Два пути

Слово в четверг Светлой седмицы

Протоиерей Александр Шаргунов 
0
06.05.2021 738

Жены-мироносицы первыми принимают весть о Воскресении. «Со страхом и радостию великою» они бегут возвестить об этом ученикам Его, как повелел им Ангел. На этом пути смиренного послушания и веры встречает их Господь и дает им узнать Себя.

Его приветствие — приглашение к празднику: «Радуйтесь!», повеление оставить всякий страх: «Не бойтесь!» Воскресший Господь утверждает слова Ангела, а также служение, которое тот доверил женам-мироносицам: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Благовестие Воскресения — всегда зов идти ко Господу туда, где Он дает увидеть Себя в наших каждодневных Галилеях.

Христос воскрес не для того, чтобы оставить нас. Его воскресение не тяготеет над нами как угроза возмездия Бога, готового обрушиться на всех, кто, находясь рядом с Ним или далеко, принимал участие в Его Распятии. Напротив, возвышение Сына Человеческого — Благая Весть решительной победы жизни и приглашение войти теперь в эту тайну, присоединившись к воскресшему Христу изумленной и благодарной верой. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек Евангелие» (Пс. 15, 8—11).

Господь наш — Эммануил — исполнил замысел, который заключен в Его имени — «с нами Бог» (Мф. 1, 23). «Я с вами, — говорит Он, воскреснув из мертвых, — во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Мы не должны больше жить в печали бессмысленного существования от рождения до неизбежной смерти. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Этот свет — свет надежды: мы будем причастниками жизни Того, Кто сошел в наши гробы, чтобы победно отвалить от них камень. Разумеется, мы умрем, но после того как Господь прошел через нашу смерть, она только переход к свету, который не угасает, и к жизни, которая не имеет конца.

С того времени как жены-мироносицы поспешно и радостно отправились в путь (подобно тому как Пречистая Дева после Благовещения — к своей родственнице Елисавете), они пересекаются с шествием других людей, несущих ту же весть, но далеких от того, чтобы разделить с ними их радость, ибо для них эта весть — не благая. Как противостоят друг другу эти два пути! Жены-мироносицы оставляют город — символ древнего мира и первого Завета, теперь оставшегося позади, — чтобы идти туда, где воскресший Господь назначил им встречу. А эти — возвращаются в город. Их свидетельство собирает в лихорадочной тревоге всех тех, кто осудил на смерть Живого вовеки.

Те же самые события, которые обратили к вере простых женщин, чьи сердца были открыты благодати, вызывают ожесточение религиозных вождей Израиля, слишком озабоченных своей репутацией и своим положением, чтобы признать свою ошибку. Чтобы спасти лицо, они идут на новую ложь с помощью свидетелей, которым приказывают распространять лживые слухи о краже тела Умершего. Конечно же, не без иронии показывает евангелист несуразность этой лжи: кто поверит свидетельству воинов, которые спали?

Как бы то ни было, «пронеслось слово сие между иудеями до сего дня», как сказано в Евангелии. И не только «между иудеями». В попытке противопоставить «Иисуса истории» «Христу веры» кража тела Господня с целью убедить всех в так называемом «воскресении», придуманном учениками, сегодня, как и вчера, остается одним из излюбленных аргументов рационалистов-атеистов и прочих эзотеристов. Поскольку они заранее исключают все сверхъестественное, сводя всякое вмешательство Бога в ход истории к мифам, им приходится находить свое объяснение, почему гроб оказался пустым.

Но дерево познается по плодам. Евангелие от Матфея дает нам почувствовать бездну, разделяющую эти два рода людей. Жены-мироносицы исполнены радости. Они несут Благую Весть торжества жизни, они возвещают о близости Царя Мира в самом сердце нашего каждодневного существования, которое они видят освещенным тихим и теплым светом Его Воскресения. А те, кто погружает себя в упорном ожесточении во мрак лжи, сами себя исключают из мира и радости Царства, в которое воскресший Христос не перестает всех звать.

Эти два пути небезызвестны нам. Разве не становится все простым и ясным, когда мы принимаем Господа? И все помрачается и осложняется, когда мы забываем о Его присутствии в нашей жизни и хотим все понять без Него и жить помимо Него, то есть против Него. Простота, мир, глубокая радость — верные признаки присутствия с нами воскресшего Христа. А усложненность, тревога, уныние выдают, что мы отпустили руку Того, без Которого не можем делать ничего доброго.

Возблагодарим Господа за то, что Он сподобил нас веровать в Него и послал нас свидетельствовать о Своем Воскресении, несмотря на нашу теплохладность и нашу посредственность. Как не изумиться, когда мы слышим, что Господь называет нас «Своими братьями» — в то время как мы, каждый в своей мере, участвовали в принесении Ему страданий во время Его Крестных Страстей нашими многочисленными предательствами! Сердцем, исполненным благодарности, выразим нашу любовь к Тому, Кто хочет жить в нас, — словами, которые Сам Дух Святой влагает в наши уста: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь» (Пс. 17, 2—3, 33).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Протоиерей Александр Шаргунов
Никто из тех, кто Христов, не может избежать этой войны
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Пятидесятницы
19.06.2021
У рая нет дверей
Слово на Троицкую родительскую субботу
19.06.2021
«Мир», за который не молится Господь
Слово в Неделю 7-ю по Пасхе
13.06.2021
Перед светом, в котором нет никакой тьмы
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных»
11.06.2021
Для чего нам дана жизнь на земле
Слово на праздник Вознесения Господня
10.06.2021
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20