30 июня 2020 года в Адлерском районе города Сочи был открыт памятный знак в честь закладки укрепления Святого Духа, которая состоялась 18 июня 1837 года по старому стилю. Город Сочи – наследие Кавказской войны (1817–1864), самой долгой в истории России. Поселения, которые стали впоследствии районами Большого Сочи, начиная с Адлерского и заканчивая Лазаревским, возникли с 1837 по 1839 год как цепь укреплений Черноморской береговой линии. 8 июля 2020 г., на девятый день после торжественного открытия, памятник… был демонтирован.
Чтобы понять, как удалось постолимпийскому Сочи поставить этот невообразимый рекорд, нужно вернуться в далекий 1988 год. Тогда празднование 150-летия со дня основания города вызвало недовольство черкесского национального меньшинства, поскольку юбилейные торжества были приурочены к дате 3 мая. В этот день (21 апреля по старому стилю) в 1838г. для покорения горцев русскими войсками был заложен форт Александрия, на месте которого возник нынешний Центральный район города. Под нажимом черкесских активистов в 1989г. Сочинский городской Совет народных депутатов отказался от празднования дня города, а 20 августа 1990 года принял решение «Об оценке празднования 150-летия Сочи в 1988 году», в соответствии с которым было решено «обязать отделы и управления горисполкома, городские ведомства, объединения ликвидировать на подведомственных предприятиях и организациях юбилейную символику, установленную в связи с празднованием 150-летия Сочи» и «изъять из продажи в подведомственных предприятиях товары с юбилейном символикой 150-летия Сочи». Ничего не поделаешь, «новое мышление». Как говорится, куй железо - пока Горбачев. И они ковали.
После разрушения СССР исторический ревизионизм, вообще, стал обязательной ступенью лестницы карьерного роста. 18 мая 1994 г. вышло обращение Бориса Ельцина к народам Кавказа, в котором говорилось о появившейся возможности «объективной трактовки событий Кавказской войны, как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры». На этот документ черкесские деятели ссылаются до сих пор при всяком удобном случае.
Но не успели местные карьеристы загладить вину за царский и советский империализм, как ветер политической конъюнктуры снова переменился. Заговорили о патриотизме, о славном историческом прошлом России, начали даже устанавливать памятники русским полководцам Кавказской войны. Нужно было успеть проявить себя, поймать птицу карьерного счастья завтрашнего дня. И вот, в 2003 г., несмотря на протест черкесских активистов и угрозу повторения попытокснести памятник Лазареву, руководство Лазаревского района города Сочи восстановило демонтированный ранее памятник на перроне железнодорожной станции Лазаревское. Правда, на всякий случай, руководство воздержалось от личного участия в церемонии его открытия. Затем в 2015 г. некая почтенная организация подарила городу бюст императора Александра II, в правление которого Кавказская война завершилась выселением горцев с Черноморского побережья Кавказа на Кубань и в Турцию. Не трудно представить себе, какую тревогу испытали чиновники при мысли о новых сложностях, но организация была действительно влиятельная, патриотическая волна была высока, поэтому пришлось ставить. Казалось бы, тут и празднование дня города вернуть на 3 мая, но человек в футляре естественно подумал: «как бы чего не вышло!» С 1989 г. местная власть дату празднования дня города переносила аж дважды, но ни разу не попала на 3 мая. Сначала перенесли на 21 ноября — день святого покровителя города Михаила Архангела, а в 2020г. остановились на 26 мая — дне, когда в 1925 году Сочи получил статус курорта общегосударственного значения.
Застращали бедного сочинского чиновника да чиновного общественника неразрешимым «черкесским вопросом» — от мелкой музейно-архивной сошки до, страшно подумать, самого градоначальства, все запутались, никто не знает, как поступить, чтобы чего не вышло. Именно в двусмысленности жизненной ситуации сочинского чиновника следует искать объяснение той чрезвычайной щепетильности, которуюмежведомственная топонимическая комиссия проявила во время заседанияв Городском Собрании Сочи 13 февраля 2020г., отказав инициаторам в установке ко дню рождения Адлерского района 18 июня 2020 года невинной композиции — информационной памятной таблички и исторического макета Адлерской крепости «Святого Духа».
