Боголюбская икона Божией Матери была написана в ХII веке после чудесного явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому. Князь направлялся из Киева в Суздаль. Проезжая свой удельный город Вышгород, он, по внушению свыше, тайно увез оттуда чудотворную икону Божией Матери, написанную, согласно церковному преданию, евангелистом Лукой. Князь Андрей имел намерение отвезти икону в Ростов Великий. 18 июня 1155 года, во время пути, недалеко от Владимира-на-Клязьме, кони княжеской дружины внезапно остановились и не могли сдвинуться с места, удерживаемые невидимой силой.
После долгой молитвы князя и его духовника явилась Сама Владычица Богородица со свитком в правой руке и сказала, что не желает, чтобы Ее образ был поставлен в Ростове. Она повелела отнести икону во Владимир, а на месте Ее явления построить каменную церковь в честь Ее Рождества.
Исполняя волю Царицы Небесной, князь Андрей отвез икону во Владимир, где впоследствии построил каменный собор в честь Успения Божией Матери, в который был перенесен чудотворный образ. Эта икона стала называться Владимирской.
На месте явления Пресвятой Богородицы святой князь Андрей поставил Богородице-Рождественскую церковь. Монастырь и город, образовавшиеся вокруг церкви, он назвал Боголюбовым. В память о чудесном явлении князь Андрей велел написать икону, изобразив на ней Богородицу так, как Она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю, также изображенным на иконе благословляющим с небес Свою Пречистую Матерь.
Божия Матерь — Матерь Господа нашего Иисуса Христа и Матерь учеников Христовых. Мы узнаем Ее таковой в особенности у Креста Христова, когда Господь вверяет апостола любви Своей Матери. Она — Матерь учеников, Матерь Церкви, как видим мы Ее ходатайствующей за всех в Кане Галилейской, Она внимательна к просьбам и нуждам нашим, Она передает их Своему Сыну, и Она приводит нас к Нему. Она учит нас, что цель христианской жизни — стяжание Духа Святого (разве не от Нее воспринял преподобный Серафим Саровский эту тайну?), что мы призваны уподобиться по дару благодати Ее Божественному Сыну и быть достойными именования чадами Отца Небесного. Она стоит на страже возрастания в нас нового человека, рожденного от Духа. Ее заступничество — материнское.
Что означает эта тайна? Прежде всего, Божия Матерь заступается за нас, уготовляя нас к молитве. Ее присутствие с нами, как и с Ее Сыном, — материнское. Как всякое материнское участие это означает, что Она предупреждает опасность, угрожающую нам, или какую-либо нашу нужду, как это было в Кане Галилейской, когда те, у кого нет больше вина, Ее еще ни о чем не просят. Как все матери, Она бдит над Своими детьми, следя за их возрастанием и духовным благополучием. Она страдает их страданиями, Она страдает, видя Свое чадо непонятым или отвергнутым хотя бы на одно мгновение, Она хочет взять его с Собой, в Свой дом. Она рядом с ним во время его самого великого одиночества, самого великого страдания и смерти, когда все другие оставляют его. Ее присутствие — присутствие верности.
Откуда эта верность и как проявляется она? Почему Божия Матерь стоит у Креста, в то время как все другие оставили Господа? Не потому ли, что все другие ждали чего-то от Христа, все другие, даже лучшие среди учеников, — спасения или освобождения, или исцеления, или хлеба, или Царства Божия, все ждали чего-то, и потому следовали за Ним. Она же ничего не ждала. Она здесь, потому что любит Его, и в этом все. Она — Его Матерь, Она здесь, потому что любит Его, и потому остается с Ним, и теперь эта верность Ей принадлежит. Она любит, и в этом все, даже если Ее Сын распят среди разбойников. Она любит, и Она здесь — в этом все.
