В этом году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума.
Митрополит Московский и всея Руси Корнилий сообщил, что ввиду сложной эпидемиологической ситуации в стране мероприятия по празднованию 400-летия протопопа Аввакума частично будут перенесены на 2021 год, передаёт сайт Русской православной старообрядческой церкви.
Другая старообрядческая структура, Русская древлеправославная церковь (РДЦ), заявила о выходе из всех межстарообрядческих групп. «Почему оно сделано именно сейчас, накануне начала основных торжеств по случаю 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума? Ведь очевидно, что проблемы, которые привели к этому заявлению, копились давно…» - пишет сайт РДЦ. Подробнее о причинах выхода РДЦ из межстарообрядческого сотрудничества сайту рассказал «протодиакон» Виктор Кузнецов.
«Вместе с тем, мы отдавали себе отчет в том, что совместная работа может быть конструктивной и продуктивной лишь в случае уважительного отношения к коллегам, к их позиции по сугубо внутренним вопросам своей конфессии. Поэтому третьим условием нашего участия было отсутствие на заседаниях РГ канонических и догматических споров, а также отсутствие на всех встречах, назовем их так — "нежелательных элементов", другими словами — представителей малых раздорнических групп, выделившихся из состава религиозных организаций-участниц РГ в новое время, а также представителей общего для всех старообрядцев оппонента — РПЦ МП и всего вообще сообщества новообрядческих конфессий», - заявляет представитель РДЦ.
Русская Православная Церковь, по словам Кузнецова, для РДЦ «нежелательный элемент», напротив, сотрудничеством с филокатоликом-«старовером» Леонидом Севастьяновым старообрядцы гордятся. «К примеру, мы сотрудничаем с Севастьяновым Л.М. меньше года, но в решении своих проблем мы продвинулись гораздо дальше, чем за 5 лет деятельности Межстарообрядческой контактной группы. (Наше знакомство с Севастьяновым Л.М. состоялось благодаря Терентьеву Александру Александровичу — главному советнику Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, который настоятельно рекомендовал обратить внимание на этого деятельного человека. Отдельная ему за это благодарность)», - хвастается Виктор Кузнецов этим сомнительным знакомством.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России, прислал в редакцию «Русской народной линии» свой комментарий:
Как известно, Оргкомитет по празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки перенёс проведение Юбилейного собрания на будущий год. Русская Древлеправославная Церковь вышла из этого оргкомитета и рабочих органов, призванных консолидировать усилия старообрядцев в решении общих проблем. Имеет на это полное право, как бы к этому ни относились.
Протодиакон Виктор Кузнецов, возглавляющий в РДЦ Отдел информации и правового обеспечения, в интервью порталу Credo.ru по поводу решения Оргкомитета пригласить представителя РПЦ МП сказал следующее: «Протопоп Аввакум до сих пор считается в РПЦ "раскольником" и "расcтригой". И именно поэтому, с нашей точки зрения, участие представителя РПЦ в работе данного форума превратит все это собрание в какой-то фарс, фантасмагорию».
Правильно, но не совсем – на мой, конечно, взгляд. Мне думается, что приглашать надо, но не в качестве такого же участника как сами старообрядцы, а в качестве наблюдателя. Есть такой «осторожный» статус. И не в качестве официального представителя, а скорее частным образом - этого достаточно. Почему желательно приглашать? Во-первых, никаких громких, тем более официальных демаршей против многострадального протопопа в последнее время и в текущем юбилейном году РПЦ МП не предпринимала. По крайней мере, мне об этом неизвестно (кроме нескольких «шпилек» на местах). Более того был ряд позитивных моментов: прием в Троице-Сергеевой Лавре паломнической группы старообрядцев во главе с митрополитом Корнилием (поездка проходила в рамках Юбилейных торжеств). Установка с согласия митрополита Калужского и Боровского Климента памятной доски в Пафнутиево-Боровском монастыре. Участие митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в открытии памятника Аввакуму в городе Белгороде. Наверняка есть и еще подобные факты.
