Федеральное агентство новостей сообщило о том, что во Владивостоке случился апокалипсис, которого не было тридцать лет. Это значит, что тридцать лет назад подобное случалось и городские власти должны были готовиться к повторению события, заказав в «Роснано» нанопокрытие для проводов, исключающее образование на них наледи. Заказа не было, поэтому Чубайс чист перед народом.
Город — структура сложная, всё предусмотреть невозможно. Поэтому предлагаю рассмотреть более «простую» проблему, чем подготовка всего города к ледяному дождю.
На вторые сутки развивающейся катастрофы было принято решение о перекрытии движения по вантовому автомобильному мосту, который соединяет материковую часть Владивостока с островом Русский, в результате чего значительное число людей не смогли уехать домой на остров, или вернуться с него.
Обледенение было настолько сильным, что под грузом льда оборвалась оболочка (кожух) одного из тросовых вант моста и свесилась над фарватером, по которому в бухты Владивостока входят морские суда.
Чтобы понять, почему так случилось и насколько в этом виновата природа, необходимо вспомнить историю проектирования и строительства.
В 2007 году был проведен тендер на разработку проекта моста на остров Русский, который выиграло НПО «Мостовик». Совместно с крупнейшей в России проектной организацией ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург» производственное объединение приступило к разработке проекта.
Над проектом также работало несколько мелких российских и иностранных научных компаний, включая: Cowi A/S (Дания), «Примортисиз», Приморгражданпроект», НПО «Гидротекс», Дальневосточный НИИ «Морфлота» и некоторые другие».
ТИСИЗ — это трест инженерно-строительных изысканий. Приморский трест инженерно-строительных изысканий принимал участие в работе над проектом. Сотрудники не могли не знать о том, что за 17 лет до начала проектирования во Владивостоке был ледяной дождь и что он может повториться.
Из Википедии. Климат Владивостока умеренный муссонный. Зимний период отличается морозной, сухой и ясной погодой, чему способствует перемещение сухого холодного воздуха северными и северо-западными ветрами зимнего муссона. В первую половину зимы может выпадать обильный, часто мокрый снег, ломающий деревья.
Мокрый снег, ломающий деревья, — событие рядовое для Владивостока, просто тридцать лет назад не было вантового моста на остров Русский. От водителя такси, который вёз меня из аэропорта в Уссурийск, узнал, что во Владивостоке широта крымская, но долгота колымская. Эту особенность должны были учесть проектировщики и хотя бы пропустить в вантах греющий кабель.
Просчитывать все возможные варианты в соответствии с законом «Мэрфи» не для сотрудников НПО «Мостовик», поэтому 4 апреля 2014 года в арбитражный суд было подано заявление о банкротстве компании в связи с невозможностью расплатиться по банковским кредитам. Финансовые трудности могли возникнуть во время строительства олимпийских объектов: из-за ошибок в инженерных расчётах компании пришлось понести дополнительные расходы, которые не были возмещены из федерального бюджета.
Предложение о прокладке греющего кабеля в вантах основано на опыте проживания в благоустроенном вагончике в Надыме. К вагончику был подведён воздушный водопровод. Температура зимой опускалась до -500C, но благодаря греющему кабелю водопровод ни разу не замёрз.
Это о наледи на вантах. Судя по всему, наледь должна быть и на самом мосту. Поэтому расскажу ещё одну историю из жизни. Это было в начале семидесятых. Как-то зимней ночью проснулся от реактивного свиста за окном. Неоновый свет фонарей со свистом создавал иллюзию приземляющейся летающей тарелки. Через некоторое время свист стал стихать, а потом совсем пропал. Днём я узнал, что произошло. Из-за гололёда водители автобусов отказались выходить в рейс. В те времена всё принадлежало государству. Сотрудники аэропорта Домодедово ездили на работу на автобусе, поэтому руководство аэропорта выделило на очистку дороги установку, с помощью которой чистили взлётную полосу от снега. Установка представляла из себя снятый с самолёта и установленный на грузовик реактивный двигатель. Возможно, руководству Владивостока тоже следует завести такой агрегат.
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист