Как же быстро всё меняется в городе. Захотел посмотреть место на Верхне-Волжской набережной, где снесли гостиницу «Россия». Теперь этого здания в городе не существует, а вместе с ним вычеркнута материальная основа многих моих воспоминаний.
Не торопясь поднялся я по улице Рождественской к Ивановской башне кремля. Пошёл по Ивановскому съезду – и буквально ахнул про себя. Последний раз я использовал этот кратчайший путь на площадь Минина и Пожарского в марте. Тогда окружающий пейзаж был привычно узнаваем для взгляда. Теперь у тротуара, внизу по склону холма воздвигнуты стены до крыши восстанавливаемой вновь на старом, откопанном старательными учёными-археологами, фундаменте середины XVIII века порушенной в советские годы церкви Симеона Столпника.
Поднялся выше к Дмитровской башне. Слева у нынешнего здания городской администрации (архитектурная дань эпохе конструктивизма), опять же на прежнем месте воссоздаётся колокольня Спасо-Преображенского собора. И её стены выстроены до самого шатрового купола. Ну как тут не дивиться столь стремительно происходящим вокруг переменам!
То, как раньше выглядел нижегородский Кремль, мы знаем благодаря фотографиям в первую очередь таких замечательных мастеров своего дела XIX-начала ХХ века, как Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. Благодаря им и восстанавливается теперь бездумно ранее утраченное.
Пройдя далее через ворота у Пороховой башни, вышел к волжскому откосу, памятнику В.П.Чкалову, Георгиевской башне. Там и глянуло на меня пустотой то пространство, что когда-то было заполнено столь привычным для горожан зданием гостиницы «Россия». Отныне это место неузнаваемо изменилось. Но и тут оказалось открытие – вскрылся фундамент ранее стоявшей здесь церкви. Её вид для будущих поколений сохранили старые фотографии, как нынешние сохранят архитектурную особенность уничтоженной недавно гостиницы…
Последовательность веков, бесконечность времени документально запечатлевает для памяти человечества одно из самых молодых видов искусства – фотография.
В моей домашней библиотеке не так много подобных альбомов. Но каждый раз, перелистывая те книги, которые мне подарили замечательные фотографы, просматривая большие глянцево и красочно поблескивающие листы фото-произведений (будь то портреты писателей или виды толстовской Ясной Поляны Павла Кривцова или потрясающей красоты пейзажи окрестностей озера Байкал Владимира Полеванова), я иначе начинаю осознавать окружающий мир. Невероятным образом камеры мастеров не только что-то запечатлевают, но и передают мне, зрителю, нечто иное, очень важное: эмоциональное, философичное, потустороннее, непроизнесённое вслух, сокрыто живущее в душе фотохудожника, тревожащее его сердце и сознание, переживаемое им. Порой эти неясные чувства, что через видимое изображение, зрительное восприятие так потрясают нас, открывают нам миры неведомого доселе порядка.
Взгляните на те работы, что представлены в помещении Нижегородской областной организации Союза писателей России. Проникнитесь их смыслом и чувством. Ни одна не оставит вас равнодушными. Не зря устроители выставки (кураторы арт-проекта REVERберация Евгений Желяев, Елена Матюшина и Международная академия культуры и искусства, президент – народный художник РФ П.Т.Стронский) назвали её «Планета Русь» и посвятили 800-летию Нижнего Новгорода.
Произведения (а это действительно произведения без всякой натяжки) Олега Агринского («Христос Воскресе!»), Натальи Акимовой («Работяги»), Андрея Алексеева («Волга-матушка»), Сергея Барышева («Певуньи»), Андрея Белова («Вечереет. Ново-Иерусалимский монастырь»), Галины Грязновой («Монахиня. Дивногорье»), Светланы Гузяевой («Енисей», «Ни день, ни ночь. Плато Путорана»), Игоря Гусева («И я помогаю!»), Евгения Жиляева («Хребет Таганай»), Ирины Жиляевой («Умиротворение»), Ирины Загуменновой («Торжок»), Нины Киселёвой («Зима в Москве»), Галины Король («Островитянки»), Андрея Кулькова («Сказки леса»), Елены Матюшиной («Вид из окна Дома Пашкова. Москва»), Сергея Охотского («Павловск»)… (всех авторов выставки и их работы трудно перечислить) – открывают зрителю необъятность нашей страны, характер и устремления людей, населяющих эти равнинные и горные, таёжные и степные, северные и южные просторы.
Поля и леса, реки и озёра, старинные храмы и современные городские пейзажи, виды природы и деревенской жизни – всё это пробуждает в наших душах сложно объяснимую гамму чувств: задумчивости, размышления, созерцательности. Застывшая в камне музыка архитектурных линий отправляет наше сознание в дальние поиски по тропам и широким проспектам истории. Потому что столь глубок и проникновенен взгляд на мир творцов этих фото-шедевров.
У одних они более лирические, у других философичные, у третьих весёлые, у четвёртых задумчивые и даже трагичные… Всё это главное и вечное, то, что не может не трогать столь восприимчивого, восторженного и сострадательного русского сердца, что способно в себя вместить целую планету под названием Русь.
Валерий Викторович Сдобняков, секретарь Союза писателей России, председатель Нижегородской областной организации СП России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»