Это удивительное повествование об исцелении дочери хананеянки показывает нам тайну дерзновения веры. Хананеянка, то есть язычница, хочет встретить Христа, и вопиет к Нему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!», а Христос не отвечает ничего. Ученики, как это часто бывает, раздражены настойчивостью этой женщины и просят Христа вмешаться. Но ответ Господа не является для нее ответом: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Однако эта женщина бросается к Его ногам: «Господи, помоги мне!» В ответ Христос, как и до этого, говорит то, что может только смутить: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но хананеянка не отступает: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Поистине, перед нами путь веры во всей ее таинственности. Мы тоже порой вопием: «Господи, помоги мне!», и часто Христос ничего не отвечает. Подобно хананеянке, мы настойчиво продолжаем просить, а Христос напоминает нам о Своем служении: Он послан к погибшим овцам дома Израилева. Но мы должны преодолеть этот Его «неответ», и, как хананеянка, поставить себя на место псов — иными словами, увидеть свое недостоинство и всецелую зависимость от Бога.
Хананеянка дает Господу сказать то, что необходимо, то, что Он хочет. Но она отвечает точно по смыслу Его слов, по справедливости. Она признает правду Христа, и она следует за Ним до глубин Его Самого, до предельной глубины того, что она есть, до предельной глубины Его тайны. Она готова принять от Господа все, как просящий нищий, как бедняк, не имеющий ничего, как тот, кто всецело предает себя Ему. И Господь — весь изумление и восхищение перед этим смирением.
Таким должно быть наше дерзновение в вере. Потому что мы тоже многого ждем от Господа, а нам кажется, что Он не слышит нас. Однако Он — здесь. Он ищет нас неотступно, и Он ждет, что у нас будет ответ хананеянки, этот идущий дальше простой логики ответ, исполненный веры своему Богу, всегда потрясающему нас. Да, Бог порой озадачивает нас, но это для того, чтобы дать нам войти в истинную веру.
Что такое вера? Это всецелое вхождение нами в тайну Бога, вхождение столь абсолютное, что оно проходит путями, которые мы часто не понимаем, но которые Господь открывает нам по мере того, как мы идем. Это Господь нас ведет. Вера не есть свет, который сразу освещает все и сразу вводит нас в свет Самого Бога. Это нечто намного более невероятное. Это узнавание путей Божиих, Его сокровенности, Его тайны, Его истины и правды, Его мира и Его радости.
Хананеянка это очень хорошо поняла, и она следовала за Христом до самой сути того, что Он есть. Это то, что мы должны делать ради всех людей. Все святые напоминают нам об этом. Все люди призваны войти в дом молитвы. Мы должны верить, что Церковь — это дом молитвы для всех людей. Мы должны сами войти в дом молитвы, мы должны стать домом молитвы, то есть таким домом, где вера видна, где вера присутствует присутствием более очевидным, чем можно вообразить. Вера преодолевает все преграды, все трудности, и она обретает все.
Как хананеянка, мы можем просить обо всем у Господа, и Он даст нам все. Это будет, может быть, не так, как мы думали, но это будет так, как Он восхотел. И это будет бесконечно лучше, это будет радость Того, Кто дает — дает, потому что Он — Бог. Бог — это Бог, Он за пределами всего, и Он ведет нас за пределы всего. Не будем мешать Ему вести нас, откроемся этой открытости, этому благословению. Если благословение Божие коснется наших сердец — мы узнаем Его, Того, Кто благословляет нас Своей Любовью, потому что Он весь Любовь.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1.