Интернет-зависимость как грех и болезнь

Фрески Николаевского Малицкого монастыря с изображением бесов с ноутбуками и смартфонами в руках и горящих в адском огне интернет-зависимых вызвали резонанс

0
3183
Время на чтение 6 минут

На окраине деревни Николо-Малица, вблизи Твери, есть старинный Николаевский Малицкий монастырь в Тверской области. На западной стене, где размещены сцены Страшного суда, смертных грехов, есть фреска с изображением бесов с ноутбуками и смартфонами в руках. Рядом с ними в адском огне горят грешники – интернет-зависимые, их руки скованы цепями. Монастырь, построенный в византийском стиле: стены украшают красивейшие фрески, а на службах прихожане могут услышать византийское пение, пишет «Комсомольская правда».

Внимание на необычную фреску обратил прихожанин Евгений Александров. «Отдельный котёл, как говорится, для "интернет зависимых". На росписи изображены демоны с ноутбуком Apple и айфонами», - подписал автор фото свой пост в соцсети.

«Этим фрескам уже несколько лет. Их писал румынский иконописец Руслан Гебя в то время, когда расписывал весь храм», - рассказала «КП»-Тверь» постоянная прихожанка Елена. Женщина помогает в храме на добровольных началах и застала иконописца за работой.

Расписывать стены мастер начал в 2010 году и старался все изобразить в духе времени, отсюда и фрески с ноутбуками и телефонами. По словам прихожанки, посетители храма реагируют на фрески с воодушевлением. «Любое зло Господь пытается представить во благо. Возможно, кто-то увидит эти фрески, задумается, и его жизнь изменится», - уверена Елена.

«Эта традиция, изображать бесов со смартфонами, из Греции пришла, там, видимо, это ещё раньше началось, чем у нас, - поясняет игумен Борис (Тулупов). - Надо понимать, что это на западной стене храма, где обычно изображается Страшный суд. И там символические изображения грехов, за которые грешники страдают. Среди прочего и это. Это не значит, что интернет плох. Плохо, если человек впадает в зависимость. Как писал исповедник: нет вещей плохих по своей природе, есть вещи плохие по своему употреблению».

«Я не думаю, что прям кому-то интересно. В интернете все увидели и хватит, - говорит игумен Борис. - Года четыре назад была такая волна, но только поспрашивали и всё закончилось».

Председатель Экспертного совета Русской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин в интервью РИА Новости заявил, что сюжеты фресок, на которых изображены разные виды зависимости, в том числе современные, уместны для изображения в храмах, в частности для иконографии о Страшном суде. «Аналогичные фрески есть на Афоне, там используют и даже публикуют их репродукции. Тут возражений с точки зрения Церкви нет: в иконографии о Страшном суде возможно появление фресок с изображением зависимостей – алкогольной, табачной, интернет. Просто интернет-зависимость появилась недавно. Многие люди сегодня попадают в нее так же, как в игровую: делают ставки, ходят в казино, проигрывают имущество, обездоливают своих близких. И мы должны реагировать на страдания этих людей», - сказал отец Леонид Калинин.

Он отметил, что как отдельная икона «подобная композиция существовать не может». «На иконах изображаются Спаситель, Богородица, ангельские силы, святые. Мы обращаемся в молитве к этим образам. А в иконографии о Страшном суде изображаются силы зла и пороки, которые приводят человека в пленение, приводят не к Богу, а в ад. И мы ограждаем от них людей. Ведь многие, увидев такие изображения, подумают о себе: нет ли опасности потерять связь с Богом, с ближними, любимыми и уйти в виртуальную реальность», - пояснил священник.

Он отметил, что компьютерная, как и любая другая, зависимость считается Церковью грехом, хотя и не входит в перечень смертных грехов, но «в своем развитии может привести к самым трагическим последствиям». «Зависимость – это несвобода, плен, наркотический, табачный, алкогольный, компьютерный – принципиальной разницы тут нет: человек теряет свою свободу обращения к Богу. Человек должен быть свободен, а любая несвобода противна делу его спасения. Христианство нас призывает к пониманию себя в реальном мире, к реальности, к истинному положению перед Богом. Когда мы видим в себе следы влияния темных сил, мы, прежде всего, стремимся от этого избавиться. И это стремление – начало пути нашего спасения», - заключил пастырь.

В свою очередь исполняющий обязанности пресс-секретаря Тверской епархии протоиерей Александр Душенков заявил в интервью РИА Новости, что эти фрески отражают дух времени, в котором очень распространена интернет-зависимость. «Выражать во фресках смертные грехи в сюжетах, актуальных духу времени, – обычная традиция. Скажем, в Греции, это обычная роспись в храмах, и никаких вопросов не возникает, это не что-то новое… Обычно это на усмотрение настоятеля, благочинного. Настоятель монастыря – человек очень образованный, очень современный», - сказал отец Александр Душенков.

