Когда слабые становятся сильными

Слово в Неделю жен-мироносиц

Пастырская проповедь 
0
1454
Время на чтение 7 минут

Христос воскресе!

Во второе воскресенье после Светлой седмицы мы совершаем память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тех, кто прикоснулся к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.

Вчера на всенощной снова звучало пасхальное ликование. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь победоносно присутствует среди смерти. И среди победоносной жизни мы видим смерть. Память о смерти присутствует в нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы — раны на руках и ногах, прободенное ребро, — видели всегда среди пасхальной радости присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, какой путь мы проходим.

Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим приходит ко Христу ночью, под покровом темноты, и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2—21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его?» (Ин. 7, 51).

А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу — каменный гроб, высеченный в скале (Мф. 27, 60). Здесь есть о чем задуматься. Авраам, когда был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было даже этого. Иосиф отдает Господу место, приготовленное для собственного погребения. Перед нами человек, у которого есть память смертная. Только редкие подвижники держали гроб в сенях своей келлии, чтобы яснее видеть, чем кончается жизнь человеческая. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно. И оттого что он отдал свой гроб Спасителю, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новой жизнью, которую Христос принес всем людям.

Об этой гробнице сказано, что она была новой — никто никогда не был положен в нее, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). Мы видим в этом особый смысл — Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.

В том, что эта гробница была высечена в скале, Церковь тоже видит великую тайну. Христос умер, чтобы гроб стал убежищем, надежной защитой для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть — самое драгоценное приобретение, говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.

Что еще мы знаем о святом Иосифе Аримафейском? В Евангелии сказано, что это был знаменитый член совета. То есть он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертный приговор нашему Господу. Может быть, именно от него Церковь имеет все сведения об этом «суде над судом», как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников Господа не мог на нем присутствовать.

Но об Иосифе сказано в Евангелии нечто несравненно более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждут Царствия Божия и хотят быть его причастниками, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тело Иисусово. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, Который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, и был тайным Его учеником. Но когда он увидел распятие Христа — может быть, он тоже был среди тех, кто стоял около Креста, — его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что сначала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда — та, которую мы должны увидеть прежде всего по отношению к самим себе. Мы не сотворили ничего достойного для нашего Господа, но только Его смерть открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.

Сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда истина Божия подвергается все большему осмеянию, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Его, и нечестивые торжествуют. И далее: «Сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126—127). Только когда я увидел поругание правды Божией, всех заповедей Его, Божественного и человеческого достоинства, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценой жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.

Вера в человеке может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но мы не можем все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное Тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира — «литр сто», — что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). Смерть Христа даже во внешнем ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2). Но, несмотря на это, жены-мироносицы снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать Тело Господа. Это говорит о том, что поклонение и любовь, которые приносят Христу другие люди, не могут никому препятствовать проявлять ко Христу свою любовь.

Сегодняшний праздник показывает нам, что в моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем судим о них мы своим поверхностным человеческим судом.

Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников Господа, но со стороны слабых женщин. У Креста Христова стояли кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. По этой причине они взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать Тело Христово.

И от слов Евангелия, которые мы слышим сегодня: «и зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу», а в другом Евангелии: «заутра, еще сущей тьме» (Ин. 20, 1) — ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды, Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. «Сей день егоже сотвори Господь». День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.

Обратим внимание, что когда все ученики Господа разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя Его учениками. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего. Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе воскресшем.

Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впавшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его Страстных дней. Как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление. Как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа. Как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному телу своего Спасителя. Как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова. Как все святые. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета и священномученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу, распятому и воскресшему, Его молитвой о убивающих их: «Прости им, Господи, не знают, что творят».

Мы призываемся, каждый из нас, прикоснуться к нашему Господу своей жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Чтобы крест над нашей могилой — крест, которым увенчивается вся наша жизнь, — соединился до конца с Крестом Христовым. Чтобы гроб, в который мы будем положены, стал «яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царскаго светлейший», чтобы Воскресение Христово открылось нам как наше собственное воскресение, и мы узнали, что единственный смысл жизни — приобщение той любви, которая есть у одного Господа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, Владимир Николаев:

Всех прекрасных форумчанок, поздравляю с Женским Праздником "Неделей Жен -мироносиц"! С НАМИ БОГ!
Валерий / 17.05.2021, 06:21

1. Жены-Мироносицы --Апостолы для апостолов !

Так о них говорил епископ Калужский Стефан на своей воскресной проповеди, в праздник Жен-Мироносиц,в Калужском единственном Георгиевском кафедральном соборе в 1963 году, в разгар хрущевских гонений ! В полном облачении, стоя на амвоне, опираясь на архиерейский жезл, Владыка Стефан говорил, что Жены -Мироносиц являлись для апостолов самими апостолами ! Они служили Христу своими имениями и средствами, следуя всюду за ним. Они не испугались и не разбежались , когда узнали , что враги схватили Христа и повели на Крестную казнь, как это почти все его сделали ученики-апостолы, кроме Иоанна Богослова. Они в полном смысле этого слова были апостолами для апостолов. Духовной матерью и покровительницей Владыки Стефана была великая блаженная рязанская Матронушка Анемнясевская. Крошечная маленькая блаженная, лежащая в деревянном ящичке, которая полностью предсказала Владыке его судьбу, когда он посетил ее после заключения в 30-е годы, будучи простым врачом. Все пророчества Блаженной Матронушки Анемнясевской сбылись полностью ! До мельчайших деталей ! Она предрекла бывшему заключенному врачу великое архиерейское будущее и великую смерть...Так и получилось. Практически кончая свою проповедь в калужской соборе, на Праздник Жен-Мироносиц, вдруг Владыка Стефан замолчал, стал пошатываться и медленно, опираясь на жезл опускаться на пол. Через секунды, Владыка умер. Умер, прямо в полном архиерейском облачении, в митре, саккосе, с архиерейским жезлом, умер стоя на амвоне своего кафедрального архиерейского собора ??!! Быстрая , не мучительная, блаженная смерть епископа в храме, во время проповеди, на женский православный праздник, в полном облачении --все произошло именно так, как предсказывала Владыке Святая Блаженная Матрона Анемнясевская, прославленная Русской Православной Церковью в лике блаженных, праведных исповедниц ! В этом же облачении, в котором говорил проповедь Владыка Стефан, его положили в гроб и отпели. Узнав о такой блаженной кончине епископа Стефана, патриарх Московский и всея Руси Алексий-1 Симанский воскликнул: "Вот это награда от Бога ! Он настоящий святой. Мне такую награду Господь не отпустит! " Новая Жена-мироносица блаженная исповедница Христова Матрона Анемнясевская вымолила у Господа святую подвижническую жизнь и святую блаженную не больную смерть для своего чада --Епископа Стефана (Никитина). Теперь, в вечных райских обителях Господних, и Блаженная Матронушка, и Владыка Стефан радостно служат у Престола Господня, и молятся за нас , грешных ! С праздником !
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 21:23
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
22.11.2024 21:12
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 20:16
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54