Преступление искусства

О фильме «Чикатило»

Секспросвет 
0
2083
Время на чтение 7 минут

По сообщениям СМИ, 18 марта 2021 года состоялась премьера первой серии многосерийного фильма «Чикатило»  на интернет-платформе Okko. Это очередной фильм об известном серийном убийце. Яркие рекламы нового фильма появились на улицах Москвы. Ранее о его личности был создан ряд фильмов и за рубежом. Несколько лет назад, помнится, было сообщение, что на Украине выходит фильм об этом маньяке, и на главную роль был приглашен известный голливудский актер. Подавалось это как яркое событие культуры. Не только Украина, но и Россия не хочет ни в чем отставать от Запада. Злодей-сатанист превращен чуть ли не в героя нашего времени. Садист, надругавшийся над десятками людей, убивший множество детей. О нем нормальному человеку и вспоминать-то страшно. Это происходит на фоне массовой нищеты и унижения наших народов. Все более приходится убеждаться в том, что герой современных «демократов» — это антихрист, почву для пришествия которого они так усердно подготавливают. То, что они с таким упоением снова и снова возвращаются к одному из самых гнусных злодеяний, показывает, какие силы, кажется, доминируют уже окончательно в человеческом обществе.

Мне приходилось писать об этом более четверти века назад. Помню, когда меня попросили в редакции «Искусства кино» дать оценку с христианской точки зрения очередному киносценарию, посвященному «садисту века», я нехотя согласился, однако никак не мог заставить себя приступить к статье. Я задумался, почему на эту тему мне не пишется. Такие процессы всегда рассматривались в закрытом суде. И только в последнее десятилетие так широко и детально их стали освещать в прессе. Раньше ограничивались сухой протокольной информацией: такой-то, убийца шестидесяти детей, приговорен к высшей мере, приговор приведен в исполнение. И никому не приходило в голову (а может быть, рука не поднималась) художественно оформлять и смаковать столь патологичные чудовищные преступления.

Многие годы пресса навязывала его в качестве знаменитости. Почти не было газеты, не принявшей участия в его прославлении. С явным удовольствием преподносились многочисленные подробности. Газета с самым большим тиражом в нашей стране «Аргументы и факты» опубликовала его письмо, в котором он высказался в поддержку демократии Ельцина против коммунистов. Замелькали интервью. На книжных развалах появились книги в ярких глянцевитых обложках, написанные от имени самого «вампира». Наконец, пошли киносценарии. Кажется, его решили увековечить как героя. Не хватало только памятника антигерою вместо исчезающих памятников Ленину, — новый символ героя нашего времени.

Писать на эту тему? Я заметил то, что мне неприятно произносить само имя этого человека — оно для меня как черное слово, язык не поворачивается. Многие не могут смотреть на фотографии Ельцина, потому что это связано с массовыми убийствами. И это понятно. Недаром в народе говорят, что нечистую силу не следует ни поминать, ни малевать, чтобы не привлекать ее.

В нездоровом интересе к преступлению есть нечто инфернальное — то, что тешит беса. Это точно подметил Достоевский в «Братьях Карамазовых», где Лиза Хохлакова говорит Алеше Карамазову: «Как сейчас все полюбили Митю за то, что он убил своего отца!» (Вспомните недавнюю историю с сестрами Хачатурян, убившими своего отца).

Это не просто то, что щекочет нервы обывателю, здесь — любопытство к человеку, который преступил черту, отделяющую человека от беса. И это свидетельствует об атрофированности чувства греха — здесь своего рода моральное соучастие: хотя бы посмотреть на преступника. Достойные люди часто подвергаются насмешкам толпы, а здесь не смешно. Смотрят, как кролик на удава, в гипнотическом оцепенении, и не могут оторваться.

Если бы этого типа посадили в клетку на всеобщее обозрение, как Емельку Пугачева, то народу пришло бы не меньше, чем на когда-то нашумевшее шоу «За стеклом» или сегодняшнюю телепрограмму «Пусть говорят», чтобы было чем похвалиться: «А я вот видел известного убийцу». И подсознательно это означает: «Вот я видел наяву нечистую силу». Верующие церковные люди к этой клетке бы не подошли, а те, которые часами прикованы к телевизору, побежали бы.

Потому и тиражируют это, что знают наверняка: будет кассовый фильм, будет большой сбор, все повалят. Пресса, а за ней искусство — как трупный червь, на смерти, на страшном грехе живут и делают деньги. Последнее интервью Собчак с отпущенным недавно на свободу насильником из Скопина показывает, что интерес обывателя к патологии не ослабевает. Интерес к преступлению сродни интересу ко всякому пороку — например, узнать порнографические подробности закрытого процесса над очередным маньяком. Кто любители подобных изданий? В каком-то смысле они отождествляются с героями преступлений, а некоторые из них, может быть, являются потенциальными преступниками.

