Вчера Глава Российского государства принял участие в пленарной сессии Восточного экономического форума, сообщает пресс-служба Кремля.
Модератор форума Сергей Брилёв задал вопрос Президенту о версии убийства митрополита Филиппа. Напомним, что в ходе встречи с губернатором Тверской области Игорем Руденей Владимир Путин отметил, что убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является всего лишь одной из версий.
«Ну а вторая версия простая, что он его не убивал и не проезжал. А если и проезжал, то проехал мимо», - ответил Владимир Путин на вопрос Брилёва.
На ответ Главы государства отреагировал в интервью РИА Новости член Синодальной комиссии по канонизации святых и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.
«Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным Писанием, которое не подлежит редактированию... Но есть и более тонкий момент: все богослужебные тексты имеют церковную санкцию, санкцию церковной власти, и в богослужебных текстах обстоятельства жития обычно присутствуют, хотя бы некоторые. Если окажется необходимым или возможным менять богослужебный текст в связи с какими-то новыми обстоятельствами, это уже будет предметом для принятия официального решения», - сказал отец Владислав.
Тексты житий, рассказал пастырь, не являются каноническими документами, хотя и имеют высокий авторитет. Тексты некоторых житий утверждаются священноначалием - это касается в основном святых, прославленных в последнее время. Другие же жития представляют собой памятники древнехристианской литературы. Существуют и авторские жития святых.
В случае с историей времен Царя Ивана Грозного простор для разных версий в науке остается, и интерпретация событий часто зависит от личного отношения к деятельности царя, уверен профессор МДА.
«Если деятельность Ивана Грозного расценивается в позитивном плане - не то чтобы из этого вытекала необходимость отрицать его причастность к убийству, но отрицается намерение. И наоборот: при негативном отношении к Ивану Грозному на него возлагается ответственность за те убийства, которые представляются сомнительными как сознательные, а не нечаянные вещи - например, убийство его сына Иоанна», - сказал отец Владислав.
Тем не менее, подчеркнул он, Церковь - это не учреждение, которое должно санкционировать положения, признаваемые в исторической или любой другой науке.
«Разумеется, для внесения изменений (в жития святых) требуются особенно тщательные исследования. Но наука - это наука, наука по природе своей не цензурируется, а Церковь не может быть цензором для исторической, церковно-исторической науки. Уточнять обстоятельства - дело историков», - заключил профессор МДА.
Однако заместитель управделами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) написал в своём канале в Telegramе, что Церковь не собирается пересматривать жития святых, передает РИА Новости.
«Если по существу: никаких пересмотров житий святых на повестке дня не стоит», - написал епископ Савва в своем канале в Telegram.