«Нам одинаково далеки как левый, так и правый либерализм»

Богомолов в своём манифесте «Похищение Европы 2.0» проповедует бесчеловечный ницшеанский правый либерализм

Александр Щипков 
0
26.02.2021 963

«Режиссер Константин Богомолов опубликовал манифест "Похищение Европы 2.0", который спровоцировал политическую дискуссию. Тому есть две причины. Одна психологическая. Автор произнес тезисы, задевшие носителей либерального мировоззрения за живое и вызвавшие у них когнитивный диссонанс, о природе которого будет сказано ниже. Вторая причина – это грядущие выборы в Госдуму, без которых накал этой дискуссии был бы непонятен», – пишет заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной Думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук Александр Владимирович Щипков в статье «Богомолов и либерализм», опубликованной в «Независимой газете».

«Богомолов назвал свою статью манифестом. Истории известны манифесты двух типов: политические и художественные. Первые – это философско-политические программы, например Коммунистический манифест Карла Маркса или "Доктрина фашизма" Бенито Муссолини. Второй тип представляет собой декларацию эстетических принципов в искусстве. Таковы "Манифест футуризма" Филиппо Маринетти или "Манифест имажинистов" Анатолия Мариенгофа. Константин Богомолов, театральный режиссер, следуя Сергею Кургиняну, берется за политическую философию», - отметил Александр Щипков.

«Основной тезис Богомолова: Россия (читай – элиты 90-х) стремилась в просвещенную Европу, а та обманула ее ожидания. Вместо царства свободы и поддержки дерзновенных лидеров бизнеса и радикальных художников Европа за пару десятилетий скатилась в трансгуманистическое морализаторство и установила новый дисциплинарный порядок, который назван автором "этическим рейхом". Вполне очевидно, что имеется в виду идеология толерантности и политкорректности и связанные с ней методы жесткого социального контроля, практикуемые западной бюрократией. "Этический рейх", описываемый Богомоловым, – не что иное, как левый либерализм, захлестнувший Европу и Америку. Действительно, на редкость непривлекательный и отталкивающий», - пояснил автор статьи.

«Богомолов считает, что этот новый режим, порождающий "людей-роботов", возник не сам по себе, а как противоядие от нацизма и, по логике режиссера, впал в обратную крайность. Жертвой этой крайности стал, по мысли автора, "сложный человек", на смену которому создали какого-то отформатированного евростандартами трансгендерного симулякра. "Сложному человеку", пишет Богомолов, противостоит "робот с застывшей улыбкой – но это не улыбка культуры, а улыбка вырождения". Вообще-то "вырождение" – словечко из арсенала евгенических теорий Третьего рейха, но автор применяет его для характеристики самого «рейха», пусть и этического. Человек, по Богомолову, "сложен" тем, что в нем все одинаково прекрасно – и высокое, и "зверское" начала. Богомолов возвышает человека ницшеанского типа – "одновременно высокого и низкого, ангела и дьявола, любящего и ненавидящего, верующего и сомневающегося, рефлексирующего и фанатичного"», - отметил А.Щипков.

«Он пытается взять в союзники Ф.М. Достоевского с его внутренне сложными персонажами. Надо отметить, что эти отсылки осложнены творческими интенциями самого Богомолова, чей театральный проект допускает превращение героев Достоевского в педофилов и извращенцев… На сцене персональная творческая воля режиссера обретает полную свободу не только от нравственных ограничений, но и от духа первоисточника. Себя самого Богомолов понимает не "тварью дрожащей", а созидателем больших смыслов, которому все позволено. А отсюда возникает путаница с пресловутой "сложностью"», - полагает автор статьи.

