Совсем не секрет, что в нынешнее время российскую систему управления уютно обжил клан «эффективных менеджеров», многие из которых получили образование на западе, ориентированы на запад, увлечены преобразованием общества по западным лекалам. Как известно, благими намерениями вымощена дорога в преисподнюю. Тягу к усовершенствованию «оптимизаторов» сложно остановить. Всё они знают, умеют, могут обосновать, углубить, расширить, возвысить, оптимизировать и рационализировать. Как же мы, сирые да убогие, без их ценных руководящих указаний жили раньше? Не представляем даже.
Наша система образования, как средней, так и высшей школы, пережила уже не одну волну радикальных реформ. Чего стоят одни только ОГЭ и ЕГЭ! Теперь уже совершенно ясно, что качество знаний российских школьников с их введением не только не выросло, но и, увы, резко снизилось. Выпускные классы только и тренируются в выполнении тестовых заданий, а до реальных знаний молодого поколения никому и дела нет. Так и в «вышке»: ни «многоуровневая система», ни «укрупнение специальностей, кафедр и университетов», ни попытки «индивидуализации учебных планов и траекторий обучения» нисколько не улучшили в России уровень образования высшего. Казалось бы, всё уже давно изменили и отреформировали, но нет: остались дипломы об окончании ВУЗов. И здесь, по мнению наших преобразователей, тоже необходима реформа.
Сказано. У дипломов в России может появиться «срок годности», заявил высокопоставленный рационализатор.
Специальный представитель Президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Николаевич Песков (не путать с Дмитрием Сергеевичем Песковым, пресс-секретарём Президента! – Авторы) в ходе лекции для образовательного интенсива «Архипелаг 20.35» раскритиковал сложившуюся практику выдачи дипломов о высшем образовании. По его словам, выдача дипломов «на всю оставшуюся жизнь» в современном мире — это абсурд, который, тем не менее, пока является правилом. «Кто вам сказал, что (выпускник — Авторы) не забыл 95 процентов того, что он там на самом деле изучил?» — заметил чиновник.
Песков считает, что дипломы о высшем образовании, конечно, останутся на следующем этапе развития высшей школы, но они могут быть преобразованы в «дипломы по требованию», т.е. у дипломов может появиться своеобразный «срок годности» — период, на который они являются актуальными и действительными.
«Дипломы не могут быть замещены на профили компетенций и портфолио. Они должны будут мигрировать в формат «диплом по требованию», который показывает актуальное состояние ваших знаний и компетенций», — сказал спецпредставитель Президента.
Д.Н.Песков отметил, что одним из важных требований к системе высшего образования в ближайшие годы станет высокая скорость разработки программ обучения. Эти программы должны будут максимально удовлетворять требованиям рынка труда, а также быть нацеленными на подготовку команд профессионалов, а не отдельных специалистов, сообщило ИА REGNUM.
В целом, спецпредставитель считает, «в будущем ВУЗы должны не образовывать человека, а преобразовывать его».
Итак, Д.Н. Песков назвал абсурдным то, что сейчас в стране дипломы выдают на всю жизнь. В документах нового типа должен отображаться срок, в течение которого они имеют силу. Так поняли мы (и большинство россиян).
Что вы, я вовсе не это имел в виду. Спохватившись, что произнёс лишнее, высокопоставленный цифровой рационализатор начал, что называется, «переобуваться в полёте». Чиновник разъяснил свою позицию. Страхи россиян потерять подтверждение факта высшего образования из-за предложенного перехода к так называемым дипломам по требованию не обоснованны, заявил он «Известиям» в понедельник, 9 ноября.
База данных российских выпускников будет окончательно сформирована до 2023 г. Потенциальное внедрение «диплома по требованию», к которому в системе образования могут прийти в мире (не только в России) в ближайшее десятилетие, вовсе не означает отмену высшего образования как такового и выдачу диплома выпускнику, заверил Д. Песков. По его словам, это лишь дает возможность, например, улучшить свою квалификацию по тому или иному предмету и внести правки в диплом, который будет иметь электронный вид.
Создание цифрового диплома является частью утвержденной уже два года назад программы «Современная образовательная цифровая среда» как части национального проекта «Образование», напомнил Песков. Для самого человека система «перерасчёта оценок» крайне выгодна, считает Дмитрий Николаевич.
«Предположим, человек учил в институте какой-то конкретный язык программирования, например, С++», — пояснил Песков. В дипломе при этом у него «удовлетворительно». «Человек пошел искать работу, прошел курсы и теперь знает С++ на «отлично». Данный факт можно внести в диплом, и появится больше шансов устроиться на желаемую работу с хорошей зарплатой», — продолжил он.
По словам Пескова, в электронном дипломе «оценки» человека по специальности будут обновляться (при этих словах российские бюрократы и коррупционеры, видимо, заметно оживились). При этом инициативы по отмене дипломов или их замене не выдвигалось, она даже не обсуждается. Факт получения диплома и актуальность знаний и инструментов, которые в нем содержатся, надо разделить, уверен он.
«Даже через 10 лет не предполагается, я такого не вижу, что необходимо переподтверждать факт того, что вы, например, являетесь выпускником МГУ 1989 года», — «успокоил» всех спецпредставитель.
