25-26 февраля в Калязине прошла традиционная восьмая Межрегиональная научно-практическая конференция «Калязинские чтения», организованная Международной общественной организацией «Русское Собрание», Администрацией Калязинского района, Тверским региональным отделением МОО «Русское Собрание». Тема чтений: «Святые заступники Земли Русской и современная Россия». И приурочено это собрание к 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского и 800-летию со дня рождения великого князя Александра Невского. В конференции 25 февраля приняли участие учёные, писатели, общественные деятели из Москвы, Петербурга, Твери, Калуги, Нижнего Новгорода, Брянска, Ярославля, Александрова, Тулы, Углича. Выступил на чтениях и московский иерей Павел Буров.
Дорогие братья и сестры! Мне хотелось бы вот о чём напомнить. Многие говорили о поиске национальной идеи. На самом деле в свете темы наших чтений можно сказать одним словом – национальной идеей России является святость. Кто будет спорить? Но где её найти и откуда она рождается? Почему мы сейчас таковы и что с нами произошло?
Хотелось бы вспомнить, что высшей добродетелью является всё-таки любовь. Любовь – это то, что нельзя навязать. Любовь либо есть в сердце, в котором она рождается, либо её нет. Что произошло с человеком сейчас? Отец Анатолий Денисов сказал, что люди сегодня стесняются открыто исповедовать Христа, стесняются молиться. А некоторые спрашивают: «А что тебе это даёт?». На вопрос «что тебе даёт Христос, что тебе от Него надо» кто-то ответит – чтоб я больше пожил, чтоб у меня было здоровье. Кто подуховнее – попросит, чтобы Господь грехи простил. А святой человек скажет: мне нужен сам Христос, мне не от него что-то нужно, а сам Христос нужен, я Его люблю, а уж что Ему угодно будет подать мне, на то Его святая Божья воля. Но в том-то и дело, что человек расцерковился.
В одной книге я прочёл о последствиях реформы Петра Великого: отношение отцовства и сыновства заменены были отношениями господства и подчинения, административными отношениями. К сожалению, то же произошло в нашей церкви (с маленькой буквы).
От Христа нам нужен Сам Христос. А если спроецировать это на человека? Что мне нужно от человека? Что мне нужно от моей жены? Чтобы она сама была, мне она сама нужна. Что мне нужно от моего ребёнка, внука, внучки? Он сам мне нужен, а не то, что он мне даст. Так же и ребёнок тянет ручки к маме, не думая, что она ему даст, он просто не может без мамы. Таким и должно быть отношение и к ближнему. Таким должно быть отношение и к Родине.
Сегодня многие говорят, мол, что мне Родина дала? Я люблю Родину, и как же я могу спрашивать: а что она мне дала. Когда я преподавал историю ещё в младших классах, рассказывая про Куликовскую битву, я говорил, что у каждого из вас и у меня тоже предок участвовал в Куликовской битве. Подумать только: у каждого из нас! Вот эти соки мы содержим в себе – мы же русские люди, поэтому и отношение к Отечеству должно быть такое: не что оно мне даст, а что я ему могу дать.
Я служил там, где Иван Сусанин совершил свой подвиг. Подвиг человека заключается не в том, сколько вражеской крови он пролил, а сколько он отдал своей крови.
Ведь у нас такое же меркантильное отношение и к самому себе. Последствия адамова греха какие? Ум, чувства, воля стали разрознены после грехопадения. Вместе они действуют только в двух случаях. В первом – когда человек достигает святости, когда любовь объединяет, когда нет отношения «купи-продай». В другом случае – когда действия человека направлены на зло.
Родители нас учили, и Церковь учит жить по совести. Но есть образ жизни – «по понятиям». Это есть у уголовников, и в обществе это есть, и в земной иерархии Церкви это тоже, к сожалению, есть. А что следующее после «по понятиям»? Беспредел. И мы видим сейчас этот беспредел. В чём этот беспредел заключается? Дело не в том, каково отношение к схиигумену Сергию (Романову), а в том, как можно было штурмовать монастырь, бить стёкла, обыскивать монахинь?!
Мы сегодня говорим о покаянии. Есть несколько степеней греховности. Одно дело – я согрешил, у меня что-то не получилось, и я каюсь, что я смалодушничал. Другое: ну и что, что я согрешил, все так делают. Третье: ну и что, теперь время другое, и я буду делать так. Куда дальше? Есть куда. Самая страшная степень, когда грех совершается с благословения.
Что произошло в феврале 1917 г.? Отрешение государя от престола произошло во время Великого поста. Не прошло двух недель, как Священный Синод благословил присягать благоверному Временному правительству. Это не спонтанное отступление народа от царя. Это отступление, которое произошло с благословения. И это самая страшная беда в истории нашей России, потому что это тяготеет над нами. Мы говорим о клятве 1613 года, а где эта клятва? В 2008 г. Архиерейский собор сказал, что она не имеет силы. На сайте Патриархии есть этот материал.
О покаянии мы говорим много. Когда мы каемся, то говорим: «Господи, помилуй!». Ссылаясь на Евгения Андреевича Авдеенко, вспомним, что «Господи, помилуй» – это «Господи, распнись за меня»!
Иерей Павел Буров, член Союза писателей России