Секта «Трансперсональная психология» или «Холотропное дыхание» — якобы новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций, в реальности — неоиндуистская антихристианская секта, активно использовавшая наркотики на своих адептах.
В России растет интерес к здоровому образу жизни и под эту лавочку различные центры, секты и группы прочих официальных или неофициальных заведений, в том числе медицинские и образовательные предлагают сеансы и тренинги по трансперсональной психологии и холотропному дыханию. Открытие в обычном человеке «шлюза в бессознательное», доступ к «высшим мирам» и «коллективному бессознательному», т.е. ввести человека в изменённое состояние сознания (ИСС), проще говоря — словить «глюки». Для достижения этого состояния предлагается испытать на себе методику трансперсональной психологии или холотропное дыхание.
Люди лежат на ковриках и характерным образом дышат под специфическую музыку. Как будет открываться «шлюз», не объясняют, но новичкам обязательно рассказывают перед первым «погружением», что именно им будет представляться, что они будут чувствовать и как себя вести в ИСС. Более того, многие школы в обязательном порядке сопровождают свои объяснения специальными упражнениями, направленными на то, чтобы адепт убедился в существовании именно тех переживаний, которые требуются для «основной практики» школы.
В психологии это называется структурированием ожиданий и является основной причиной, почему они возникают у впечатлительных людей. Возникновение самой методики холотропного дыхания пришлось на конец 60-х прошлого века, когда в рамках государственной программы США по изучению ИСС, проходили эксперименты с применением ЛСД, чтобы лучше понять работу мозга и природу сознания. Занимался этими изуверскими опытами проживавший тогда в Америке психолог чешского происхождения Станислав Гроф (в 2007 году стал почётным профессором МГУ!).
В процессе экспериментов с добровольцами, принимавшими этот препарат, был замечен интересный факт – когда для «завершения переживаний» испытуемому не хватало времени действия препарата, то человек начинал сам поддерживать уходящее состояние. При этом основным инструментом поддержания было специфическое дыхание. Из этого наблюдения Гроф сделал далеко идущий вывод, что можно достичь эффекта, сходного с воздействием ЛСД, путём специального дыхания. Т.е. фактически цель «Трансперсональных психологов» — наркоманская.
Вскоре программа исследования ИСС была свёрнута, а использование ЛСД запрещено, так как воздействие препарата на конкретного человека практически невозможно предсказать, а однократный приём небольшой дозы приводил к острым психическим состояниям, практически не поддававшимся лечению. Несмотря на крайне противоречивые результаты и опираясь фактически на личный опыт употребления данного препарата и исключительно личную интерпретацию экспериментов с добровольцами, наркоман-психолог Гроф сформулировал модель, объясняющую все психологические проблемы человека всего четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами, которые, к сожалению, до сих пор используются в отечественной психологии.
Такая вольная интерпретация фактов многократно критиковалась и является не более чем попыткой указать всем, где именно «лежат» психологические травмы и комплексы, которые так усердно искал и находил, например, психоанализ. Старая и в значительной степени опровергнутая концепция о том, что причины всех проблем в прошлом человека и если их «проработать» – прожить заново, трансформировать, отреагировать и т.п. (названия способа у разных школ разные, но суть одна), то человек волшебным способом сможет решить психологические затруднения, которые он имеет сейчас в реальной жизни. Подхваченная в наркотическом дурмане сектанским неоязыческим движением Нью Эйдж, эта концепция стала ядром трансперсональной психологии.
Из спорной схожести наркотических переживаний небольшого количества добровольцев была сформулирована теория психологических причин поведения всех людей (наркоманы нас учат жить!). Не имея собственной аргументации, ссылаясь на чужие авторитеты, Станислав Гроф был вынужден сопровождать свои выступления и книги иллюстрациями древних ритуалов, духовных практик и иногда причудливым толкованием некоторых идей квантовой механики. Такие приёмы достаточно убедительны для людей с некритичным мышлением и очень поверхностным образованием, которыми в своём большинстве и являются адепты различных направлений сект типа Нью Эйдж. Однако обращение к первичной информации, на которую ссылается Гроф, позволяет довольно быстро выяснить, что «доказательства» основываются на простом незнании предмета и очень общих интерпретациях, которые вызывают бурю возражений у специалистов в конкретной области.
