Христос воскресе!
Во второе воскресенье после Светлой седмицы мы совершаем память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тех, кто прикоснулся к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.
Вчера на всенощной снова звучало пасхальное ликование. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь победоносно присутствует среди смерти. И среди победоносной жизни мы видим смерть. Память о смерти присутствует в нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы — раны на руках и ногах, прободенное ребро, — видели всегда среди пасхальной радости присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, какой путь мы проходим.
Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим приходит ко Христу ночью, под покровом темноты, и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2—21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его?» (Ин. 7, 51).
А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу — каменный гроб, высеченный в скале (Мф. 27, 60). Здесь есть о чем задуматься. Авраам, когда был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было даже этого. Иосиф отдает Господу место, приготовленное для собственного погребения. Перед нами человек, у которого есть память смертная. Только редкие подвижники держали гроб в сенях своей келлии, чтобы яснее видеть, чем кончается жизнь человеческая. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно. И оттого что он отдал свой гроб Спасителю, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новой жизнью, которую Христос принес всем людям.
Об этой гробнице сказано, что она была новой — никто никогда не был положен в нее, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). Мы видим в этом особый смысл — Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.
В том, что эта гробница была высечена в скале, Церковь тоже видит великую тайну. Христос умер, чтобы гроб стал убежищем, надежной защитой для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть — самое драгоценное приобретение, говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.
Что еще мы знаем о святом Иосифе Аримафейском? В Евангелии сказано, что это был знаменитый член совета. То есть он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертный приговор нашему Господу. Может быть, именно от него Церковь имеет все сведения об этом «суде над судом», как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников Господа не мог на нем присутствовать.
Но об Иосифе сказано в Евангелии нечто несравненно более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждут Царствия Божия и хотят быть его причастниками, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тело Иисусово. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, Который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, и был тайным Его учеником. Но когда он увидел распятие Христа — может быть, он тоже был среди тех, кто стоял около Креста, — его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что сначала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда — та, которую мы должны увидеть прежде всего по отношению к самим себе. Мы не сотворили ничего достойного для нашего Господа, но только Его смерть открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.
Сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда истина Божия подвергается все большему осмеянию, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Его, и нечестивые торжествуют. И далее: «Сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126—127). Только когда я увидел поругание правды Божией, всех заповедей Его, Божественного и человеческого достоинства, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценой жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.
Вера в человеке может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но мы не можем все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.
И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное Тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира — «литр сто», — что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). Смерть Христа даже во внешнем ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2). Но, несмотря на это, жены-мироносицы снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать Тело Господа. Это говорит о том, что поклонение и любовь, которые приносят Христу другие люди, не могут никому препятствовать проявлять ко Христу свою любовь.
Сегодняшний праздник показывает нам, что в моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем судим о них мы своим поверхностным человеческим судом.
Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников Господа, но со стороны слабых женщин. У Креста Христова стояли кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. По этой причине они взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать Тело Христово.
И от слов Евангелия, которые мы слышим сегодня: «и зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу», а в другом Евангелии: «заутра, еще сущей тьме» (Ин. 20, 1) — ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды, Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. «Сей день егоже сотвори Господь». День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.
Обратим внимание, что когда все ученики Господа разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя Его учениками. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего. Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.
Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе воскресшем.
Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впавшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его Страстных дней. Как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление. Как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа. Как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному телу своего Спасителя. Как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова. Как все святые. Как преподобномученица великая княгиня Елисавета и священномученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу, распятому и воскресшему, Его молитвой о убивающих их: «Прости им, Господи, не знают, что творят».
Мы призываемся, каждый из нас, прикоснуться к нашему Господу своей жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Чтобы крест над нашей могилой — крест, которым увенчивается вся наша жизнь, — соединился до конца с Крестом Христовым. Чтобы гроб, в который мы будем положены, стал «яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царскаго светлейший», чтобы Воскресение Христово открылось нам как наше собственное воскресение, и мы узнали, что единственный смысл жизни — приобщение той любви, которая есть у одного Господа.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
2. Ответ на 1, Владимир Николаев:
1. Жены-Мироносицы --Апостолы для апостолов !