В конце мая один из иерархов Константинопольского Патриархата заявил, будто «процесс единения католиков и православных — на финишной прямой», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Комментируя это высказывание в эфире программы «Церковь и мир», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил: «О чем говорят константинопольские иерархи, что происходит на Фанаре в кулуарах, какие вынашиваются планы, мы не всегда знаем. Патриарх Константинопольский в последнее время возомнил себя вершителем судеб Православия. Он считает, что он может единолично принимать какие-то решения».
По мнению архипастыря, не стоит удивляться, если после единолично принятых антиканонических решений о якобы принадлежности Украины к территории Константинопольского Патриархата, а также после отрицания существования канонической Украинской Православной Церкви, которая насчитывает двенадцать с половиной тысяч приходов, более двухсот пятидесяти монастырей и более ста архиереев, Патриарх Варфоломей примет еще и единоличное решение о том, что Православная Церковь «воссоединяется» с Католической церковью.
«Я думаю, что на фоне таких абсурдных и антиканонических решений не было бы ничего удивительного, если бы Константинопольский Патриарх без согласия других Поместных Церквей, без решения тех многочисленных вопросов, которые стоят на повестке православно-католического диалога, просто объявил бы о том, что произошло воссоединение, подписал бы какую-нибудь бумагу», — сказал председатель ОВЦС. При этом он подчеркнул, что для Русской Православной Церкви данная бумага ничего не будет значить.
Все более настойчиво звучащие со стороны представителей Константинопольского Патриархата заявления о резком «сближении» Православной Церкви и Католической церкви, о возможности их скорого воссоединения заставляет обратить особое внимание на содержание православно-католического диалога в последние десятилетия и на вопросы, которые разделяют православных и католиков.
Коснувшись этой темы в эфире программы «Церковь и мир», митрополит Волоколамский Иларион среди вопросов догматического характера упомянул, в частности, вопрос об исхождении Святого Духа, о почитании Пресвятой Богородицы, «Которая почитается в обеих традициях, но по-разному».
Как отметил владыка, главным разделяющим вопросом остается вопрос о власти папы в Церкви: «Мы не можем принять такую модель церковного устройства, где будет один человек, считающийся непогрешимым, у которого будет власть над всеми церковными Соборами. Мы говорим о том, что Церковь является Соборной и Апостольской. Под соборностью мы понимаем то, что на мирском языке можно было бы назвать коллективным разумом Церкви: у нас в каждой Поместной Церкви Патриарх подотчетен Архиерейскому Собору, а не Архиерейский Собор подотчетен Патриарху».
Есть много и других разделяющих моментов, которые накопились за почти уже тысячелетнюю историю раздельного существования православных и католиков, подчеркнул председатель ОВЦС.
«Нужно очень трезво оценивать разногласия, и мы готовы их обсуждать в рамках православно-католического диалога, но не такого диалога, который превращается, по сути, в манипулирование», — сказал митрополит Иларион, констатировав: «То, чем занимался Константинополь в православно-католическом диалоге в последние годы, было попыткой манипулировать Поместными Православными Церквами с целью признания такой модели, при которой Константинопольский Патриарх получал бы какие-то исключительные папские привилегии».
«С моей точки зрения, политика, которую проводил Константинополь в этом диалоге, была направлена не на то, чтобы достичь воссоединения православных и католиков, а на то, чтобы, позаимствовав католическую модель, создать такую же модель в Православной Церкви, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Иными словами, чтобы у нас появился некий непогрешимый "папа", который принимал бы единоличные решения, а мы все обязаны были бы им подчиняться. В нашей Православной Церкви никогда такого, слава Богу, не было. И я думаю, что никогда такого не будет».
Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, «эта уродливая попытка Константинополя ввести папскую власть в Православной Церкви уже привела к расколу мирового Православия».