«Святитель ударил Ария»

Святейший Патриарх Кирилл о великом подвиге Николая Чудотворца

0
569
Время на чтение 6 минут

В субботу, 19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина, сообщает Патриархия.ru.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Сегодня мы вспоминаем очень важную дату и важное событие в жизни Вселенской Церкви — день кончины святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, великого чудотворца, прославившегося во всей Вселенной. Святитель Николай жил в начале IV века, когда гонения на Церковь прекратились, но разгорелись споры о природе Сына Божия. Во времена гонений внешние по отношению к Церкви силы стремились уничтожить христианство, дать возможность возродиться язычеству — то есть религии, которая учила поклоняться не Богу, а человеку, ведь языческие боги были не кем или не чем иным, как людьми. На них распространялись обычные человеческие фантазии, им усваивались практически те же черты, что и человеку: боги грешили, враждовали между собой, в них словно запечатлилась вся скорбь, всё разделение человеческого мира и особенно некое извращение религиозного чувства человека».

«Господь наш Иисус Христос принес в мир спасительную весть о Боге, и эта весть была возвещена Его учениками, апостолами. В первые века христианской истории, несмотря на возникавшие то в одном, то в другом месте попытки внести ложные, не соответствующие апостольской проповеди измышления о Боге, Церковь их спокойно, без особой борьбы отвергала. Но в начале IV века возникло очень опасное заблуждение — ересь арианства. Арий был священником в Александрии, прекрасным проповедником, человеком просвещенным, обладавшим острым умом и острым языком. Его уважали, отдавая должное его талантам. Но Арий был, очевидно, человеком очень гордым, как это часто бывает у людей способных, значительно отличающихся от других, когда голова кружится от собственных талантов и человек начинает думать о себе лучше, чем обо всех остальных, и видит в самом себе некую исключительность, некую особую важность. Если вовремя не отказаться от этой ложной самооценки, то можно впасть и в прегрешения, и в преступления, и мы знаем, как очень талантливые люди становились преступниками, в том числе страшными преступниками, ввергавшими мир в войны и междоусобные брани», - рассказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Вот и александрийский пресвитер Арий, будучи человеком очень способным, не избежал страшного искушения, - констатировал он. - Ему показалось, что учение о Господе и Спасителе, о Христе Иисусе, принятое во Вселенской Церкви, несовершенно, что в нем есть некая ошибка, которую надо непременно исправить. В Никейском Символе веры, который мы и сегодня читаем, о Господе и Спасителе, по отношению к Богу Отцу, употреблялось и употребляется слово "единосущный" — как все мы хорошо знаем, по-гречески "омоусиос", то есть, по сути, Сын Божий и Бог Отец — это одно, одна природа».

«А вот последователи Ария решили описать это отношение, использовав другое слово — не "единосущный", а "подобосущный". То есть, Христос имеет природу не божественную, а подобную божественной. Казалось бы, в чем особая разница? А разница в том, что если Господь Иисус Христос не имеет единую природу с Богом Отцом, то Он и не Бог; если Он имеет природу лишь подобную природе Бога Отца, то Христу невозможно именоваться Богом. То есть, разрушалось самое важное, что содержит в себе христианское послание миру — что Бог воплотился, что Сын Человеческий есть Бог, второе лицо Святой Троицы, имеющий природу, единосущную Богу Отцу», - пояснил Первосвятитель.

«Если встать на точку зрения Ария, то человека, собственно говоря, спас не Бог, а подобное Богу существо. Опасность этого заблуждения хорошо поняли святые отцы I Вселенского Собора, и среди них — святитель и чудотворец Николай, который вступил в спор с Арием, и спор этот зашел так далеко, что святитель ударил или, как сказано в житии, заушил Ария. То есть, не находя никакой возможности заставить еретика замолчать, Николай нанес ему удар. Он был наказан, но затем отцы Вселенского Собора простили святителя, сознавая, что его поступок соответствовал тяжести духовного и вероучительного преступления, которое совершил Арий. Потому что, если бы отцы Собора согласились с Арием, то, наверное, православное христианство не дожило бы до сегодняшнего дня», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

«Учение Ария, которое было побеждено на I Вселенском Соборе, определенным образом связано и с главным заблуждением Нового времени, - отметил Первоиерарх. - Философия Нового времени ставит человека в центр бытия. Не Бог (Который, может, и есть, но Он вне философского дискурса), а человек — в центре бытия; на этом мировоззрении строится вся современная цивилизация. А какой человек? Просветленный Духом Святым, святой угодник, образец нравственной и духовной силы? Конечно же, нет! В центре бытия — просто падший человек, с его положительными и отрицательными чертами, с его взлетами и падениями, с его святостью и грехами».