Ведь если Адлерский район вернул бы себе историческую дату основания, так ведь могло дойти и до возвращения даты дня города в целом. А чем это закончилось в 1988–1990 гг. сторожили помнили. Многоопытные сочинские талейраны, опасаясь, как бы опять чего не вышло с заклятым «черкесским вопросом», подстраховались одновременно и от упреков в непочтительности к славному российскому прошлому. Причину отказа в установке памятника они объяснили тем, что инициативная группа не смогла предоставить документы, «подтверждающие историческое местоположение береговой крепости «Святого Духа». А члены инициативной группы, видимо, заподозрив какую-то личную мелочную неприязнь — в самом деле, не церемонились ведь особо с доказательством исторического местопребывания Александра Освободителя, когда устанавливали памятник ему! — не поняли сигнал и монумент все же установили. Администрация города, видимо, тоже недооценила скользкость политического момента, ибо для участия в церемонии открытия памятного знакаспециально пригласили в Сочи Светлану Опар — праправнучку Николая Бестужева, брата погибшего при штурме мыса Адлер в 1837 г. декабриста Александра Бестужева-Марлинского. Более того, мероприятие освещалось в выпуске новостей телеканала «Россия 1 Сочи», и — это уже полная управленческая катастрофа! — на официальном интернет-портале города была размещена информация об установке в Адлерском районе памятного монумента — подумать только! — «подвигу русских солдат».
И началось…
7 июля 2020 г. на портале ОО «Кабардино-балкарский региональный правозащитный центр» было опубликовано Обращение к «Президенту РФ В. Путину, Местным властям Юга России» за подписью 55 активистов.Текст, начинавшийся вполне примирительным: «мы, равноправные представители народов России», содержал дерзкие реваншистские выпады. Основные тезисы явно направлены на делегитимизацию российского суверенитета над Кавказом: вместо устоявшегося в исторической науке термина «Кавказская война» — новый и конфронтационный термин «Русско-Кавказская война»; исторические деятели российского государства, среди которых Екатерина II, Суворов, Лазарев, Александр II, а также казаки, заселявшие присоединенные земли, приравнены к «военным преступникам»; политика Российской империи определена как «колониальная». И словно этого всего было недостаточно, один из «равноправных представителей народов России» указал в качестве места проживания «Причерноморскую Шапсугию».
Возникает вопрос: что должен был сделать политически зрелый градоначальник, получив подобную оплеуху от крипто-сепаратистов? Он должен был срочно, той же ночью, собрать топонимическую комиссию, обзвонить чиновников в Краснодаре, чтобы уже утром следующего дня документы на установку монумента были в порядке. Он должен был пригласить представителей общественной организации адыгов-шапсугов «Адыгэ Хасэ» и сделать им внушение, ибо организация, получившая из бюджета Краснодарского края по 1 400 000 руб. в 2017 и 2018 гг. и 2 970 525 руб. в 2019 г., просто обязана бороться с проявлениями реваншизма и сепаратизма среди адыгов-шапсугов, вести воспитательную работу с тем, чтобы люди не поддавались на провокации.
