Старообрядческий след в русской революции

Об одной малоизученной и неполиткорректной теме русской истории

2 Ал-др К.  Наталия 2016 
4952
Время на чтение 9 минут

«Есть в Ленине керженский дух// Игуменский окрик в декретах» (Николай Клюев)

Мой давний добрый приятель, историк русской мысли, а ныне журналист «Царьграда» Михаил Тюренков разместил несколько дней назад на своём телеграмм-канале «Тюренков у аппарата» заметку «Старообрядцы и революция». В ней Михаил, который является членом единоверческой общины, возмущается «"кровавым наветом" на старообрядцев, которые будто бы "вместе с июдеями" задумывали и творили революцию». Он приводит три примера: лидера октябристов Гучкова, олигархов Рябушинского и С.Морозова, которые, по его мнению, не убеждают, поскольку эти люди уже порвали со старообрядчеством. Михаил призывает оперировать фактами в этом вопросе.

Меня эта тема, признаюсь, в последнее время тоже очень сильно интересует. И с сожалением приходится констатировать - тема эта практически не изучена. Покойный доктор исторических наук А.В. Пыжиков, написавший неплохую книгу о старообрядцах в партии большевиков, только наметил контуры проблемы. Впоследствии Пыжиков отошёл от темы, занявшись идеологическими диверсиями по дискредитации Романовых, поисками мифического «третьего направления русской мысли» и прочей чепухой.

Тема степени и меры участия старообрядцев в революции, как я предварительно понимаю, очень сложна для изучения. Есть целый ряд методологических и источниковедческих трудностей. Главная трудность состоит в том, что сложно определить принадлежность революционного деятеля к старообрядчеству. Поскольку старообрядчество в начале ХХ века было если не гонимой, то, так скажем «малопопулярной» конфессией, то принадлежность к нему не выпячивалась. С другой стороны, властям Империи выгоднее было представить человека не старообрядцем, а членом господствующей Церкви, поскольку проводилась политика на включение старообрядцев в жизнь общества.

Само старообрядчество было очень сложным явлением. Мало того, что в нём существовало три основных течения: белокриничники (нынешняя Русская Православная старообрядческая Церковь), восстановившие иерархию благодаря недружественным к России властям Австрийской империи; беглопоповцы (нынешняя Русская Древлеправославная Церковь), сохранившая иерархию благодаря попам-перебежчикам, отсюда и название; беспоповцы, принципиально отказавшаяся от иерархии наиболее радикальная часть старообрядчества. Так еще последние делились на массу толков и согласий. Разобраться в этом непросто. Кроме того, отношения между собою у трёх течений старообрядчества были и остаются совсем не братскими. Это тем более затрудняет работу исследователя.

Да и сама тема явно «не диссертабельная», - что в советское, что в антисоветское время. Сегодня у нас предпринимаются попытки если не преодоления раскола XVII века, то, по крайней мере, сближения РПЦ и РПСЦ, правда, попытки какие-то маловразумительные. Поэтому мало кто из учёных рискнёт сегодня заняться исследованиями неприятной для старообрядцев проблематики участия их представителей в революции. На это не получишь гранты, а работа предстоит крайне трудоёмкая. В этих условиях призыв Михаила Тюренкова «факты на стол», он, конечно, справедлив, но заведомо нереализуем.

Прямых фактов, доказывающих участие старообрядцев в революции, очень мало. Зато есть косвенные, которые в своей совокупности складываются в некоторую картину. Разумеется, всё нужно проверять, нужна огромная работа профессионалов-историков. Хочется надеяться, что всё-таки наступит время и появятся добротные исторические исследования, которые либо подтвердят, либо опровергнут эти косвенные факты роли старообрядцев как могильщиков Русского царства.

Перечислю некоторые косвенные факты участия старообрядцев в революции. Сразу оговорюсь, что речь, конечно, не идёт о том, что старообрядческая иерархия благословляла своих чад на революцию. Речь идёт об активном участии выходцев из старообрядческих семей в русской революции.

1. Есть основания предполагать, что русские участники екатеринбургского цареубийства были выходцами из старообрядческих семей.

