Самый главный вопрос

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1145
Время на чтение 6 минут

Мы слышали Евангелие о том, как богатый человек, который искал самое главное в жизни, отошел от Господа. Мы все хорошо знаем это Евангелие, из года в год звучит оно в наших храмах. Но все зависит от того, как мы воспринимаем это слово — слово, которое будет судить нас в последний день и которое сейчас является нашим судом или оправданием.

Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царства Небесного. Немногие из начальствующих с нелицемерным почтением относились ко Христу, но этот был одним из немногих. Хороший вопрос задает он Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы, которыми он задается, имеют весьма относительное значение.

«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Всякий кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым. Мы — ученики Христовы, и, как говорят святые отцы, все определяется тем, особенно в наши, последние времена, насколько в нас есть это острое чувство ученичества. И когда мы приходим к Нему, мы должны до конца довериться Тому, Кто не только Божественная мудрость, но и Божественная любовь.

Наш Учитель, Христос, открывает на новой глубине как будто известную всем тайну вечной жизни. Все знают заповеди Божии: не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй, чти отца и матерь твою. Кто хочет наследовать жизнь вечную, пусть управит себя по пути заповедей. Это наука из наук, и искусство из искусств, это важнее всякой мудрости, всех познаний, вместе взятых. Если мы этому не научились, мы ничему не научились в жизни. Кажется, сегодня не нужно никому объяснять, что последует с каждым человеком, с целым народом, со всем родом человеческим, если эти заповеди не знают, и знать не хотят. Присутствие вечной смерти становится явным уже здесь, на земле. И мы видим, как мало, все меньше, становится людей, которые идут прямым, единственно спасительным путем. Этот начальствующий, приступающий ко Христу — один из немногих, и мы ждем, что Христос похвалит его и скажет: «Если ты будешь поступать и в будущем так же, ты наследуешь вечную жизнь».

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело» и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях.

Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей».

Все обнажается в свете заповеди о любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

Раздать все нищим, поделиться с другими. Так поступали первые ученики Христовы в своих общинах, как мы читаем в книге Деяний. Если кто любит ближних своих, тот не поколеблется по слову Христову продать все и раздать тем, кто в нужде, как Самому Христу.

Есть немало людей, которые ведут во многом добродетельную жизнь. И все-таки они погибают, оттого что им недостает единственного. Так произошло с этим начальствующим. Он порывает с Христом из-за того, что Христос может разлучить его с его богатым имением. Многие не хотят оставить Христа, и все же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия или успеха, или греховной привязанности к какому-нибудь человеку.

Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царствие Небесное! Не просто имеющему богатство, потому что речь идет о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать в его восхождении к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Диавол всегда имеет власть над таким человеком с помощью этого богатства. Как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим, — принадлежит в вечности. Любое богатство — это дар Божий, и когда мы отделяем его от Бога, мы предаем свою жизнь власти диавола.

Христос говорит, что богатство является великим препятствием на пути к небесам. Он видит, как опечалился этот человек, и жалеет его. Но именно поэтому Он говорит: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие». Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него. И не само богатство оказалось препятствием, поскольку этим богатством он мог бы служить делам Божия милосердия, но власть богатства над его душой. Мы видим, с какой яркостью и силой показывает Христос трудность спасения для надеющихся на богатство людей: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие».

«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» Святой Иоанн Златоуст говорит, что ученики испугались не за себя, а за других людей. Из любви к другим людям они изумились этим страшным словам Христа, как будто они были более милосердными, чем Христос. Как будто они больше любили людей, чем Человеколюбец Христос. Они не знали еще, говорит святитель, силы любви Божией до конца, и потому испугались этих слов. Как трудно, бесконечно трудно для каждого человека взойти на небо! Если каждый человек будет поставлен перед выбором: все раздать или порвать со Христом, то кто может спастись?

Мы не можем сказать, что требование Христа слишком сурово или неразумно. Но мы знаем, как наши сердца привязаны к миру, и как легко нам придти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью. Да, чем больше мы стараемся исполнить заповедь Божию, тем больше мы понимаем: есть такие трудности, которые невозможно преодолеть, ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.