Священник подчеркнул, что всякая зависимость – грех. «В самом интернете, в самих смартфонах ничего плохого, скажем, нет. Это как инструмент. А вот если это становится зависимостью – вот это уже вещь очень плохая. Интернет-зависимость очень близка к наркомании, к греху пьянства. Человек фактически отключается от реальной жизни, наносит вред своему здоровью и близким своим. Не случайно на исповедях люди обычно переживают и раскаиваются, что очень много времени уделяют интернету», - прокомментировал собеседник агентства.

О дискуссии вокруг фресок и интернет-зависимости рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин:

Интернет-зависимость – болезнь ХХI века. Она приводит человека к отрыву от настоящей жизни. Зависимый человек теряет способность контролировать свои чувства. Эта болезнь до конца не изучена, ведь она возникла относительно недавно. У подростков интернет-зависимость проявляется особо остро.

Если человек длительное время работает за компьютером, то это еще не означает наличие у него зависимости. Человек может спокойно отвлечься от интернета, не испытывая никаких психологических проблем.

Однако у зависимого человека появляется эйфория от пребывания в сети, он не представляет своей жизни без интернета. В то время как здоровый человек при отсутствии выхода в сеть занимается другими делами.

Зависимый от интернета человек со временем теряет коммуникацию с близкими и друзьями. Такого человека не побудить выйти прогуляться на свежем воздухе. И такие люди готовы отказаться от многого ради интернета.

Интернет-зависимость сопровождается потерей чувства времени, утрачивается способность контролировать своё пребывание в сети. Порой даже в самые напряженные рабочие дни человек отыскивает время для интернета.

Интернет-зависимость сопровождается обсуждением соответствующих тем. Человеку начинает казаться, что интернет-темы интересны абсолютно всем.

Такая зависимость приводит к ухудшению общего состояния здоровья: страдает память, нарушается сон. В результате человек приходит к психической деградации: становится раздражительным и агрессивным, появляются тревожность и страх.

Интернет-зависимость вытесняет настоящую жизнь. Как выйти из электронного рабства? Важно, чтобы близкие интернет-зависимого оказали ему помощь и поддержку, постарались переключить человека на настоящую жизнь, семейное и дружеское общение, добиться, чтобы он забыл о существовании Интернета хотя бы на два дня. Грядёт Страстная седмица. И нужно помочь своей душе переключить внимание с интернета на вечность. При Санкт-Петербургской епархии действует Общество православных психологов. Православные психологи готовы прийти на помощь тем, кто страдает интернет-зависимостью.

По всей России немало духовников и православных психологов, которые также могут оказать соответствующую помощь. К сожалению, из-за интернет-зависимости распадаются семьи. Это большая трагедия. Поэтому необходимо уделить должное внимание проблеме интернет-зависимости.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

К триаде зависимостей «алкогольной, табачной, интернет» вполне следует добавить и четвертую, про которую как-то не очень принято упоминать, а то и просто она известна весьма узкому кругу лиц, но от этого существовать не перестала, - сексоголизм.
Андрей Козлов / 21.04.2021, 21:54

2. Страсть уныния.

Страстью уныния заражено все человечество на земле. А интернет - это инструмент через который подпитывается этот бес. Единственное оружие против этой пагубы - пост, покаяние с сокрушение сердца, Причастие и постоянная молитва. С НАМИ БОГ!
Валерий / 21.04.2021, 17:20

1. Жизнь зависит от выбора зависимости — наркота,.. или молитва,..

Зависимость – это несвобода, плен, наркотический, табачный...

Но ведь священство не учит замене инет-зависимости на зависимость от доступной и посильной регулярной молитве в быту... Верно? А ведь это совершенно иная жизнь... Да при умелом подходе вполне можно использовать СМИ /инет/ как источник памяти-напоминания-молитвы Божией... для миллионов людей... Только это никому не нужно... Легче очередную проповедь сказать или службу на экран перенести, что, конечно, тоже важно... Свобода — это по своей воле следовать воле Божией...

Сант / 21.04.2021, 15:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вадим Буренин
Для России терроризм очень опасен
Об актуальности семинара «Терроризм - угроза обществу»
27.10.2023
«Мы больше молимся, посещаем храм»
Великий пост - период, когда православные христиане проводят в любви к Богу и ближним
28.02.2023
Месть бывшей возлюбленной или обыкновенная скупость?
О безуспешной попытке москвича вернуть через суд деньги, затраченные на девушку
04.01.2023
Актуальность его слова с годами всё возрастает
Митрополит Иоанн (Снычёв) показал способность Русской Православной Церкви отвечать на проблемы современности
02.11.2021
Он был человеком Божиим
Протоиерей Вадим Буренин о памятном вечере «Душа моя болит о России: К 25-летию кончины приснопоминаемого митрополита Иоанна»
05.11.2020
Все статьи Протоиерей Вадим Буренин
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04