«Действительно, - продолжил он, - если бы святитель Николай и другие отцы I Вселенского Собора не осудили Ария, то это распространенное в настоящий момент учение стало бы господствующим и не осталось бы ни островка духовной свободы, весь мир был бы захвачен этим учением. А мы знаем, какую угрозу это учение сегодня являет, как оно подрывает основы духовной жизни, к каким страшным последствиям приводит, в том числе к разрушению нравственности, к уничтожению различия между грехом и святостью. Именно с этим ложным пониманием места человека в бытии связаны сегодня самые большие нравственные недуги рода человеческого. Если Бога нет, то все дозволено. Если Бога нет, то падший человек — в центре бытия, и нет никаких сдерживающих начал, кроме чисто человеческих. А ведь у каждого человека свое понимание добра и зла. Сколько людей — столько и умов, и как же может быть ограничено, с опорой только на человеческую мысль, действие зла во вселенском масштабе? Неспособен человек на вселенский подвиг, при таком огромном разномыслии».

«Святитель и чудотворец Николай увидел эту страшную опасность в проповеди Ария, и его мужественный поступок привел к тому, что I Вселенский Собор осудил арианство. Христос не подобен Богу, Он — единосущен Ему. Бог Отец и Спаситель имеют одну Божественную природу, и нас спас не человек силой своего разума или силой своей власти, а нас спас от греха Сам Бог в Сыне Своем Иисусе Христе, имевшем как Божественную, так и человеческую природу», - пояснил Патриарх Кирилл.

«Великий подвиг святителя и чудотворца Николая помог еще в IV веке остановить очень опасное философское, а в то время уже окрашенное и в богословские тона, развитие человеческой мысли, - напомнил Первосвятитель. - Полторы тысячи лет спустя в человеческой истории получилось так, что Бог стал вытесняться из жизни рода человеческого, место Бога стал занимать сам человек. Но благодаря подвигу святителя Николая и других отцов I Вселенского Собора этой трагедии в IV веке удалось избежать, и сейчас, благодаря догматам I Вселенского Собора, подвигам отцов Никейских, святителя и чудотворца Николая и мы с вами живем в мире, где в центре — Бог. Мы — это Церковь Христова, которая непоколебимо исповедует, что именно Бог является Господином истории и никто не может восхитить Его место. И если мы верим, что в центре — Бог, то это означает, что Его закон, Его заповеди являются абсолютной правдой и требуют от человека жить только по Божественному слову, ибо только такая жизнь может даровать подлинное счастье и подлинную полноту бытия».

«Святитель и чудотворец Николай совершил великий подвиг, который невозможно сравнить ни с каким другим, хотя, конечно, и впоследствии многие останавливали ереси и препятствовали проникновению в церковную среду злонамеренных и опасных вероучений. Но та победа над арианством была первой победой над смертельной опасностью, важной не только для Церкви, но и для всего рода человеческого. Поэтому мы прославляем святителя и чудотворца Николая не только как чудотворца, не только как святого, который особенно слышит наши молитвы, но и как выдающегося иерарха, дерзновенное служение которого во многом предотвратило проникновение арианской ереси в церковную среду, а значит, предотвратило деградацию христианской жизни и во многом предопределило саму способность Церкви Христовой сопротивляться внешним искушениям, заблуждениям и соблазнам, мужественно исповедовать и хранить веру в Господа и Спасителя, которой и ныне спасаемся, и будем спасаться до конца, если сохраним эту веру. Аминь», - заключил Предстоятель Русской Церкви.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06