Никто не благ, как только один Бог. Каково Его милосердие, такова и сила. Мы слышали уже эти слова, когда архангел Гавриил был послан к праведной Елизавете, уготовляя человечество к принятию в мир Христа: «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Невозможное человекам возможно Богу. Его благо, Его благодать так может воздействовать на душу, что человек и жизни своей не пожалеет ради Христа, и подобно апостолам, как ребенок, с детской доверчивостью будет хвалиться перед Богом: «Вот, мы оставили все — что нам будет?»

Что бы мы ни оставили ради Господа из нашего богатства — ум, сердце, тело — ничто не может пропасть. Что бы мы ни оставили ради Христа, несомненно, воздастся с щедростью Богом, в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы дом или близких для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время — в радости общения с Богом и с другими людьми, и в век будущий жизни вечной — к чему устремлялся взор и сердце некоего из начальствующих.

Нашему Богу все возможно. Всесильным словом Своим Он создал небо и землю, и Своей всемогущей рукой содержит весь мир. Он, Всесильный, воистину может спасти нас, и не хочет, чтобы кто из людей погиб. Что бы с нами ни происходило, какое бы место мы ни занимали на земле, какие бы ни были обстоятельства — Он может спасти нас. Он печалится больше нас, когда мы, опечаленные, уходим от Него, и Он радуется вместе со всеми святыми и ангелами, когда мы идем к Нему.

Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешных, мы оставили бы всю свою праведность, все свое ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Только ли это нужно, и нужно ли?

А мне Господь ещё притчу одну дал. Некий человек, прочтя слова сии, решил сделаться полным праведником, по слову Господа продал всё своё имение и раздал его нищим. Нищие же прокутили за полгода всё, что он им дал, и приходят вновь к нему со словами "Давай ещё". "У меня нет больше ничего, я теперь такой же нищий, как и вы", - ответил "праведник", тогда не поверившие ему нищие стали его бить. Тот же обрадовался, как только ударят его по одной щеке, вторую подставляет. Так они его и убили. Прилетает его душа к воротам рая, считая себя праведной, да ещё и мучеником, стучится изо всех сил в ворота рая, выходит апостол Пётр: "Кто тут такой нетерпеливый?". Душа говорит: Я - праведник, всё по слову Господа исполнил: имение продал, всё нищим раздал, они меня бить начали, я только щёки разные подставлял, убивали, а радовался, что мучеником буду, в рай попаду". Покачал головой апостол Пётр, сказал вопросительно: "Разве не говорил тебе, что не давай свиньям жемчугов", и закрыл перед ним ворота рая. Деньги, конечно, на добрые дела пускать следует, но всегда разумно, и слову Божьему учить людей. " О, как хотелось нам с тобою//Жить как в раю здесь, и порою// мы зря судьбу свою пеняли: // Ведь мы того не понимали, // Что здесь - больница, а не рай, // Так что, сестрица, выбирай: // Иль от грехов своих лечиться, // Иль в бездну к дьяволу скатиться. Считаю нужным дополнением. Как? Правильно, или ересь какая?
Vladimir / 01.02.2021, 02:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Суд над нами совершится согласно нашему выбору
Евангелие пятницы (Лк, 95 зач., 19, 12—28)
06.12.2024
Без Царя
Вышла из печати новая книга протоиерея Александра Шаргунова
05.12.2024
Все, что возвещает Писание, в точности и в полноте исполнится
Евангелие четверга (Лк, 92 зач., 18, 31—34)
05.12.2024
«Сие не отнимется от Нее»
Евангелие дня Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28
04.12.2024
Ступени блаженства
4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Нам предстоит извлекать из тьмы на свет подобные судьбы»
После отмены крепостного права в России появились деловитые предприниматели, бывшие крепостные
06.12.2024
«Мысль о смерти чужда человеку, и в этом есть тайна»
Смертный страх – это предчувствие того ужаса, который охватит грешника, когда надо будет поднять лицо и, глаза в глаза, посмотреть на Иисуса Христа
05.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Калужанин
06.12.2024 18:18
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Константин В.
06.12.2024 17:50
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Валерий
06.12.2024 17:40
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.12.2024 17:21
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
06.12.2024 17:14
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2024 16:53
В России идёт подготовка к реализации «мирных планов» Трампа?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.12.2024 16:32