Два пути

Слово в четверг Светлой седмицы

Пастырская проповедь 
0
940
Время на чтение 4 минуты

Жены-мироносицы первыми принимают весть о Воскресении. «Со страхом и радостию великою» они бегут возвестить об этом ученикам Его, как повелел им Ангел. На этом пути смиренного послушания и веры встречает их Господь и дает им узнать Себя.

Его  приветствие — приглашение к празднику: «Радуйтесь!», повеление оставить всякий страх: «Не бойтесь!» Воскресший Господь утверждает слова Ангела, а также служение, которое тот доверил женам-мироносицам: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Благовестие Воскресения — всегда зов идти ко Господу туда, где Он дает увидеть Себя в наших каждодневных Галилеях.

Христос воскрес не для того, чтобы оставить нас. Его воскресение не тяготеет над нами как угроза возмездия Бога, готового обрушиться на всех, кто, находясь рядом с Ним или далеко, принимал участие в Его Распятии. Напротив, возвышение Сына Человеческого — Благая Весть решительной победы жизни и приглашение войти теперь в эту тайну, присоединившись к воскресшему Христу изумленной и благодарной верой. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек Евангелие» (Пс. 15, 8—11).

Господь наш — Эммануил — исполнил замысел, который заключен в Его имени — «с нами Бог» (Мф. 1, 23). «Я с вами, — говорит Он, воскреснув из мертвых, — во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Мы не должны больше жить в печали бессмысленного существования от рождения до неизбежной смерти. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Этот свет — свет надежды: мы будем причастниками жизни Того, Кто сошел в наши гробы, чтобы победно отвалить от них камень. Разумеется, мы умрем, но после того как Господь прошел через нашу смерть, она только переход к свету, который не угасает, и к жизни, которая не имеет конца.

С того времени как жены-мироносицы поспешно и радостно отправились в путь (подобно тому как Пречистая Дева после Благовещения — к своей родственнице Елисавете), они пересекаются с шествием других людей, несущих ту же весть, но далеких от того, чтобы разделить с ними их радость, ибо для них эта весть — не благая. Как противостоят друг другу эти два пути! Жены-мироносицы оставляют город — символ древнего мира и первого Завета, теперь оставшегося позади, — чтобы идти туда, где воскресший Господь назначил им встречу. А эти — возвращаются в город. Их свидетельство собирает в лихорадочной тревоге всех тех, кто осудил на смерть Живого вовеки.

Те же самые события, которые обратили к вере простых женщин, чьи сердца были открыты благодати, вызывают ожесточение религиозных вождей Израиля, слишком озабоченных своей репутацией и своим положением, чтобы признать свою ошибку. Чтобы спасти лицо, они идут на новую ложь с помощью свидетелей, которым приказывают распространять лживые слухи о краже тела Умершего. Конечно же, не без иронии показывает евангелист несуразность этой лжи: кто поверит свидетельству воинов, которые спали?

Как бы то ни было, «пронеслось слово сие между иудеями до сего дня», как сказано в Евангелии. И не только «между иудеями». В попытке противопоставить «Иисуса истории» «Христу веры» кража тела Господня с целью убедить всех в так называемом «воскресении», придуманном учениками, сегодня, как и вчера, остается одним из излюбленных аргументов рационалистов-атеистов и прочих эзотеристов. Поскольку они заранее исключают все сверхъестественное, сводя всякое вмешательство Бога в ход истории к мифам, им приходится находить свое объяснение, почему гроб оказался пустым.

Но дерево познается по плодам. Евангелие от Матфея дает нам почувствовать бездну, разделяющую эти два рода людей. Жены-мироносицы исполнены радости. Они несут Благую Весть торжества жизни, они возвещают о близости Царя Мира в самом сердце нашего каждодневного существования, которое они видят освещенным тихим и теплым светом Его Воскресения. А те, кто погружает себя в упорном ожесточении во мрак лжи, сами себя исключают из мира и радости Царства, в которое воскресший Христос не перестает всех звать.

Эти два пути небезызвестны нам. Разве не становится все простым и ясным, когда мы принимаем Господа? И все помрачается и осложняется, когда мы забываем о Его присутствии в нашей жизни и хотим все понять без Него и жить помимо Него, то есть против Него. Простота, мир, глубокая радость — верные признаки присутствия с нами воскресшего Христа. А усложненность, тревога, уныние выдают, что мы отпустили руку Того, без Которого не можем делать ничего доброго.

Возблагодарим Господа за то, что Он сподобил нас веровать в Него и послал нас свидетельствовать о Своем Воскресении, несмотря на нашу теплохладность и нашу посредственность. Как не изумиться, когда мы слышим, что Господь называет нас «Своими братьями» — в то время как мы, каждый в своей мере, участвовали в принесении Ему страданий во время Его Крестных Страстей нашими многочисленными предательствами! Сердцем, исполненным благодарности, выразим нашу любовь к Тому, Кто хочет жить в нас, — словами, которые Сам Дух Святой влагает в наши уста: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь» (Пс. 17, 2—3, 33).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Смысл жизни – вольное принятие нами смерти
29 октября — память святого мученика Лонгина сотника
29.10.2025
Когда нас так мало, и когда так много у нас врагов
Евангелие среды (Лк, 47 зач., 9, 44—50)
29.10.2025
Три обязательных условия для тех, кто хочет быть христианином
Евангелие вторника (Лк, 44 зач., 9, 23—27)
28.10.2025
И тот, и этот хлеб
28 октября — празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
27.10.2025
Мнения различны, но истина одна
Евангелие понедельника (Лк, 43 зач., 9, 18—22)
27.10.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Мы – святые иконы?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
26.10.2025
Господь испытывает нас не только великими потрясениями
Слово в день празднования Иверской иконы Божией Матери
25.10.2025
Два повествования о тайне субботы
Евангелие субботы (Лк, 22 зач., 6, 1—10)
25.10.2025
Господь хочет узнать, сколько у нас в наличии веры
Евангелие пятницы (Лк, 42 зач., 9, 12—18)
24.10.2025
Чем ближе человек к Богу, тем тяжелее его бремя
Слово в день памяти преподобного Амвросия Оптинского
23.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от С. Югов
29.10.2025 18:52
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от Константин В.
29.10.2025 17:56
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.10.2025 16:02
К 125-летию Л.Руслановой
Новый комментарий от ipopov
29.10.2025 15:25
Крест и власть русской судьбы
Новый комментарий от Александр Волков
29.10.2025 14:08
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Калужанин
29.10.2025 11:07