И Она учит нас, чтобы и мы были такими же верными Ему, прежде всего не за блага, которые мы можем от Него получить. Пречистая Дева, Матерь Божия, зовет нас к молитве и говорит: «Важнее всего на свете любить, и не ждать чего-то еще». Один почтенный старец замечательно сказал — сравнение, может быть, грубое, но точное: «Некоторые люди хотят смотреть на Бога как смотрят на корову — такими же глазами. Они хотят любить Бога, как любят корову. Ты любишь ее за молоко и за сыр, и за все, что ты от нее получишь. Точно так же любят Бога за внешние дары или за внутреннее утешение, но по-настоящему они не любят Бога, они любят собственную выгоду». Правда заключается в том, что все, к чему мы устремляемся, если это не Сам Бог, не может быть добрым путем ко всепревосходящей истине.
Такова наша молитва — часто, не сказать чтобы всегда, но по крайней мере иногда. Мы часто встаем на молитву, потому что в чем-то нуждаемся. Но все должно быть иначе. Пречистая Дева здесь — у Креста Христова и рядом с нами, потому что Она любит. Она говорит нам: «Все, что вам нужно будет дать, Он даст — при условии, что вы будете здесь, что вы будете любить Его. Мы должны любить Его, не ради нашего интереса, не ради нашего служения, но потому что это Он. В глубине всего, первым условием молитвы или ходатайства за других является самоотвержение, и это есть условие подлинного смирения, условие жизни. Первая молитва Пречистой Девы Марии, которую мы знаем из Евангелия: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Этой молитвой Она вошла в истинные отношения с Богом, сказав: «Я Раба Господня, Я ничего не ищу, Я ничего не ищу для Себя, да будет Мне по воле Твоей».
Святые это те, кто истинно чтут Бога. Кто истинно чтит Бога? Те, кто совершенно отвергся себя, кто не ищет абсолютно ничего своего ни в чем — ни в великом, ни в малом, кто не видит ничего ниже себя, ни выше себя, ни рядом с собой, ни в себе, кто не желает ни блага, ни чести, ни удовольствия, ни пользы, ни воздаяния, ни даже святости, ни даже Царства Небесного, хотя они ищут и святости, и Царства Небесного, но это те, кто отвергся всего, что им принадлежит, — такие люди истинно чтут Бога. Святые это те, кто Бога возлюбили больше всего на свете. Потому и называется святой благоверный великий князь Андрей — Боголюбским. Это те, кто научился у Пречистой Девы, так возлюбившей Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостию Своею, что Слово стало плотию.
Надеяться на очень великое, на самое прекрасное, если это только для себя — плохо. Божия Матерь учит нас самоотвержению, чтобы соединить нас с Господом, с Ним одним, потому что это Он, потому что мы веруем, что только Он — блаженство человека, Он — все, и наша святость, и Небесное Царство. Цель жизни — стяжание Духа Святого и обретение Христа. Этого для нас довольно.
Несомненно, Божия Матерь научила святого Андрея Боголюбского, и нас учит, что отвергнуться себя значит принести в жертву свою жизнь. Молитвы, прошения без принесения своей жизни невозможны. Принести свою жизнь, не сберечь ее для себя, сделать из своей жизни дар Богу, служение другим — в этом наше призвание. Необязательно в подвиге мученичества, как это было со святым благоверным князем Андреем, не обязательно в монастыре, не только в храме за Божественной литургией, но в каждодневной отдаче себя, капля за каплей, в кажущейся серой обыденности, в решении задач, которые возвращаются к нам без конца, потому что их решение необходимо, чтобы мы могли жить, и дали жить другим. Часто мы мечтаем о чрезвычайных обстоятельствах, когда бы мы могли посвятить свою жизнь исключительному служению, и проходим мимо того, что предлагает нам Бог, — мимо нашего служения, мимо дара, который мы должны принести нашему самому ближнему, нашему самому знакомому, самому очевидному, и не видим его. Пусть снова и снова напоминает нам сегодняшний праздник, что невозможно служить Богу, не отвергнувшись всякого эгоистического интереса в том, что касается нашей и настоящей, и будущей жизни. Даже Царства Божия, еще раз повторим, можно желать эгоистически. Мы должны поклоняться Богу только из любви к Богу. А кто поклоняется Ему из какого-либо расчета, поклоняется себе, а не Богу.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России