«Дело в том, что Достоевский никогда не ставит "ангела" и "зверя" в человеке на одну доску, не рассматривает эти начала как равноправные, - подчеркнул философ. - Он оплакивает такого двойственного человека как несчастного и духовно больного, сочувствует, но никогда им не любуется. Сложной является не натура героя, а его отношения с социальной средой и другими людьми. Режиссеры-авангардисты, напротив, выводят на сцену очень‑очень "сложных" героев, а связи между ними прописать не в состоянии. Отчего спектакль глупеет и рассыпается на лохмотья. Пытаются спасти его эпатажем и кривизной движений, но не получается…»

«Если перейти к характеристике других богомоловских тезисов, придется констатировать, что они сомнительны чуть менее чем полностью. Например, боязнь нацизма, которую автор приписывает Европе, сильно преувеличена. Вопреки всем официальным реляциям, нацизм не является для Европы абсолютным злом. Европейцы относятся к нацизму очень прагматично: в их собственном жизненном пространстве это нежелательное варварство, но в Восточной Европе нацизм не только не помеха, но и весьма полезная вещь в качестве политического буфера для сдерживания России – отсюда такая деятельная поддержка евроэлитами ультраправых режимов», - считает А.Щипков.

«По существу, - продолжил он, - автор манифеста противопоставляет левому либерализму ("этическому рейху") не менее бесчеловечный ницшеанский правый либерализм. Он призывает либералов вернуться к истокам – так когда-то коммунисты призывали своих товарищей вернуться к "ленинским заветам". Автор надеется на появление "новой правой идеологии", которая, согласно его ожиданиям, должна вернуть в политический театр старый либеральный репертуар 90-х годов. Либерализм минус западничество – вот суть "новой правой" по Богомолову. И эта мысль, к нашему удивлению, вызвала скандал в либеральном лагере, поскольку российский либерал в отличие от своего европейского собрата иррационален и истово религиозен: "европейские ценности" для него сакральны, это символ веры, и никакого "разочарования" в сакральном он позволить не может. Даже Богомолову».

«Консерваторы, напротив, обрадовались – и тоже напрасно, - полагает он. - Им понравилась стилистика богомоловского евроскепсиса, но они не поняли главного: что именно предлагает Богомолов взамен. Данная ситуация лишний раз доказывает: консерватизм не является самостоятельной идеологией, это рефлекторная реакция на революционно-реформаторские импульсы, но при этом "консервироваться" может что угодно, включая идеологию неоколониального либерализма».

«Единственное, что мы, православные христиане, можем в связи с этим сказать: нам одинаково далеки как левый, так и правый либерализм. Следовательно, смотреть на этот внутрилиберальный конфликт мы можем лишь со стороны – отстраненным и грустным взглядом», - убеждён Александр Щипков.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Ответ каждого настоящего православного : НЕ БУДЕМ ЗАХОДИТЬ !

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) будут рады, если православный верующий придет в синагогу, заявил глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. Как сообщает 27 февраля РИА "Новости" (https://ria.ru/20210227/sinagogi-1599191809.html), таким образом он ответил на скандальные заявления главы ОВЦС МП, призвавшего православных ни в коем случае не ходить в синагогу, где не поклоняются Иисусу Христу. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в эфире государственного телеканала "Россия-24" заявил, что православным христианам не следует посещать синагогу для молитвы. Взяв на себя ответственность сформулировать позицию иудаистов, он заверял, что православным "и не рады будут в синагоге, потому что иудеи не признают Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим, а догмат о боговоплощении является краеугольным камнем православной веры". "Мы будем вам рады, приходите! Молитесь, не молитесь – делайте что хотите. У нас свободная страна. Каждый человек может зайти в синагогу по своим делам", - заявил Горин на своем YouTube-канале. Опубликовано: 27.02.2021 в 12:43

Александр Щипков
Ультиматум.
«О требовании извинений от телеканала "Спас" сайту "Правмир"»
26.04.2021
«Не что иное, как религиозный расизм»
Почему священники проигрывают в разговоре с Познером
16.04.2021
Кредо консерватора
Идейное пространство ортодоксии и его анализ в новой книге Александра Щипкова
12.03.2021
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
Пасха Христова принадлежит всем
Новый комментарий от В.Весенин
01.05.2021 23:19
Не падайте духом, сыны и дочери православные!
Новый комментарий от В.Весенин
01.05.2021 23:15
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Игорь Бондарев
01.05.2021 08:15
Почему православные против «православного социализма»?
Новый комментарий от Николай Чуев
01.05.2021 08:02
Доколе терпеть кощунство?
Новый комментарий от Елена
30.04.2021 17:13
Деление России нынче «курирует» Хуснуллин?
Новый комментарий от Тюменец
30.04.2021 10:42