Домострой (ойкономикос) Второго Рима и хрематистика

Историко-экономические уроки для ХХI в.

Тамара Юдина 
0
17.09.2020 416

Со времени основания Второго Рима (Константинополя или Царьграда) – второй столицы Римской Империи секуляризированные граждане и квазиученые продолжали уничижительно называть его Византией по названию «деревни», на месте которой он расположился, а Римскую Империю (лат. – Imperium Romanum, Romania, греч. – Βασιλεία ωμαίων, ωμανία) – Византийской Империей. Этим нарушалась целостность концепции единой Римской Империи с переносимыми Императорами столицами (Римом, Константинополем и впоследствии Москвой).

Римская Империя со столицей в Константинополе имеет свою особенную институциональную трёхмерную матрицу.

Во-первых, с точки зрения политики, в том числе и метафизической, Римская Империя (IV-XV вв.) – это феномен христианской империи, а с XI в. – православной, с монархическим государственным строем, а не республики; это конституирующая модель государства или общества, при которой государством являлись верноподданные государя, а государство и общество отождествлялись. Как правило, императорская власть передавалась в рамках царствующей династии. Однако, императором мог стать любой человек при условии легитимизации своего положения посредством вхождения в правящую династию (через брак, усыновление, братотворение и др.).

Во-вторых, с точки зрения экономики, это реальный пример конституирующей универсальной перспективной экономической системы – домостроя как системы жизнедеятельности человека и общества, общественно-полезного хозяйства, связанного с производством благ и обезпечением безопасности, живой хозяйственный организм, функционирующий в гармонии с душой и природой, имеющей этические рамки.

В-третьих, с точки зрения идеологии, государственной религией Римской Империи было Христианство, а с XI в. - Православие.

Таким образом, институциональная матрица II Рима может быть позиционирована как целостность православно-христианской религиозной идеологии, эллинской культуры, в том числе и традиции хозяйствования, а также римского права и государственного строительства.

Задачей автора этих тезисов является лишь историко-экономический анализ, философско-хозяйственное осмысление ойкономикос (домостроя) и хрематистики (финансомики) сквозь призму XXI в., а не всей матрицы Римской Империи.

Прежде всего будем позиционировать Римский домострой (ошибочно названный «византийским» [4]) как производное от православно-христианского вероучения. В Римской Империи константинопольского периода формировалась и развивалась экономика «византийской» цивилизации – домострой, домостроительство с наличием инородных элементов хрематистики.

Домостроительство предстает как целенаправленное созидание целостной, эффективной с точки зрения самодостаточности и справедливости, экономической безопасности и конкурентоспособности системы общественного хозяйства, способной обезпечить гармоничное включение всех членов и ячеек общества в реализацию совместного хозяйства с учетом неоднородности и разнообразия социума, а также присущих ему социо-тео-культурно-хозяйственных традиций и инноваций [1, 361]. В православном домострое Второго Рима труд, собственность и богатство объединены, а в иноверных, т.н. западно-европейских экономиках, разъединены.

В отечественной и иностранной светской научной литературе экономическая концепция «византийского» домостроя целостно до сих пор не разработана. Поверхностное исследование экономики Римской Империи, начатое на западе Финлеем и Герцбергом, продолжено Брентано в его работе «Народное хозяйство Византии» (1924). Оригинальный труд С.П. Шестакова «Византийский тип Домостроя и черты сходства его с Домостроем Сильвестра» (1901) дает, с одной стороны, свод правил хозяйствования, с другой стороны, сравнительный анализ домостроев, западных, русского и восточных [2].

Историки-византинисты в своих многочисленных трудах описывают экономику Римской Империи, однако не определяют ее как ойкономикос-домострой-экономика-нехрематистика (хрематистика - разрушительная и потому тупиковая «экономическая» антисистема – доморазорительство с целью наживы – хремы, основанное на делании денег, на ростовщичестве, паразитизме) [3, 272-273].