Ранее чиновник озвучил «секрет» победы над бедностью. Проблему бедности можно победить, однако для этого нужно предоставить доступ в интернет максимально широкому кругу людей и создать в сети инфраструктуру для электронного взаимодействия с каждым человеком. «Здесь надо понимать одну простую вещь — самое бедное население — оно одновременно наименее оцифрованное. Это то население, у которого меньше всего доступ в интернет — раз, и которое меньше всего стремится попасть в интернет», — пояснил он на онлайн-конференции Data DebatЫ. Подобная модель, уверен эксперт, наиболее эффективна, чем единоразовая раздача денег.
Блажен, кто верует?
Мнение «дорогих россиян». Мнения в комментариях ожидаемы. Чаще всего: «Сколько будет стоить подтверждение? Учителя, которые каждый год подтверждают квалификацию, теперь ещё и диплом будут обязаны подтвердить? Врачи также?»; «А аттестат зрелости об окончании средней школы на всю жизнь тоже не годится?»; «Для обычного гражданина, получить высшее образование - это большой труд плюс значительное напряжение личных финансов». «А зачем тогда системы повышения квалификации? Парень не в курсе, что мы всю жизнь учимся и подтверждаем проф. знания на практике? Да и реформа образования довела до того, что с дипломом ВУЗов молодые специалисты выносят несравнимо меньше знаний в сравнении с выпускниками 30-летней давности. Опыт даёт практическая работа, знания дают старшие наставники на работе. Для того, чтобы бросать подобные заявления, начни с системы образования и ликвидируй взятки в вузах», — обращается Elena P. «То-то никто не стремится набирать выпускников ВУЗов. Как раз, когда диплом самый свежий и настоящий. А норовят всё взять со стажем 10−20 лет, когда, по мнению этого высокопоставленного специалиста по профессионализму, диплом уже никуда не годится. А работодатель должен не брать такого, а указывать ему на некомпетентность в связи с несвежестью диплома», — пишет Михаил С. «Почему водительское удостоверение выдаётся пожизненно? А ведь изменения в правила вносятся регулярно, но никто не проверяет знание водителя. Если работодатель заинтересован, то он сам работников направит на курсы повышения квалификации. Тем более в некоторых отраслях такие требования уже существуют. Врачи проходят переподготовку, педагоги. К чему огород городить?» — написал Evgeniy P.
Диплом об образовании, который уже получен, не может быть аннулирован, заявил RT первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Диплом, который человек уже получил, аннулироваться не может. Это его реальное достижение. Другое дело, если человек меняет специальность, то, естественно, ему может потребоваться новый диплом или сертификат о повышении квалификации, переподготовке. Но это имеет место и сейчас», - заметил депутат. По мнению академика Международной академии педагогического образования Сергея Комкова: «Если сегодня поставить вопрос о том, что дипломы будут иметь определённые временные границы, и через некоторое время диплом теряет свою функциональную значимость, это означает, что на сегодня надо 80% всех педагогов, всех учителей просто уволить из школы. Они все получили дипломы более 10-15-20 лет назад».
Мнение авторов. Вначале вопрос к «цифровому преобразователю». В 1999 г. Вам была присвоена степень Master of Arts Манчестерского университета (Великобритания) по политическим наукам. Если уж начинать, начните с себя (тем более, это ведь не вакцину от вируса на себе испытывать). Данный титул, Дмитрий Николаевич, Вы в Манчестер поедете защищать? И в какой временной промежуток запланировали поездку? А то ведь 21 год прошёл, пора б и обновить знания. Мир ведь кардинально изменился. Заодно и с проблемой бедности населения разберётесь: она, ей-Богу, совершенно не по причине низкого уровня его цифровизации.
Теперь совет. Есть в медицине хороший принцип: «не навреди». Его и рекомендуем придерживаться сему государственному мужу, не внося в общественное сознание смуту своими «креативными заявлениями», совершенно оторванными от российской реальности. Не стоит заново «изобретать велосипед и колесо». Необходимо лишь рачительно расходовать государственные деньги, а не создавать на них новые стандарты (а следом, и новые структуры, обеспечивающие и поддерживающие вышеуказанные стандарты), которые, видимо, по Владимиру Высоцкому: «нужны – как в русской бане лыжи». Про очередной роскошный подарок российской бюрократии (и коррупции!) даже и говорить не будем.
Валерий Геннадьевич Медведь, полковник в отставке,
Сергей Александрович Доценко, подполковник запаса (преподаватель военного ВУЗа с 9-летним стажем), ветераны боевых действий
35. Ещё раз о сатанистах-цифровизаторах в образовании
https://rossaprimavera.ru/article/334ebf10
https://rossaprimavera.ru/article/4e28d650
34. Ответ на 33, Коротков А. В.:
33. Ответ на 32, Валерий Медведь:
32. Ответ на 29, Георгий:
31. Ответ на 30, Коротков А. В.:
30. Ответ на 28, Валерий Медведь:
29. Пример
28. Ответ на 27, Коротков А. В.:
27. Ответ на 26, Валерий Медведь:
26. Ответ на 24, Коротков А. В.: