Любовь, правда и истина – одна тайна жизни

Слово в Неделю 5-ю по Пасхе

Протоиерей Александр Шаргунов 
0
30.05.2021 1146

Христос воскресе!

Событие, о котором рассказывает нам сегодняшнее Евангелие, происходит в Самарии, близ селения Сихарь, у колодца Иакова. Колодец глубок, как говорит самарянка Христу, и вода в нем необыкновенно свежа. Все знают значение колодцев и воды на знойном Востоке и в истории Священного Писания. Неслучайно Христос использует символ воды, говоря о жизни и о Духе. Но здесь речь идет прежде всего о простой жажде и о физической усталости.

Солнце в полуденном зените, и Христос говорит этой женщине у края колодца: «Дай Мне пить», как Он скажет на Кресте: «Жажду».

Человеческая жажда Христа — притча, выражающая Божественное желание, которое должно разбудить в этой женщине духовную жажду, жажду Божественного. Христос предстоит перед ней в простоте и нищете усталого и жаждущего человека. Он не скрывает Своей усталости и Своей жажды. Он пришел сюда как утрудившийся после долгой и трудной дороги путник, и как нищий Он просит о милости. Бог как нищий стоит и просит любви. В этом суть сегодняшнего Евангелия: Бог просит нашей любви. Но какая сила сокрыта в этом Его прошении, в этой Его немощи! Какая сила в Его Кресте!

На человеческую жажду Христа, приобщившегося всем нашим болезням, отзывается своей жаждой женщина-самарянка. И Христос может предложить ей теперь в свою очередь воду живую, животворящую, воду, которая дает жизнь. Любовь — это чудесный обмен, взаимная отдача. Только так мы можем вступить в истинное общение с Богом и друг с другом.

Теперь уже самарянка просит Христа: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Так происходит ее обращение и совершается полная перемена в ее жизни. Подлинное обращение всегда происходит после прикосновения благодати, после узнавания чуда жизни с Богом. Первый шаг любви во встрече Бога и человека всегда делает Бог.

С самого начала Христос побеждает ее душу любовью: она видит, что у Него нет никакого высокомерия по отношению к ней за то, что она — жительница Самарии, столь ненавидимой иудеями. Чувствуя Его доброту, она исполняется доверия к Нему. Этого оказывается достаточно, чтобы она могла сказать Ему: «Дай мне этой воды».

И тогда Христос ведет ее на большую глубину к правде и дальше — к тому, что есть истина. Там, где начинают подлинно любовью, возможно продолжить общение в правде и истине. Любовь, правда и истина — одна тайна жизни. Уберите что-нибудь одно, и не будет ничего. Но всегда следует начинать любовью. Правда и истина есть следствие любви. Как говорит блаженный Августин, любовь — начало, конец и середина всего.

«Пойди, — говорит Христос, — позови твоего мужа и приходи сюда». Ни тени упрека со стороны Христа этой женщине, которая сменила пять мужей. С самого начала Христос любовью направляет беседу к правде и истине. И к совершенной любви. Но только теперь беседа между ними становится подлинной и откровенной. «У меня нет мужа», — говорит женщина. «Ты правду сказала, — отвечает ей Христос, — что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Так совершается ее обращение и духовное исцеление. И только после этого трудного, но необходимого исповедания грехов, после этого духовного освобождения может быть поставлен вопрос веры и спасения. Только после этого Христос открывает ей: «Я Мессия, Которого ты ищешь, Тот, Кто говорит с тобою».

Вот что нам нужно понять о нашей встрече с Христом Богом. Ни о какой любви не может быть и речи без правды и истины. Прежде всего, Христос говорит ей, кто Он. Христос говорит ей всю правду о ней и правду и истину о Себе. Это и есть встреча со Христом. Не искание мистических переживаний или утонченных созерцаний, или особых откровений составляют суть ее, а правда и истина, движимые любовью.