А как должны были отреагировать профессиональные историки и краеведы? Они должны были безотлагательно организовать конференции, выступить с лекциями, статьями и интервью в СМИ. Они должны были объяснить достопочтенной,но мало информированной публике, почему Российская империя в XIXв. не могла мириться с постоянной угрозой, исходившей от враждебных горских племен, живших «набеговым хозяйством» и поставлявших живой товар на турецкие невольничьи рынки. Они должны были вскрыть подлинные причины, приведшие к трагическому выселению причерноморских черкесов в конце Кавказской войны и предложить задаться вопросом, согласилась ли бы, например, Англия на переселение такого количества великолепных воинов во враждебное государство, каким была для России Османская империя? Они должны были с фактами и цифрами в руках показать, сколько делалось и делается в России для сбережения и развития черкесской культуры. Они должны были напомнить о том, что все серьезные державы возникли в результате покорения территорий. Расширяющиеся государства оформляли свои приобретения юридически международными договорами и присягой местного населения, а символически — установкой памятников историческим событиям и деятелям, связанным с присоединением этих территорий. Историки и юристы должны были обратиться к недавно принятой поправке Конституции РФ, п. 2-3 ст. 67, гласящий: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Обязанностью историков, стоящих на страже нашей государственности, было показать, какой вклад в государственное единство внёс Адрианопольский мирный договор от 2(14) сентября 1829 г. с Турцией, в соответствии с которым Черноморское побережье Кавказа переходило к России. Задача юристов заключалась в том, чтобы доказать, что воины, основавшие укрепление «Святого Духа» на восьмом году после подписания Адрианопольского мира, подпадают под определение «защитников Отечества». Наконец, историки должны были поднять архивные документы, свидетельствующие о том, на сколь выгодных условиях Российская империя первоначально предлагала горским племенам подданство — все эти списки подарков, подносимых местным князьям и подписи горцев под присягами на верность российскому императору, присягами, многократно приносимыми и столь же многократно нарушавшимися.
Однако, произошло нечто иное. На следующий день после публикации Обращения 55-ти монумент был демонтирован. Тогда же, 8 июля 2020 г., «председатель Краснодарской краевой общественной организации "Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов" Маджид Чачух сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что … он был на встрече в администрации Сочи, где ему официально заявили о демонтаже нового монумента». М. Чачух проинформировал о том, что имели место «обращения со стороны Международной черкесской организации», что вопрос был обсужден «на уровне федеральных уровней власти …, и глава города … принял решение о демонтаже памятника». Вот так. Инициаторы сноса не скрывали зарубежного следа. Активист Шамсудин Негуч, например, так и сказал: «Я считаю, что сноса памятника добились не мы, а это было давление диаспоры. С турецкой стороны подписантов было больше чем в России». Лидия Жигунова, доктор философских наук из университета Тулейн в США, с удовлетворением отметила, что «в этот раз подписались сотни черкесов из диаспоры, не только те 50, которые упомянуты в петиции».
По-видимому, градоначальство рассчитывало все спустить на тормозах. Мол, как обычно, пошумят в интернетах и успокоятся. Но не тут-то было. На сей раз ответ пришел из большой России, точнее от патриотической части российского гражданского общества. В адрес сочинской администрации, губернатора Краснодарского края, в администрацию президента РФ полетели обращения с требованием восстановить памятник. Вышли статьи в газетах «Аргументы и факты», «Военно-промышленном курьере», интернет-издание «Русская народная линия» опубликовало несколько статей на эту тему, даже журналистка в целом прочеркесского издания «Кавказский узел», Светлана Кравченко, под впечатлением от случившегося, писала, вполне, объективные статьи. Хотя центральное телевидение и большинство официозных журналистов постаралось не заметить скандала, недостатка в видеоматериалах на тему сноса памятника нет.
Телеканал «Царьград» посвятил «черкесскому вопросу» отдельную передачу — «Щипков № 145. Война с памятью», журналист издания «Политическая Россия» Роман Романов выпустил несколько роликов, благодаря которым вся страна могла увидеть фрагменты репортажа телеканала «Россия 1 Сочи» о торжественном открытии монумента в Адлере. Петиция Романа «Возвращение монумента «Подвигу русских солдат» в Адлерском районе Сочи», составленная по горячим следам на портале change.org, за короткий срок собрала более 15 тыс. голосов. Подписные листы были переданы в общественную приемную сочинской администрации. Вторая петиция «Восстановить снесённый памятник русским солдатам в Адлере», на сей раз опубликованная на портале «Российская общественная инициатива», собрала уже почти 18 тыс. подписей, причем голосовать за петицию РОИ могут только зарегистрированные пользователи портала «Госуслуги».
В самом Сочи регулярно появляются плакаты с призывом голосовать за петицию, а клумба с кипарисом, которую установили на месте снесённого памятника, периодически становится информационным стендом, напоминающим жителям и гостям курорта о позорном деянии сочинских властей. Активисты организации «Общество. Будущее» дважды, 7 и 16 января 2021 г., превращали клумбу в народный мемориал — портреты русских героев, памятные даты славных побед России, свечи и цветы наглядно свидетельствовали о том, что быстро «высушить тему» не удалось.
