На окраине деревни Николо-Малица, вблизи Твери, есть старинный Николаевский Малицкий монастырь в Тверской области. На западной стене, где размещены сцены Страшного суда, смертных грехов, есть фреска с изображением бесов с ноутбуками и смартфонами в руках. Рядом с ними в адском огне горят грешники – интернет-зависимые, их руки скованы цепями. Монастырь, построенный в византийском стиле: стены украшают красивейшие фрески, а на службах прихожане могут услышать византийское пение, пишет «Комсомольская правда».
Внимание на необычную фреску обратил прихожанин Евгений Александров. «Отдельный котёл, как говорится, для "интернет зависимых". На росписи изображены демоны с ноутбуком Apple и айфонами», - подписал автор фото свой пост в соцсети.
«Этим фрескам уже несколько лет. Их писал румынский иконописец Руслан Гебя в то время, когда расписывал весь храм», - рассказала «КП»-Тверь» постоянная прихожанка Елена. Женщина помогает в храме на добровольных началах и застала иконописца за работой.
Расписывать стены мастер начал в 2010 году и старался все изобразить в духе времени, отсюда и фрески с ноутбуками и телефонами. По словам прихожанки, посетители храма реагируют на фрески с воодушевлением. «Любое зло Господь пытается представить во благо. Возможно, кто-то увидит эти фрески, задумается, и его жизнь изменится», - уверена Елена.
«Эта традиция, изображать бесов со смартфонами, из Греции пришла, там, видимо, это ещё раньше началось, чем у нас, - поясняет игумен Борис (Тулупов). - Надо понимать, что это на западной стене храма, где обычно изображается Страшный суд. И там символические изображения грехов, за которые грешники страдают. Среди прочего и это. Это не значит, что интернет плох. Плохо, если человек впадает в зависимость. Как писал исповедник: нет вещей плохих по своей природе, есть вещи плохие по своему употреблению».
«Я не думаю, что прям кому-то интересно. В интернете все увидели и хватит, - говорит игумен Борис. - Года четыре назад была такая волна, но только поспрашивали и всё закончилось».
Председатель Экспертного совета Русской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин в интервью РИА Новости заявил, что сюжеты фресок, на которых изображены разные виды зависимости, в том числе современные, уместны для изображения в храмах, в частности для иконографии о Страшном суде. «Аналогичные фрески есть на Афоне, там используют и даже публикуют их репродукции. Тут возражений с точки зрения Церкви нет: в иконографии о Страшном суде возможно появление фресок с изображением зависимостей – алкогольной, табачной, интернет. Просто интернет-зависимость появилась недавно. Многие люди сегодня попадают в нее так же, как в игровую: делают ставки, ходят в казино, проигрывают имущество, обездоливают своих близких. И мы должны реагировать на страдания этих людей», - сказал отец Леонид Калинин.
Он отметил, что как отдельная икона «подобная композиция существовать не может». «На иконах изображаются Спаситель, Богородица, ангельские силы, святые. Мы обращаемся в молитве к этим образам. А в иконографии о Страшном суде изображаются силы зла и пороки, которые приводят человека в пленение, приводят не к Богу, а в ад. И мы ограждаем от них людей. Ведь многие, увидев такие изображения, подумают о себе: нет ли опасности потерять связь с Богом, с ближними, любимыми и уйти в виртуальную реальность», - пояснил священник.
Он отметил, что компьютерная, как и любая другая, зависимость считается Церковью грехом, хотя и не входит в перечень смертных грехов, но «в своем развитии может привести к самым трагическим последствиям». «Зависимость – это несвобода, плен, наркотический, табачный, алкогольный, компьютерный – принципиальной разницы тут нет: человек теряет свою свободу обращения к Богу. Человек должен быть свободен, а любая несвобода противна делу его спасения. Христианство нас призывает к пониманию себя в реальном мире, к реальности, к истинному положению перед Богом. Когда мы видим в себе следы влияния темных сил, мы, прежде всего, стремимся от этого избавиться. И это стремление – начало пути нашего спасения», - заключил пастырь.