Встретить Христа значит узнать, что все, что Он говорит обо мне, не вынося приговора, — правда. И вследствие этого обнаружить, что все, что Он говорит о Себе, должно быть также справедливо и истинно. И я уже начинаю узнавать это. Он знает, кто я. Он любит меня таким, каков я есть, ненавидя мой грех, который мешает мне принять то, что Он хочет мне дать. И потому я могу увидеть себя таким, каков я есть. И потому я могу Его видеть и веровать в Него.

Наша встреча со Христом может начаться во время чтения Писания, когда нас внезапно пронзит правда Его слова: как это справедливо, это обо мне! Или во время богослужения, или личной молитвы, или проповеди, когда становится ясно: Он сказал мне все, что я сделал. Или во время глубокой безнадежной скорби, когда мы понимаем, что правда, истина и любовь — как небесный огонь, который подбирается к нам все ближе и ближе.

Неудивительно, что личное обращение женщины-самарянки взволновало весь город. И все побежали в свою очередь ко Христу, умоляя Его остаться с ними на два дня. Мы слышим это потрясающее свидетельство: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Нет большей радости, чем услышать такие слова. И этой радости Церковь каждому из нас сегодня желает — во-первых, встретить однажды такого человека, который скажет с такой же силой, как эта самарянка о Христе: «Пойдите, посмотрите, не Он ли Тот, Кто вам нужен больше всего?», и, во-вторых, — каждому из нас стать таким человеком.

Таков путь к нам Господа, изнемогающего от жажды и усталости, смеющего начать говорить с нами и просить у каждого из нас: «Дай Мне пить». Его любовью, правдой и истиной, Его благодатью пусть будет дано узнать каждому из нас, что этот рассказ — и о нем, и он любим Господом, и от него Господь ждет, жаждет ответа любви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Колодец - История мира.

А время, около шестого часа, - время конца Истории, ибо в шесть дней мир сотворен, и то, как мир сотворен, - сотворена История, еще до своего начала. Самарянка - Запад, а иудеи - православные. Город - современная эпоха. Водонос самарянки - немецкий идеализм как конец Истории. И пять ее мужей - ход Истории от начала и до шестого дня. Сегодняшний муж самарянки - не муж ей, ибо немецкий идеализм как конец Истории - не нужен никому, так, баловство, прежде всего не нужен самому Западу: нет мужа. Вода живая - Предначертанная История. Слова самарянки Господу о том, что Ему почерпнуть нечем из глубины колодца, - слова современной Науки, для которой нет доказательства Предначертания Истории, и не может быть такого. Ибо гора, на которой они кланяются, есть гора материализма, как мы это сегодня можем назвать. Слова женщины о знании, что придет Мессия - христианское знание Запада. Но это знание содержится и в немецком идеализме, ибо есть знание Запада. Единственное, что не достает этому знанию - слова Самого Христа об истине Самого Себя. Запад услышит это слово. И тогда город придет к этому колодцу, чтобы увидеть Христа самим, и будут слушать Его, и пригласят в город , и Господь придет в город. И будет учить там, и там еще более будут слушать Его.

Игорь Бондарев / 30.05.2021 06:47
Загрузка...
Протоиерей Александр Шаргунов
Носитель жизни и смерти
Слово в день памяти пророка Божия Илии
02.08.2021
Чудо единства истины и любви
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского и отцов шести Вселенских Соборов
01.08.2021
Если мы сами не можем придти ко Господу
Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
01.08.2021
«Здесь начало истории Русской Церкви»
Слово в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира
28.07.2021
Не два, а огромное число бесноватых
Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
25.07.2021
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Фальстарт встречи антихриста, или Давай бояться вместе
Новый комментарий от Игорь Фунтов
30.07.2021 18:02
Бегом прививаться!
Новый комментарий от Константин В.
30.07.2021 17:13
Владимир Легойда: Прививка не может повлиять на бессмертную душу
Новый комментарий от Советский недобиток
30.07.2021 15:59
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от Порфирий
30.07.2021 15:48
Дискуссия о «екатеринбургских останках» продолжается
Новый комментарий от Советский недобиток
30.07.2021 15:44
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
30.07.2021 15:04
Свет России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.07.2021 14:33