Однако чиновники сочинской администрации прямо-таки с аутистическим упорством делают вид, будто черкесской проблематики не существует, будто памятник был демонтирован исключительно «по причине отсутствия разрешительных документов», ибо «данный объект не подходит под определение малой архитектурной формы», причем именно «инициативной группой был произведён временный демонтаж», а «информация об установке макета Адлерской береговой крепости «Святого Духа» на официальном интернет-портале администрации города Сочи была ошибочно размещена по технической ошибке».
Сама инициативная группа, состоящая из таких же карьеристов, как и градоначальство, не подаёт признаков жизни. Эти ревнители по историческому прошлому родного края теперь искупают вину за неосторожный всплеск патриотизма, охотно выполняя роль громоотвода, щита и шапки-невидимки для местных властей. Бюрократический лабиринт сработан нехитро, но действенно: «До настоящего времени, — говорится в одной из отписок сочинской администрации, — от инициативной группы в адрес межведомственной топонимической комиссии города Сочи обращений (заявлений) с просьбой повторно рассмотреть вопрос об установке… объекта не поступало». Эффективные менеджеры подстраховались и на тот случай, если какая-нибудь организация захочет взять на себя оформление и повторную установку памятника. Хотя, по словам администрации, «целостность композиции не нарушена», но сама композиция «находится на ответственном хранении у инициативной группы», которая является собственником памятника. Так что заполучить памятник невозможно. Всё — круг замкнулся. А, впрочем, и про «целостность композиции» тоже ложь: полуразбитый постамент памятника, по странному совпадению, оказался перед входом в казачью управу, располагающуюся в здании Кудепстинской поселковой администрации.
Не то, чтобы местные власти, представители казачества и другие лояльные патриоты не заботились о сохранении исторической памяти. В феврале 2021 г. в здании Городского Собрания Сочи прошла двухдневная конференция, посвящённая реализации программы «Привлечение внимания общественности к вопросам сохранения духовно-нравственного и культурного наследия на территории Краснодарского края на примере городов Сочи и Армавир». Сочи представляли греческое общество поселка Красная Поляна «Патрида», общество «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов, грузинский центр национальных культур «Истоки», а также сочинская школа №10 имени атамана С.И. Белого. Конечно же, идиллия не была нарушена привлечением внимания той общественности, которая требует восстановления демонтированного памятника. Председатель краснодарской краевой общественной организации «Общество «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов» Маджид Чачух — тот самый, который «был на встрече в администрации Сочи, где ему официально заявили о демонтаже нового монумента» — сообщил собравшимся о том, что совместно с сочинским Музеем истории «Адыгэ Хасэ» разрабатывает «проект по сохранению уникального дома-усадьбы причерноморского адыга-шапсуга, который был построен в ауле Лыготх еще в начале XIX века» и выразил желание«придать ему статус объекта историко-культурного наследия». Прекрасная инициатива. Только вначале надо бы восстановить скромный памятный знак в честь основания укрепления «Святого Духа» на мысе Адлер, «по технической ошибке» названный сочинской администрацией Монументом подвигу русских солдат. Ведь офицеры и нижние чины русской армии, строившие и защищавшие укрепление «Святого Духа» в тяжелейших условиях, несли службу действительно героически.
Пока что администрация проводит конференции и распускает обнадеживающие слухи о том, что мол монумент могут установить в сквере им. Бестужева-Марлинского после реконструкции, которая начнется осенью. Но со времени демонтажа прошло уже почти триста дней. А это значит, что за восстановление памятника придётся бороться, пока жареный петух в карьерный нарост чиновника не клюнет, он не пошевелится.
Если вам дорога история нашей страны — ждём вашей поддержки, подпишите петицию.
Расскажите об этой петиции своим знакомым и друзьям!
Да, и еще: в будущем нужно непременно сохранить клумбу с кипарисом на месте снесённого памятника — в Сочи есть сад-музей «Дерево дружбы», теперь должна появиться клумба-музей «Дерево подлости».
Фрол Сергеевич Владимиров, историк