Отступить немного от земли

Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
869
Время на чтение 6 минут

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто и места не остается, по крайней мере, на земле.

Среди этих огромных толп Христос стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.

Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.

После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».

Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной.

Простые рыбаки, которые трудились всю ночь, уставшие и разочарованные, показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее, и потому они машут руками тем, кто находится на других лодках, прося помочь. И наконец обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.

Рыбаки знают (это же их ремесло!), как дорого достается им удача. Господь показывает, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история — для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми. Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям.

И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». «Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 23)». Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.

Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога он видит, что человек не может устоять на этом месте, и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет, когда Господь будет говорить, что значит Его призвание, и все растеряются: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.

Один молодой человек рассказывал, что перед крещением, и даже какой-то период после, он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал. Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28, 16—17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть ли не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.

С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы стали просто чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.

Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?

О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.

Господь хочет, чтобы это чудо произошло с каждым из нас. Вот для чего читается сегодня это Евангелие. Может, с кем-то произойдет сегодня чудо, как происходило оно со многими святыми, когда они, услышав это слово Христово, как к ним обращенное, следовали за Христом, уже до конца верные Ему.

Мы призываемся узнать сегодня, что жизнь — это сплошное чудо, и ничего чудесного нет в жизни, оттого что мы люди грешные, и не каемся в наших грехах. Оттого что мы привыкаем к греху, мы привыкаем к этому чуду, которое Господь открывает нам всюду вокруг нас. Мы рассматриваем это чудо как обычное явление. И потому жизнь наша совсем нечудесна. Она тусклая, пустая.

Мы не поймаем никакого улова, пока не произойдет с нами чудо, которое Господь совершает иногда очень ярким образом, для того чтобы совершился прорыв в нашей серости, чтобы все засверкало. Нам нужно только покаяться и каждому из нас увидеть, что «я человек грешный», чтобы припасть к ногам Спасителя и следовать за Ним до конца.

Жизнь не чудесна, потому что она грешная. Грех — это непослушание Богу. Оттого что такое послушание — «по слову Твоему» — явили первые ученики Христовы, хотя уже и не было никаких сил снова закидывать сети, — Господь одним Своим словом все чудесно изменил.

Научимся сегодня этому послушанию у святых апостолов, у всех святых. Будем помнить, что тем больше чудо, чем больше послушание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, находясь в уединении в монастыре: «Слава Богу, наконец я нахожусь в таком месте, где нет никаких чудес, где все обычно и где сплошное чудо». Самое сокровенное являет Господь в той жизни, для которой Он совершает отдельные чудеса. Самые великие внешние чудеса, как правило, Господь обычно подает через таких святых, которые явили особенное смиренное послушание воле Божией.

Мы удивляемся сегодня: почему столько чудес явлено через царственных страстотерпцев? Количество чудес можно сравнивать только с чудесами, которые сопутствовали прославлению преподобного Серафима Саровского, когда очень строгий цензор написал на материалах по канонизации: «Слишком много чудес». Слишком много чудес, с избытком дает Господь там, где с избытком послушание Господу, готовность все оставить и следовать за Ним.

Не может не обращать на себя внимания еще одно чудо, которое мы почти не замечаем, потому что столько слышали об этом. Эти люди, рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше чем мы можем помыслить.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31