Обратимся к описанию очевидца, участника тренинга: «Сессия сопровождается очень громкой музыкой, причём в музыке строго выделены несколько различных тем, следующих одна за другой, и соответственно влияющих на эмоциональное состояние людей. Среди музыки и шумного дыхания многих людей двигаются ассистенты, которые зачастую интенсифицируют процесс собственными устрашающими криками. Холонавт может выразить свои переживания как ему удобно – криком, стоном, движением и т.п.
Когда я проходил несколько сессий холотропного дыхания у Германа Карельского, среди холонавтов была девушка, которая в процессе снимала верхнюю часть одежды и некоторое время демонстрировала окружающим свою грудь. Судя по тому, как происходил процесс подготовки к этому шоу, никакого ИСС у девушки не было и дыхание использовалось исключительно как повод и разрешение на это действие.
Возле каждого дышащего находится ситтер – человек, который по официальной версии должен предотвратить столкновение двух холонавтов и их взаимные увечья, а в случае начала процесса «рождения» сформировать своим телом и телом второго коллеги "родовой канал". На самом деле, первоначально ситтеров у Грофа не было и "рождение" вполне происходило без них. Необходимость в них появилась после нескольких случаев неожиданной смерти во время сессии. Умершие были разных возрастов и состояния здоровья, но их объединяла одна особенность – небольшая гипертония легочных артерий.
Как стало понятно, эффект холотропного дыхания крайне маловероятен у большинства людей (кроме тех эффектов, которые не имеют непосредственного отношения к дыханию, а скорее являются следствием экзальтации и разрешения на эпатажные действия). Данный эффект связан с тем, что pH крови становится более щелочным, что сильно проявляется у людей с гипертонией лёгочных артерий. Есть только одна проблема у этих "счастливцев" – в процессе холотропа они могут перестать дышать совсем. Именно на этот случай и нужен ситтер – не участвовать в сессии, а наблюдать за своим холонавтом и поднять тревогу, если он перестал дышать. Однако, поскольку большинство сессий проводится без присутствия медицинских работников, то шансы на своевременную помощь довольно малы.
При первом знакомстве сессия холотропного дыхания производит апокалиптическое впечатление – полутьма, громкая сильно специфическая музыка, крики, конвульсивные движения, стоны, силуэты ситтеров, сидящих над своими холонавтами… Хорошо, если на сессию не попадёт человек со специфическим представлением о нормах поведения. Иначе могут быть самые неприятные, а главное, не имеющие никакого отношения к трансперсональной психологии инциденты.
Мне приходилось наблюдать несколько случаев, когда сильно заостренный на Нью-Эйдж темах человек начинал громить всё вокруг себя. Нет, это не был психоз, просто ему разрешили себя проявить, а в его картине мира проявлять себя так было можно, своего рода возвращение к истокам – стать обезьяной. Если описывать мои собственные переживания от сессий холотропного дыхания, то могу чётко и уверенно сказать – никакого ИСС и даже чего-то отдалённо похожего на гипнотический транс я не наблюдал. Были некоторые эффекты, связанные с изменением содержания кислорода и углекислого газа в крови, но строить теории перинатальных матриц или "вселенского разума" на ощущениях человека, сидящего в душном помещении, совершенно неправомерно. Судя по моим наблюдениям, аналогичные переживания испытывают большинство холонавтов, но групповая динамика, возможность вульгарного поведения, иллюзии в отношении эмоциональной реакции и т.п. заставляют их приходить снова и снова».