«Византийский» домострой в контексте «народного хозяйства» Римской Империи – это прежде всего производное от православно-христианского вероучения. В экономике этой Римской Империи были свои принципы, инструменты, институты, механизмы хозяйствования: справедливые цены; стабильность принципов ойкономикос-домостроя-экономики-нехрематистики, обезпечивавших стабильность экономического развития; примат производства над торговлей; высокий уровень производства (в отдельные периоды он достигал 85-90% всего объема производства Евразии, кроме Индии и Китая); стабильность финансовой системы и изобилие денежной массы с золотым солидом - бизантом; прибыль – не главная цель производства; отрицание сверхприбыли; решение военных задач в целях безопасности Империи. Действительно, Римская Империя – это хозяйственное пространство, где стабильными были прежде всего принципы, а не сама экономика (ойкономикос-домострой), в которой было много товаров и денег, что являлось причиной частых военных вторжений с целью ограбления этой православной Империи.

С точки зрения периодизации расцвет «византийского» домостроя охватывает VII-XI вв. – это период стабильности развития, когда соблюдались его институциональные принципы [4, 9-10], основанные на духовных трудах великих кападдокийцев, а также Святителя Иоанна Златоуста. [5, 295-296] Для «византийского» домостроя это время стало наиболее успешным в противостоянии этически инородной хрематистике.

С XI в. начался печальный период идеологической трансформации Римской Империи. Полиэтническая православная Империя постепенно превращалось в моноэтническое греческое царство. В сознании имперцев произошел глубинный сдвиг в сфере целеполагания: подвиг собирания народов в Небесную Веру был подменен на служение земным узко-корыстным «национальным интересам». После окончательного падения Второго Рима в 1453 г. закончился период институционально-организованного противоборства домостроительных идей и сил ростовщически-паразитической антисистеме. В дальнейшем великое служение православного Домостроительства было по праву преемственности воспринято Третьим Римом.

Тамара Николаевна Юдина, доктор экономических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова», академик Академии философии хозяйства

Литература:

Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. М., 2015.

Шестаков С.[П.]. Византийский тип Домостроя и черты сходства его с Домостроем Сильвестра // Византийский Временник. СПб, 1901. Т.8. Вып.1-2.

Юдина Т.Н. Экономика-Домострой-Ойкономикос-Нехрематистика (в контексте поиска национальной модели хозяйства России 862-1917 гг.). М., 2008.

Юдина Т.Н. Институциональные принципы домостроя (идейная основа конституирующей национальной модели хозяйственной системы России IX – начала ХХ вв.). М., 2006.

Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. Пер. с нем. с предисл. С.Н. Булгакова. М., 1913.

Полный текст см.: Юдина Т.Н. Домострой (ойкономикос) Второго Рима и хрематистика: историко-экономические уроки для XXI //Сборник. Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов / редактор Грацианский М.В. Белгород 20-23 апреля 2016 г. – М., Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. С. 226-228.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Тамара Юдина
О гармонии в экономике-домострое, а не «христианском социализме»...
О гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, правде как ее клеточке
03.05.2021
Китай: новый мегапроект
Совместное создание сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА) и некоторые аспекты российско-китайских экономических отношений
08.03.2021
О скудости и богатстве
Первому русскому экономисту И.Т.Посошкову (1652 - 1726)
19.02.2021
Россия как цивилизация и цивилизация как Россия
Домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России. Предисловие к новой монографии
13.02.2021
Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки
25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества
25.01.2021
Все статьи Тамара Юдина
Последние комментарии
Три источника и три составных части русского национализма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.06.2021 14:27
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от В.Р.
09.06.2021 12:48
Ваенга – апологет сатанинской церкви
Новый комментарий от Silvio63
09.06.2021 10:26
«Для хороших дел нужно объединяться!»
Новый комментарий от Сант
09.06.2021 09:37
«Нужно активно атаковать»
Новый комментарий от Советский недобиток
09.06.2021 07:16