Что об этом свидетельствует? Пётр Ермаков родился в посёлке Верх-Исетского завода в семье рабочего-старообрядца, вообще на Верх-Исетском заводе работало много старообрядцев. Михаил Медведев (Кудрин), ставший впоследствии видным чекистом, учился в ремесленном училище в Чистополе, которое было специально создано с разрешения властей старообрядческими купцами для детей из старообрядческих семей. Это же училище закончил и Гавриил Мясников, один из организаторов убийства Великого князя Михаила Александровича. Григорий Никулин, правая рука Юровского, родился в старообрядческом селе Звенигородка под Киевом. Алексей Кабанов родом из-под Ржева Тверской губернии, где было много старообрядцев. Это всё нуждается, конечно, в подтверждении, изучении, но косвенные факты впечатляют.

Кстати, главный организатор цареубийства еврей Яков Свердлов был женат на уроженке Екатеринбурга Клавдии Новгородцевой, которая была старше его на 9 лет, и она родилась в старообрядческой семье. Между прочим, Свердлов учился организации боевых дружин на Урале у братьев Эразма и Ивана Кадомцевых (первый отставной офицер, участник русско-японской войны). Их мать была из старообрядческой семьи, она явилась прообразом героини романа Максима Горького «Мать», гостила у Горького на Капри. Любопытно, что 20-летний Яков Свердлов в 1905 году был (возможно, через Горького, близкого к семье Свердловых) послан в Екатеринбург для организации и обучения революционной работе. У кого? У старообрядцев.

2. Есть основания предполагать, что забастовки рабочих в феврале 1917 года были организованы именно по старообрядческим каналам.

Мощные рабочие забастовки в феврале 1917 года до сих пор остаются загадкой. В советское время их приписывали большевикам, хотя было известно, что крупных деятелей большевистской партии в Петрограде к февралю 1917-го было «раз-два и обчёлся». Самым крупным был член Русского бюро РСДРП(б) Александр Шляпников, кстати, тоже выходец из старообрядческой семьи. Впоследствии он стал лидером «рабочей оппозиции», видным деятелем которой был и упомянутый выше революционер из старообрядцев Гавриил Мясников. Оба были расстреляны в 1937-м.

Так кто же организовал рабочие забастовки в феврале? Стоит обратить внимание, что они начались словно по команде, только после того, как удалось выманить Императора Николая Второго из Петрограда в Ставку, т.е. оторвать от рычагов управления государством. Есть все основания предполагать наличие совместного плана по свержению Императора, который разрабатывался в верхах.

«Мотором» и главным действующим лицом заговора против Николая Второго был, как известно, лидер партии октябристов, бывший председатель Госдумы Александр Гучков. Это он обрабатывал генералов. И он был выходцем из старообрядческой семьи, хотя, как справедливо пишет М.Тюренков, вряд ли он сохранил религиозные связи со старообрядчеством. Гучков к 1917 году был руководителем Центрального Военно-промышленного комитета (ЦВПК), в котором большую роль играл еще один выходец из старообрядческой семьи олигарх Александр Коновалов. При ЦВПК была создана Рабочая группа формально для того, чтобы мобилизовать рабочих на патриотическое дело помощи воюющей армии. Однако именно члены Рабочей группы и стали, по всей видимости, организаторами рабочих забастовок и беспорядков в Петрограде, завершившихся солдатским бунтом и государственным переворотом. А руководителем Рабочей группы был меньшевик Кузьма Гвоздев, как это ни странно, тоже выходец из старообрядческой семьи.

3. Сигнал к солдатскому бунту дал фельдфебель из старообрядцев.

Глубоко символично, что именно старообрядец дал сигнал к солдатскому бунту. Старший фельдфебель Волынского полка Тимофей Кирпичников убедил своих собратьев-солдат не подчиняться приказу командира и застрелил своего командира штабс-капитана Лашкевича (первый офицер, павший жертвой революции), а затем увлёк солдат-волынцев к бунту. Высказываются, правда, версии, что не Кирпичников выстрелил в спину офицеру, но, в любом случае, он был главным организатором солдатского бунта, за что новой властью был награждён Георгием 4-й степени. Правда, впоследствии генерал Александр Кутепов приказал расстрелять «георгиевского кавалера» Кирпичникова, который хотел принять участие в Белом движении.

Есть много других косвенных свидетельств активного участия старообрядцев в революции. Не только Рябушинский и Морозов финансировали революцию, тут надо назвать имена и других олигархов: Александр Коновалов, Михаил Терещенко. Однако тема эта, повторюсь, нуждается в дальнейшем серьёзном изучении. Надеюсь, настанет такое время, когда появятся статьи и монографии по этой проблеме.

