При виде вертолетов и самолетов сразу вспоминается Сикорский и другие русские эмигранты, заложившие основу не только авиационной промышленности, но практически всех современных западных технологий.
Мне немало приходилось летать на вертолетах в юности при освоении нефтяных залежей Тюменского Приобья. Там на буровую или удаленные поселки в семидесятых годах кроме вертолета добраться было нечем. Тогда это был самый популярный и привычный транспорт. Но одно дело, грузовое транспортное средство НГДУ "Юганскнефть" 70-х, и совсем другое, при всём нашем критическом отношении к США, современный комфортабельный четырехместный американский вертолет. Полет на нем переносит тебя в состояние, которое испытывают, вероятно, ангелы: когда ты можешь в любой момент подняться в воздух и перемещаться в этой небесной выси, не ощущая земного притяжения. И вот в этом состоянии ангельской невесомости мы оторвались от взлетной площадки "HELI-PORT" по Новорижскому шоссе на праздник, посвященный открытию памятника Русскому Скульптору Вячеславу Клыкову, возведенному его сыном, Андреем Клыковым, при поддержке Сергея Павловича Козубенко - большого друга Вячеслава Клыкова.
По программе полета предлагалась остановка в Тульской области, чтобы взять на борт всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова, где Фёдор Филиппович, уже ставший отцом Феодором, осваивает и преображает огромную территорию. Там по плану скоро будет три православных храма и сорок часовен.
Полет на вертолете вызывает особое ощущение скорости и высота полета такая, что ты можешь рассмотреть все на земле. В Подмосковье это, прежде всего, приусадебные участки, чем ближе к Москве, тем разнообразнее: ухоженные и украшенные лужайками, бассейнами, роскошными банями. Подальше от Москвы - преимущественно ровные «шестисоточные» прямоугольники с типовыми постройками с изломанными крышами.
Но самое удивительное впечатление, когда пролетаешь над лесом. Возникает такое ощущение, что кроны деревьев можно потрогать рукой или мягко на них опуститься и в эти моменты не хочется думать, что вертолеты могут терпеть крушение. Хотя на обратном пути, когда в потемневшем небе пришлось резко менять высоту и направление полета, чтобы вылететь за пределы разбушевавшейся грозы, и возникала реальная опасность аварийной посадки, ощущение опасности обострилось. Но в то солнечное утро 1 сентября при чистом небосклоне и легком дуновении ветра такое казалось невозможным.
Когда пролетели над Тульской землей и взяли на борт Фёдора Конюхова, лес постепенно сменяется лесостепью и вашему взору открываются заботливо ухоженные бескрайние поля. Удивительно, что можно разглядеть довольно резкую границу, где суглинистая почва сменяется знаменитым курским черноземом. Так незаметно через два с небольшим часа мы добрались до родины Вячеслава Клыкова, точнее до райцентра: городок Кшень – центр Советского района Курской области.
Как быстро летит время: кажется, что это было вчера, а меж-тем прошло уже пятнадцать лет как ранним утром 2 июня 2006 года, на 67-м году жизни перестало биться сердце пламенного патриота России, верного сына своего Отечества, талантливого русского скульптора, народного художника России, лауреата государственной премии СССР, лауреата государственной премии имени И.Е.Репина, Вячеслава Михайловича Клыкова.
Трудно охватить одним взором вклад, сделанный В.М. Клыковым в сокровищницу русской культуры, в возрождение православного самосознания русского народа, в сохранение и утверждение лучших традиций русской государственности. Он ставил вехи Русского Возрождения и пробивал бреши в стенах, преграждающих наш путь.
Вся жизнь Вячеслава Клыкова представляет собой удивительный сюжет; родился он за два года до войны и малолетним ребенком испытал все тяготы эвакуации. Уже будучи смышленым мальчуганом, Слава Клыков встречал возвращавшихся с войны фронтовиков-односельчан: загорелые, обветренные, поджарые. Мальчик жадно впитывал их рассказы о боевых буднях и Великом Маршале Победы — Георгии Константиновиче Жукове. Как знать, быть может, уже тогда возникла у него мысль изваять в бронзе непобедимого Русского полководца.
Тернистым был его путь в искусстве. Как и многие скульпторы того времени, вначале увлёкся архаикой: лепил эпохи палеолита, хотя интерес к обнаженной фигуре помог ему в будущем.
В становлении Вячеслава Клыкова как скульптора и гражданина было два этапа его возмужания. Первый — это работа над памятником Сергия Радонежского. Не имея соответствующего образования, Вячеслав Михайлович душой почувствовал, что Возрождение России должно начинаться с Преподобного Сергия.
А второй этап — это создание комплекса Третьего поля России - Прохоровского, где был сломлен хребет нацистской армии
Содружество художников и власти было всегда нормой. Но многолетняя дружба Евгения Степановича Савченко со скульптором Вячеславом Клыковым — очень хороший пример для подражания. Поэтому сразу по прилёте мы встретили та Евгения Степановича.
Вспоминаю, как мне говаривал тогда Вячеслав Михайлович: «Вот смотри, Володя, я столько стараюсь для своей малой Родины, а власти Курска, да и художественная элита, этого как будто не замечают, и совсем другое отношение я ощущаю в Белгороде». И действительно, на Белгородчине много памятников, созданных Вячеславом Клыковым. Достаточно назвать величественный монумент Великому Князю Владимиру, возвышающийся над городом, или украшающий центральную площадь памятник Щепкину. И все же самый выдающийся результат их сотрудничества — это увековечение памяти Третьего ратного поля военной истории России — Прохоровского, с его символом — белоснежной звонницей, увенчанной сияющей золотой сферой с семиметровым образом: Покрова Божией Матери, заступницы и защитницы России. На открытии этого монумента в дни пятидесятилетия Победы президенты трех восточно-славянских республик ударили в установленный внутри звонницы набатный колокол единения, который трижды в час своим звоном должен вечно напоминать нам об этой Великой трагедии, которая никогда не должна повториться. И именно там, на открытии монумента, Клыков произнес фразу, ставшую крылатой: «С Прохоровского поля мы уже не отступали — мы будем только наступать». И мы наступаем. Медленно, но неотвратимо!
Владимир Ильич Большаков, президент Международного художественного фонда, доктор философских наук, профессор, член Союза писателей и Союза журналистов России