В свою очередь исполняющий обязанности пресс-секретаря Тверской епархии протоиерей Александр Душенков заявил в интервью РИА Новости, что эти фрески отражают дух времени, в котором очень распространена интернет-зависимость. «Выражать во фресках смертные грехи в сюжетах, актуальных духу времени, – обычная традиция. Скажем, в Греции, это обычная роспись в храмах, и никаких вопросов не возникает, это не что-то новое… Обычно это на усмотрение настоятеля, благочинного. Настоятель монастыря – человек очень образованный, очень современный», - сказал отец Александр Душенков.
Священник подчеркнул, что всякая зависимость – грех. «В самом интернете, в самих смартфонах ничего плохого, скажем, нет. Это как инструмент. А вот если это становится зависимостью – вот это уже вещь очень плохая. Интернет-зависимость очень близка к наркомании, к греху пьянства. Человек фактически отключается от реальной жизни, наносит вред своему здоровью и близким своим. Не случайно на исповедях люди обычно переживают и раскаиваются, что очень много времени уделяют интернету», - прокомментировал собеседник агентства.
О дискуссии вокруг фресок и интернет-зависимости рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин:
Интернет-зависимость – болезнь ХХI века. Она приводит человека к отрыву от настоящей жизни. Зависимый человек теряет способность контролировать свои чувства. Эта болезнь до конца не изучена, ведь она возникла относительно недавно. У подростков интернет-зависимость проявляется особо остро.
Если человек длительное время работает за компьютером, то это еще не означает наличие у него зависимости. Человек может спокойно отвлечься от интернета, не испытывая никаких психологических проблем.
Однако у зависимого человека появляется эйфория от пребывания в сети, он не представляет своей жизни без интернета. В то время как здоровый человек при отсутствии выхода в сеть занимается другими делами.
Зависимый от интернета человек со временем теряет коммуникацию с близкими и друзьями. Такого человека не побудить выйти прогуляться на свежем воздухе. И такие люди готовы отказаться от многого ради интернета.
Интернет-зависимость сопровождается потерей чувства времени, утрачивается способность контролировать своё пребывание в сети. Порой даже в самые напряженные рабочие дни человек отыскивает время для интернета.
Интернет-зависимость сопровождается обсуждением соответствующих тем. Человеку начинает казаться, что интернет-темы интересны абсолютно всем.
Такая зависимость приводит к ухудшению общего состояния здоровья: страдает память, нарушается сон. В результате человек приходит к психической деградации: становится раздражительным и агрессивным, появляются тревожность и страх.
Интернет-зависимость вытесняет настоящую жизнь. Как выйти из электронного рабства? Важно, чтобы близкие интернет-зависимого оказали ему помощь и поддержку, постарались переключить человека на настоящую жизнь, семейное и дружеское общение, добиться, чтобы он забыл о существовании Интернета хотя бы на два дня. Грядёт Страстная седмица. И нужно помочь своей душе переключить внимание с интернета на вечность. При Санкт-Петербургской епархии действует Общество православных психологов. Православные психологи готовы прийти на помощь тем, кто страдает интернет-зависимостью.
По всей России немало духовников и православных психологов, которые также могут оказать соответствующую помощь. К сожалению, из-за интернет-зависимости распадаются семьи. Это большая трагедия. Поэтому необходимо уделить должное внимание проблеме интернет-зависимости.
3.
2. Страсть уныния.
1. Жизнь зависит от выбора зависимости — наркота,.. или молитва,..
Но ведь священство не учит замене инет-зависимости на зависимость от доступной и посильной регулярной молитве в быту... Верно? А ведь это совершенно иная жизнь... Да при умелом подходе вполне можно использовать СМИ /инет/ как источник памяти-напоминания-молитвы Божией... для миллионов людей... Только это никому не нужно... Легче очередную проповедь сказать или службу на экран перенести, что, конечно, тоже важно... Свобода — это по своей воле следовать воле Божией...