Конечно, в революционном движении принимали участие и выходцы из семей священников и мирян господствующей Церкви, выходцы из семей иноверцев и инородцев (особенно евреи, поляки, армяне, латыши). Наверное, могут быть обнаружены факты участия в революции и выходцев из семей русских сектантов. Но даже на этом фоне участие старообрядцев в революции выделяется.

Справедливости ради, хочу отметить, что были и старообрядцы, которые участвовали в охранительном черносотенном движении. Так в Гомеле был целый отдел, состоявший из старообрядцев, которым руководил крестьянин Аким Давыдов, расстрелянный впоследствии как один из организаторов антибольшевистского крестьянского восстания. Мне, к сожалению, так и не удалось выяснить, в чём тут проблема - в принадлежности к разным толкам старообрядчества или в каких-то личных качествах.

У меня нет цели обличать старообрядчество как таковое. Понятно, что руководство старообрядческих общин не поддерживало революционную активность своих членов и не несёт ответственности за то, что дети старообрядцев пошли в революцию. Но старообрядческий фактор сыграл, убеждён, существенную роль в победе революции и в расправе над Романовыми. Поэтому его нужно изучать и осмыслить.

И в заключение хочу вернуться к замечательному крестьянскому поэту Николаю Клюеву, чьи стихи стали эпиграфом к статье. Стоит привести полностью это стихотворение из его цикла «Ленин». Образы этого стихотворения говорят сами за себя:

Есть в Ленине керженский дух,

Игуменский окрик в декретах,

Как будто истоки разрух

Он ищет в «Поморских ответах».

Мужицкая ныне земля,

И церковь - не наймит казенный,

Народный испод шевеля,

Несется глагол краснозвонный.

Нам красная молвь по уму:

В ней пламя, цветенье сафьяна, -

То Черной Неволи басму

Попрала стопа Иоанна.

Борис, златоордный мурза,

Трезвонит Иваном Великим,

А Лениным - вихрь и гроза

Причислены к ангельским ликам.

Есть в Смольном потемки трущоб

И привкус хвои с костяникой,

Там нищий колодовый гроб

С останками Руси великой.

«Куда схоронить мертвеца», -

Толкует удалых ватага.

Поземкой пылит с Коневца,

И плещется взморье-баклага.

Спросить бы у тучки, у звезд,

У зорь, что румянят ракиты...

Зловещ и пустынен погост,

Где царские бармы зарыты.

Их ворон-судьба стережет

В глухих преисподних могилах...

О чем же тоскует народ

В напевах татарско-унылых?

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

74. Ответ на 74, hok-ky:

Знания... Нет, я не об общей и профессиональной грамотности (в смысле, знания в той или иной предметной области). Конечно, веду речь о знании и понимании Веры. Простой вопрос «во что верят православные христиане», как правило, заканчивается неким невразумительным ответом (не привожу их примеры). А ведь это даже не азы православия. Идеальна ситуация, когда человек сердечно доверив свою жизнь Господу (этому, кстати, не научишь, у каждого свое решение о подобном), идет и сознательно наполняет свою веру знаниями о ней, потому что действительно есть, чему следует выучиться. Хуже, много хуже, когда через знания пытаются разглядеть возможность своей личной веры. Тогда вероятен отрицательный результат — много-много чего человек узнает о Вере, о Православии, но так и остается «утилитарным потребителем» Священного Предания. Сам знаю целый ряд ученых, разбирающихся в вопросах истории, философии, христианства, православия и проч., но так и оставшихся на уровне мышления, что Бог есть и религия только затрудняет общение с Ним, когда возникает потребность в подобном. А уж про службы они знают только то, что видят людей, выходящих из храмов, когда проезжают мимо, да с родными ночью на Пасху выходят «развлекухи» ради. Правда, куличи им нравятся и хороший кагор они уважают.
Андрей Козлов / 03.04.2021, 19:23

73. Ответ на 73, Андрей Козлов:

Какое-то значение имеет и преемственность, традиция, поведения, но знания, лежащие в основе традиции, думаю, все-таки первичны.

