меняя своей антииерархической сути, зачастую рядился в консервативные одежды. Вместе с тем, церковный либерализм оказался на обслуживающих ролях по отношению к светскому либеральному движению. Именно внешняя политическая революция станет катализатором церковной революции. Сосредоточение на материальном, а также стремлению к максимальной свободе в семейных отношениях — второбрачию привело это движение в окончательный тупик, поставив его в полную зависимость от государственной власти, уже не царской, но советской», — заключил докладчик.

Официальный сайт Московского Патриархата информирует, что следующий лекторий состоится 22 сентября в то же время. Докладчик: историк, публицист, член Информационной комиссии Московской городской епархии, член приходского собрания единоверческого храма святителя Николы в Студенцах, руководитель идеологического отдела Первого русского телеканала «Царьград» М.А. Тюренков. Тема: «Православие. Старообрядчество. Единоверие. Опыты и перспективы преодоления русского раскола» (к 50-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года).

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит еженедельно по средам с 18.00 до 19.00, сообщает Патриархия.ru.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:42
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 12:34
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43