Вчера отмечалась важная для истории нашей страны дата – ровно 100 лет с момента завершения так называемой «Крымской эвакуации», сообщает портал «Вести Севастополь». В ноябре 1920 года порты полуострова покинули около 130 кораблей, на них были почти 150 тысяч несогласных с политикой руководства Советской России. Это событие положило конец Гражданской войне, завершило историю Российской Империи, открыло эпоху русской эмиграции и разделило тысячи жизней и судеб на «до» и «после». Но даже спустя век нет однозначных оценок тех событий.
Рассказывает Олег Смирнов: «Севастополь покидают корабли и суда Императорского Черноморского флота. На борту военные части Русской армии Врангеля и гражданские. Под натиском Красной армии, форсировавшей Перекопский перешеек на севере Крыма, Белое движение потеряло контроль над последней территорией в европейской России. Не принявших советскую власть ждало изгнание. Крымская эвакуация, о которой напоминает эта табличка, не стала окончанием Гражданской войны в России. Но была переломным моментом. Настолько значимым, что получила название – Русский Исход. Больше 146 тысяч человек покинули Россию на 126 кораблях и судах, и ушли в Константинополь. 14 ноября эвакуация из Севастополя была завершена».
«Это для нас праздничная дата. Именно в эти дни Крым был полностью освобождён от белогвардейщины и от интервентов, которые этих белогвардейцев подпитывали. Уведя остатки русской эскадры, нанеся огромный ущерб Черноморскому флоту. В Бизерте сгнил этот флот, и Советской России пришлось колоссальные усилия напрягать, чтобы этот флот сделать – эти господа растворились в тумане. И, слава Богу!» – считает первый секретарь городского комитета КПРФ в Севастополе Василий Пархоменко.
Век спустя восприятие меняется. Исследователи истории предлагают отказаться от концепции победителей и побеждённых в Гражданской войне. А исход из Крыма не считать паническим бегством, каким его прежде изображали в кино.
«Люди были спокойны. Во-вторых, они все имели на руках пропуска на определённый корабль. Скученность людей на корабле. Осенний холодный период. Не возникло ни одной вспышки простудных, либо кишечных заболеваний. Это я вам уже как врач говорю. То есть, настолько была и медицина там установлена, что соблюдались все противоэпидемические меры, соблюдались нормы питания», – рассказывает директор Народного медицинского музея Военно-морского госпиталя имени Н.И. Пирогова Александр Зубарев.
Начальник музея медицинской службы Черноморского флота Александр Зубарев – соавтор книги-альбома о Русском исходе. От потомков белоэмигрантов он получил фотографии. На них – заграничная жизнь армии уже несуществующей Царской России. Оказавшись в Турции, Греции, а позже в Тунисе, военные сохраняли дисциплину, надеясь вернуться на родину. Это смогли сделать их потомки. Князь Александр Трубецкой, чей отец участвовал в боях с революционной Красной армией в крымском Перекопе, приезжал в Севастополь из Парижа.
«Иногда говорю, что мы – главные послы России там, где нас «разбросили», потому что мы защищаем вот эту Россию, какая бы она ни была, от русофобии. Давайте говорить о будущем России, на которое все мы, россияне, живя во Франции, в Америке, в России, в Крыму, где хотите, должны работать», – говорит председатель Общества памяти Императорской гвардии Александр Трубецкой.
О желании принести пользу России в ХХ веке говорили и белые, и красные. Но будущее страны видели по-разному.
«Устранение социальной несправедливости и создание такого государства, в котором можно было бы жить каком-то таком идеальном сообществе. Что касается белой стороны, то они хотели вернуть утраченную Россию, потому что их девиз был: «За веру, Царя и Отечество», – отмечает председатель Исторического клуба «Севастополь Таврический» Вадим Прокопенков.
После окончания Гражданской войны идеологическое противостояние преодолевалось медленно, хотя в Советском Союзе рядовых белогвардейцев амнистировали. Некоторые эмигранты и их потомки стали идти на контакт лишь после 1991 года. Так в коллекции Севастопольского военно-исторического музея-заповедника появились новые материалы.
«Потомки, их дети, начали возвращать предметы, имеющие отношение к белому движению, которые ушли когда-то из России, и которые по их, так сказать, завещанию, не могли вернуться в Россию советскую», – рассказывает научный сотрудник Севастопольского военно-исторического музея заповедника Юлия Стогний.
Владимир Стефановский – участник похода памяти по маршруту Русского исхода. По его мнению, по Графской пристани проходит граница между старой и новой Россией, а гражданский раскол начала прошлого века до конца ещё не осмыслен.
«Надо этому дать нравственную, политическую, моральную – всякого рода оценку. Подвести черту. Да это было. Нам за это стыдно. Мы это осуждаем», – считает председатель «Историко-культурной просветительской ассоциации «Морское собрание» Владимир Стефановский.
В XXI веке потомки участников исхода живут в Европе, Америках и Австралии. В изучении его истории и эмигранты, и жители России, больше не разделённые конфликтом прошлого, находят возможность ощутить себя соотечественниками, не изменяя своим взглядам и принципам.
100-летие поражения Русской армии генерала П.Н.Врангеля и эвакуации из Крыма - действительно значимый юбилей. Но отмечать его надо, тем более на государственном уровне, не как 100-летие «Русского Исхода» или 100-летие «разгрома Белой армии», а именно как 100-летие эвакуации войск П.Н.Врангеля из Крыма. Нейтрально. Ибо обе концепции - и «белая», и «красная» разобщают русский народ и ослабляют Россию.
ГТРК «Севастополь» подготовил взвешенный обзор. Действительно, «даже спустя век нет однозначных оценок тех событий». Таково нынешнее состояние умов, из этого и надо исходить. Навязывание определённой точки зрения на данном этапе грозит расколом русского народа.