В газетенках, подобных «МК», где любят смаковать патологию, ярко выражено бесовское отношение к жизни и смерти: «Еще один неудачливый акробат упал с десятого этажа», «Не каждый день приходится расчленять возлюбленных» — это заголовки там такие. Жизнь ничего не стоит и смерть ничего не стоит. И поэтому людям, которые напуганы жизнью, от этого должно быть как бы немного легче. И над смертью можно смеяться. В эпидемии бесовства, в измывательстве над таинством смерти и жизни виден все тот же атеистический комсомольский задор верных большевиков-интернационалистов. Есть свобода для греха и нет никакой ответственности ни за слова, ни за поступки, так как само собой подразумевается, что бессмертной души нет.

Почему естественная реакция нормального человека на убийц-садистов — ужас? Потому, что пустоту души у них заняли бесы. Посмотреть на них, как в лицо бесу посмотреть — в лучшем случае пустота. Неслучайно сослуживцы и соседи не могли сказать о маньяке ничего определенного и припомнить его каких-либо индивидуальных черт. В общении с людьми у него преобладала пустота, и он был «никакой». И только жертва знала того беса, который владел его душой.

Дарами, которые дал Бог, можно начать служение бесу, и сам человек может превратиться в беса. Тайна интимной жизни связана с тайной смерти и тайной рождения человека. Страшно, когда божественная тайна отдается на поругание бесу. Люди, не знающие Бога, пытаются уговорить себя и других, что физическая близость — это просто и естественно, как еда. Да, Бог дал людям эту таинственную пищу, но существует опасность, что еда может превратиться в людоедство.

Все, что создал Бог, служит во благо человеку, и Он дал нам не только законы жизни, но и силы их исполнять. Первое падение заключалось в непослушании Богу, а затем уже последовал грех убийства человека. Это загадка жизни, о которой Библия говорит: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Загадка зла, о которой Достоевский размышлял, пытаясь постигнуть, почему порок притягивает человека и что значит заглядывание в бездну.

Грех и разврат появились не сегодня. Еще о Короленко декаденты писали: «Вся его бездарность проистекает из того, что он никогда не изменял жене». Добродетель оказывается пресной. Но то, что было всегда, достигает сегодня крайней степени, постепенно это превращается в Содом и Гоморру, где добродетель — порок и порок — добродетель. Совершается диавольский переворот: грех естествен, неестественно не грешить. Естественный инстинкт целомудрия — ненормален. Этот барьер хочет сломать современная психология.

Однако еще дореволюционный психиатр Форель, будучи неверующим человеком, приводил многочисленные примеры, как психопатологические искажения преодолеваются воздержанием и религией — через осознание неестественности своего положения, своих стремлений, того, что они противны Богу. А теперь психологи и СМИ твердят: нечего стесняться. Нечего стесняться, что ты — мужеложец, в нас живет это, мы этого не сознаем, давим в себе, мы боимся признаться, что в нас это есть. Грех, извращение объявляются нормой. И тогда становится непонятным, почему, собственно, нельзя убивать. «Если Бога нет, то все позволено», — писал Достоевский. «Но ведь действительно все позволено, — кричит в ответ в отчаянии французский философ Сартр, — потому что Бога нет!»

То, что может мерцать на периферии греховного сознания, современная культура «New Age» стремится вытащить в центр личности. Есть черное искажение в каждом человеке, которое человек с Божьей помощью призван преодолеть. Жизнь — это преодоление, преодоление своего греха, который в каждом есть. В противном случае остается безблагодатность падшего человека, ему недоступна новая жизнь, о которой говорит Христос. Человека, у которого нет основания, веры в Христа Бога, — легко развратить, внутренний инстинкт сохранения себя без труда может быть разрушен, и тогда остаются только попытки оправдания зла. Как было выведено в заголовке одной безумно циничной статьи: «Палач или жертва, или дело Ч. живет и побеждает».

В заключение, как подтверждение того, что страшные преступления совершаются, так сказать, под копирку этих теле- и кинопрограмм, я хотел бы привести две цитаты из публикаций на данную тему.

«То, что я делал, — признается преступник, — я делал после просмотра видеофильмов со всякими извращениями, разными жестокостями и ужасами». И вторая цитата: «Пресса любила Чикатило, Чикатило любил прессу. Слава — последнее преступление убийцы».

Точнее было бы сказать: это — преступление прессы.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Это капитализм, ребята.

Либеральный капитализм на марше. Ради наживы продается и покупается всё.
Наталия 2016 / 09.04.2021, 16:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно
Евангелие среды (Лк, 78 зач., 15, 1—10)
27.11.2024
Все или ничего
Евангелие вторника (Лк, 77 зач., 14, 25—35)
26.11.2024
Еще одна заповедь блаженства
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
25.11.2024
Как можно ошибиться в направлении дороги
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
25.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Секспросвет
Над Россией нависает угроза!
Обращение к участникам Всемирного Русского Народного Собора
26.11.2024
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Прелюбодеяние больше не наказуемо в Нью-Йорке после отмены закона 1907 года
23.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
«В Европе давно установлена и укрепляется жесточайшая либеральная диктатура»
На борьбу с «мыслепреступлениями» против либерального порядка бросают несметное количество полицейских
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48