Очевидна опасность трансперсональной психологии и психотерапии, являющейся лженаукой, даже в Американской Психологической Ассоциации ее инициаторам было отказано в создании формального трансперсонального отдела. Внимательно нужно относиться к разным видам новомодных тренингов и методик.
На основании наркоманских исследований «психологи» определяют основные «законы» духовного мира – переселение душ, карма, равноценность добра и зла, и т.п. Кроме негативного отношения к мировым религиям (особенно к христианству) прямо рекомендуют организацию сатанинских культов. Выступают идейной основой движения «Нью Эйдж» и претендуют на объединение всех оккультно-мистических практик.
Трансперсональная психотерапия — сектантская антинаучная религиозная практика, несёт в себе опасности для человеческой души:
1. Это высокоэффективный метод воздействия на личность, использующий измененные состояния сознания.
2. Метод может приводить к изменению религиозных убеждений с традиционных христианских на сектантские, антихристианские, в том числе используется для этого намеренно.
3. Пациент в измененном состоянии сознания кроме совершения смертных грехов и участия в языческих ритуалах нередко отрекается от Христа и участвует в поклонении сатане.
4. Конечная цель практики – такое изменение психики человека, которое может рассматриваться как «смерть души», возможно, необратимая.
Мы имеем дело с последовательной системой, приводящей к тому, что некоторые авторы обозначают термином «контр-инициация». Это не только и не столько система взглядов, сколько именно практика, определенная система действий по разрушению богосозданной человеческой души. По разработанности и последовательности ее можно уподобить религиозному пути или даже аскетической практике, только к противоположной цели и в прямо противоположном направлении. Фактически это продуманная, научно обоснованная и эффективная на практике система служения диаволу.
Происходящее с человеком в измененном состоянии сознания (ИСС) не исключает его волю. В абсурдном театре галлюцинаций он не зритель, но главное действующее лицо. В ИСС ситуация обостряется, все страсти усилены, но выбор все равно осуществляется сознательно и свободно. Поэтому с точки зрения греховности и последствий для души события во время «сеанса» ничем не отличаются от происшедших в реальности. Это эффективная система привлечения в свои ряды новых членов. Выступая под маской науки, медицинской практики, они привлекают специалистов. Тех, кто проходил подобное «лечение», притягивают «интересные путешествия в другие миры». Прошедшие сеансы «холотропного дыхания» часто меняют свое мировоззрение на оккультно-мистическое. Методы ТП способствуют появлению новых культов, активно используются «целителями», «гуру» и сектами.
Среди методов ТП: набор способов манипуляции сознанием, противоположность и пародийность в сравнении с христианской духовной практикой, связь с сектами и многое другое. Подготавливается путь к «царствию антихриста».
Авторы этой лжетеории рекламируют карму и нео-индуизм, критикуют традиционное православное христианство, изучают и популяризируют христианские ереси. Фанатеют от Юнга, который, как известно крайне, отрицательно и оскорбительно относился к христианству.
«Ребёфинг», изобретенный Леонардом Орром и взятый на вооружение С.Грофом, метод сверхактивного, учащенного, глубокого дыхания, в результате которого большинство людей начинают «вспоминать» и то, что было, и то, чего не было (ловить глюки).
Гроф описывает в своей книге случай, когда сам он в своем «трансперсональном путешествии» встречался со вселенским злом в облике африканской богини разрушения и смерти (аналог индуистской богини смерти Кали). Поначалу сам он не смог ее точно идентифицировать, но по его описанию это проделал его друг, специалист в области мифологии.
У адептов кардинально меняются мировоззрение, комплекс морально-этических ценностей. Сатана, вселенское зло, инфернальные силы для них — это просто иная сторона жизни, отказываться от которой нецелесообразно.
Адепты «трансперсональной психологии» начинают отождествлять себя с объектами своих визуализаций, то есть с инфернальными сущностями.
Шевчук Денис Александрович (в крещении Дионисий), выпускник православных миссионерских курсов, выпускник Викариатской школы православного миссионера (Москва), экономист, юрист, журналист