От чего зависит наше исцеление

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1269
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Евангелие об исцелении двух слепых и немого бесноватого — о тайне чуда и веры. Прежде чем совершить чудо исцеления, Господь спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они уже исповедали Его Сыном Давидовым, теперь их вера должна достигнуть исповедания Его Сыном Божиим, ибо только Бог может давать зрение слепым. И доныне этот вопрос Господа обращен к нам: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Веровать в силу Христову значит не только не сомневаться в ней, но предавать себя ей и устремляться к ней всем своим существом. «Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Господь опирается в исцелении на нашу веру. Он не вопрошает этих людей об их богатстве, о том, способны ли они заплатить Ему за исцеление, но только об их вере. Великое утешение для подлинно верующих, что Господь знает их веру и радуется ей. Хотя наша вера может быть слабой, хотя другие могут не замечать ее, хотя мы сами можем сомневаться, насколько она крепка, Господь знает, что мы веруем в Него. Все, кто обращается к Нему, получат по своей вере, а не по одному внешнему исповеданию. Подлинно верующие не должны сомневаться, что получат от Господа все, что обещано в Писании. И утешение Господне среди многих наших нынешних скорбей возрастает или ослабевает в зависимости от нашей веры.

«Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал». В подлинном добре, которое мы делаем, вернее, которое Бог делает через нас, мы не должны искать похвалы себе, но только славы Божией. Нашей заботой и нашим трудом должна быть польза других, а не наша известность и выставление себя напоказ. Но слава как тень, говорят святые отцы, следует за теми, кто бежит от нее. Исцеленные же, сказано в сегодняшнем Евангелии, «выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Хотя это может показаться извинительным как то, что было сделано ради славы Христовой, но не может быть оправдания тому, что было сделано против повеления Господа. Что бы мы ни делали и ни говорили с намерением прославить Бога, мы должны быть осмотрительными, чтобы наши действия и наши слова были всегда согласны с волей Божией.

Обратим внимание и на то, как было совершено исцеление одержимого бесом человека, который был нем. Сколько несчастий в этом исполненном слепоты и немоты мире, и как должны мы благодарить Бога за наше зрение и дар говорить! Непостижимы Божии дары, но мы не должны забывать: когда диавол овладевает душой, она становится слепой и глухой по отношению к добру, и немотствует в молитвах и хвалении Бога. Этот несчастный был приведен ко Христу, Который исцеляет не только тех, кто сами приходят к Нему, за их веру, но и тех, кого приводят их близкие, за веру других.

И вот последствия чудесного исцеления. Народ удивился, и было чему! «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Хотя немногие уверовали, но многие удивились. Удивление толпы бывает чаще, чем то, что требует подлинной глубины. Тем не менее были те, кто уверовал. «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Когда они не могли отрицать очевидности этих явных чудес, они приписывали их диаволу, как если бы чудеса исцеления могли совершаться его действием. В их словах не было ничего, кроме злобы и лжи, и адской вражды против Бога. Оттого что народ так изумлен, им надо умалить чудо, и ничего другого они не могут придумать.

Нам показано, что никому невозможно остаться нейтральным по отношению ко Христу. Одно и то же событие кого-то приводит к вере, кого-то заставляет хотя бы на время задуматься, а кого-то еще более ожесточает. Не зря говорят: глаз видит то, что чувствует сердце. Фарисеи видели Христа в союзе со всеми злыми силами. Не так ли было с гадаринцами после исцеления бесноватого, когда они со страхом просили Господа отойти от пределов их? Тех и других подвигало на это их внутреннее устроение.

Чем объясняется такое неверие? Почему для фарисеев живая вера оказывалась смертным грехом? Прежде всего потому, что всю духовную жизнь они сводили к соблюдению внешнего закона. Все великое и святое для них могло быть только в прошлом. И когда пришел Христос с благодатной верой и новой жизнью, с подлинной религией, это вызвало у них ненависть. Они возненавидели Его, как когда-то их отцы ненавидели пророков. Кроме того, они были слишком исполнены гордости и самодовольства, чтобы подчиниться истине. Они были так довольны собой, что не видели необходимости что-либо в своей жизни менять. И они ненавидели всякого, кто хотел изменить их самих. Покаяние — это единственные врата, через которые все люди без исключения приглашаются войти в Царство Божие. А покаяние означает способность признать, что мы ходили до этого ложными путями, осознание, что только во Христе возможно обрести подлинную жизнь, только в подчинении Ему и Его воле, и силе. Потому что только Им мы можем стать другими. И наконец, фарисеи настолько заранее были предубеждены против Христа, что не могли увидеть Его таким, каков Он есть. Они были так ослеплены собственными идеями, что не видели во Христе правду и силу Божию. Толпы смотрели на Христа с изумлением, потому что это были простые люди, знающие беду и нужду. И им открывалось, что во Христе их беда и нужда может быть утешена самым поразительным образом. Христос всегда чудесно явится тому, кто, обращаясь к Нему, остро сознает свою нужду. И чем глубже это осознание, тем чудесней является Христос. Святые отцы говорят, что мы еще не начинали настоящей духовной жизни, если не видим, что находимся в смертельной опасности, и, подобно утопающему, не взываем: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Человеку с острым чувством беды и нужды дано будет видеть чудеса во Христе Иисусе. А кто упорствует в своих заблуждениях, кто уверен, что он никогда и ни за что не переменится и никому не уступит, кто горд своей самоправедностью, кто так ослеплен своими предубеждениями, что теряет способность видеть, тот всегда будет противиться Христу, ненавидеть Его и искать подобно этим фарисеям, как погубить Его.

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Эти последние слова, заключающие сегодняшнее Евангелие, — напоминание всем верующим, получившим исцеление от Господа, что Церковь, к которой они принадлежат, призвана к благовестию Евангелия не знающим Христа. Мы живем в век неверия и неопределенности, когда люди перестают быть уверенными в чем бы то ни было. Никогда не было такого времени, когда люди нуждались бы в истине так, как сегодня. Церковь должна быть вестником несомненной истины, которой все люди призваны жить. И мы тоже должны быть способны сказать: «Я знаю, в Кого я уверовал». Трудность заключается в том, что мы должны проповедовать христианство не словами о нем, но живя им. Не столько спорить о вере с невежественными людьми, сколько показывать им, что такое христианство. Не столько говорить о Христе, сколько являть Его. Потому что святой, как говорит апостол Павел, это тот, в ком живет Христос. А мы все, уверовавшие во Христа и во Христа крестившиеся, призваны к святости. К тому, чтобы свидетельствовать о новой жизни не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие по дару Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Что предвещает звон монет среди молитвы в Храме
Евангелие вторника (Лк, 98 зач., 19, 45—48)
10.12.2024
Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим
Евангелие понедельника (Лк, 97 зач., 19, 37—44)
09.12.2024
Эта женщина – образ нашего человечества
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
07.12.2024
Чистота наших детей должна быть сегодня важнее всего остального
Слово в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:14
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:09
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
09.12.2024 20:33
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2024 19:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
09.12.2024 19:13
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Константин В.
09.12.2024 19:07