И во-вторых: а разве не явится присутствие представителя РПЦ МП на юбилейных торжествах косвенным признанием неправоты гонителей, проявлением обозначившейся тенденции в изменении отношения Московского Патриархата к огнеопальному протопопу? Тенденция, по моему мнению, долженствующая привести в конечном счете к отмене решения об осуждении страдальца, его реабилитации (не нужной самому исповеднику и его наследникам, но нужной для торжества правды). К покаянию за это злодеяние. Дай Бог!
Иного мнения придерживается протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии:
Присутствие наших представителей на Аввакумовских торжествах действительно было бы фарсом и фантасмагорией, но с одним важным добавлением: сам раскол является фарсом и фантасмагорией с множеством его согласий, в которых скрыты глубокие несогласия, с имитацией в современных условиях древнего благочестия, которого у старообрядцев реально не сохранилось.
История раскола является безумием и маразмом. В ней, конечно, неправда двух сторон: неправда Патриарха Никона и Царя Алексея, но ещё бОльшая неправда старообрядческих учителей, таких как Аввакум. В ряде случаев он откровенно еретичествовал, в частности, он был тритеистом, считая, что Святая Троица подобна трём человекам — Петру, Павлу и Иоанну. По сути, он исповедовал трибожие.
Одна из его Евхаристических ересей – он считал, что на Великом входе Святые Дары уже являются Телом и Кровью Христовыми, поэтому повелел им кланяться.
А самая его главная ересь – представление о том, что Русская Церковь единственная является Церковью как таковой, а все прочие Православные Церкви и народы должны у неё учиться, и что везде благочестие погибнет, кроме Руси. Он считал, что введение троеперстия, иного, с его точки зрения, текста обрядов, служит к погибели благочестия. Это самая ложная мысль, ибо Богослужение и обряды менялись в Древней Церкви постоянно.
Начнём с того, что во времена Златоуста крестились одним перстом. Во времена Халкидона одноперстие в крестном знамении сменилось двоеперстием в честь двух природ Господа нашего Иисуса Христа. А если к началу второго тысячелетия церковная мысль доросла до представления об исповедании Троицы и двух природ Христа одновременно, то, что в этом плохого?
В самой проблеме исправления обрядов было много сложностей: если одни правки были неудачными, то другие, напротив, не только удачными, но и насущно необходимыми.
Уже в 30-ые годы 17 века на Афоне жгли книги русской печати, потому что в них справедливо замечали чудовищные ошибки и ереси. Конечно, правку надлежало делать деликатно, щадя чувства верующих, ненасильственно и спокойно. В конце концов, смену Студийского устава на Иерусалимский устав на Руси и не заметили, потому что делали без напряжения и насилия, пусть и растянулась замена на два столетия. Но зато результат превзошёл все ожидания – новый торжественный Иерусалимский обряд просто поглотил более скромный Студийский без всяких проблем и расколов.
Проблема была в другом: в воспалённом бунтарском сознании русских людей 17 века, которые были готовы использовать любой повод, извинительный и неизвинительный, для мятежа против верховной власти, царской и церковной. Ведь неслучайно 17 век называют «бунташным веком». И сожжён Аввакум был вовсе не за свою веру, а за политику – за хулу на Царский дом: его приверженцы стали рассыпать берестяные листовки с хулой на Царя и с призывом к бунту. Хотя, конечно, сожжение – страшная казнь.
С другой стороны, не следует забывать страшные тяжёлые нравы того непростого века и что подобные призывы Аввакума ввели к страшным кровавым бунтам, типа Разинского, который в значительной степени был старообрядческим.
И в этом смысле я не вижу никаких причин ни для реабилитации Аввакума, ни для того, чтобы присутствовать на торжествах, связанных с днём его рождения. Некого торжествовать. Аввакум – вовсе не та платформа, на которой мы должны примиряться со старообрядцами. Примириться можно на основе единоверия, ввёдённого ещё в 19 веке, на основе снятия анафем со старообрядцев, совершенного в 1971 году, на основе постепенного приобщения самых разумных и открытых старообрядцев к богатству Вселенского Православия и к богатству русского Православия, постепенного терпеливого выведения старообрядцев из революционной исключительности. Это наш путь. А отправлять своих посланцев на сомнительные конференции и чествования означает унижать достоинство Русской Православной Церкви и правду Божию.
1. Должа быть цель, к которой следует идти