Знания стали первичны только сейчас. А толку в них (или мы о разных знаниях?). К примеру, моя бабушка, с одним классом церковно-приходской школы, но до 5 класса мне с задачками помогала, когда затруднения были. Это я о том, что она очень грамотная была, с одним-то классом. Она и в храм меня водила. А литературы-то ведь не было. Не в каждом доме Псалтырь был, не говоря уже о Писании. Это не о советском времени (да и о советском тоже. Папа с войны Библию привёз, а так не было), а о том, до революции. Книги были не дешёвые. Она слепая уже была в конце жизни, а ей не было скучно. Не одна она была. По хорошему завидую ей. А знаний можно приобрести много, но они, по факту, могут так знаниями и остаться. Здесь едино всё должно быть, знания, внутренние знания и традиция. Одно другое дополняет. Я так думаю. А службу она знала и чувствовала.
hok-ky / 03.04.2021, 17:10

72. Ответ на 72, hok-ky:

Да, понял, конечно. И совершенно согласен, что нужно присматриваться к самому себе в вопросах дисциплины. Именно так мы понимаем наше поведение в соответствии с нашей верой с учетом свободной воли и «бревна в своем глазу». И тут огромным помощником выступают знания о вере, способность распознать и идентифицировать происходящее в храме на службе. Есть понимание, так и поведение будет соответствующим моменту. Ну а понимание отсутствует, тогда оказываешься невпопад окружающим. Какое-то значение имеет и преемственность, традиция, поведения, но знания, лежащие в основе традиции, думаю, все-таки первичны. Потому что без знаний оказываешься в состоянии дрессируемой собачки. Потому и есть у нас при храмах воскресные школы, что без учебы в них та самая преемственность действительно прерывается. Вот даже здесь у нас среди участников РНЛ достаточно немногие занимались в школах.
Андрей Козлов / 03.04.2021, 12:54

71. Ответ на 69, Андрей Козлов:

Почему - дискуссию? Разве мы дискутируем? Оба мыслим практически одинаково. Может я и не согласен с Вашей формулой, но оно того не стоит, чтобы углубляться, потому что уровни благочестия вообще неопределенная штука.

Вы поняли, о чём я, т.е. внешнее проявление благочестия, к которому поклоны и крестные знамения относятся. Это к вопросу о желании следовать дисциплине. Иными словами приобретать соответствующие знания. А вот с этим слабо. Это убирается на периферию. Это же за службой нужно следить, а значит ещё и внешне участвовать в ней. Поклон и крестное знамение это определённый акцент на важные моменты службы. Думаю, что вы не будете это отрицать. А вместо этого хаотичные крестные знамения и поклоны. Я уже отмечал, что прервалась преемственность поведения в храмах. По всей видимости, навсегда.
hok-ky / 03.04.2021, 12:16

70. Ответ на 65, Русский Сталинист:

Кстати, советую Вам помолиться за Вашего гуру-ученика - бакалавра теологии. Похоже, именно этого ему не хватает.
Андрей Козлов / 02.04.2021, 21:37

69. Ответ на 65, Русский Сталинист:

Это очень хорошо, когда есть кто-то, кто помолится за меня. Поразмышляйте об этом. Может и поймете отличие молитвы фарисея.
Андрей Козлов / 02.04.2021, 21:34

68. Ответ на 66, hok-ky:

Почему - дискуссию? Разве мы дискутируем? Оба мыслим практически одинаково. Может я и не согласен с Вашей формулой, но оно того не стоит, чтобы углубляться, потому что уровни благочестия вообще неопределенная штука.
Андрей Козлов / 02.04.2021, 21:28

67. Ответ на 66, hok-ky:

уровень выполнения правил благочестия прихожанами в наших храмах прямо пропорционален количеству крестных знамений и поклонов в единицу времени.

О как! Книжники и фарисеи стыдливо отошли в сторонку. Занавес.
Наталия 2016 / 02.04.2021, 20:57

66. Ответ на 64, Андрей Козлов:

Простите за цинизм, но по сути так, если говорить о поклонах
hok-ky / 31.03.2021, 18:49

65. Ответ на 64, Андрей Козлов:

Вы всё же пытаетесь втянуть меня в дискуссию. Хорошо, я выскажу свою точку зрения, но продолжать нет желания. Поверьте, уж очень много нервных сил это отбирает. Если коротко, то это так – уровень выполнения правил благочестия прихожанами в наших храмах прямо пропорционален количеству крестных знамений и поклонов в единицу времени.
hok-ky / 31.03.2021, 18:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21