«Обстановка накалилась до предела»

Об удивительной истории спасения иконы Божией Матери Толгская в годы разорения храмов

0
688
Время на чтение 4 минуты

Эта икона попала мне в руки в начале 21-го века. Один мой знакомый проживал в небольшой, убогой, покосившейся от времени саманной хате, которую он арендовал недалеко от центра города. Однажды, по каким-то своим причинам он оказался в чердачном помещении этого домостроения, где среди старого бытового хлама обнаружил доску, расколотую надвое и небрежно сбитую большим гвоздём. Смахнув ладонью с неё толстый слой пыли, он увидел очертание Девы Марии с предвечным младенцем, взирающими на него. «Мурашки пробежали у меня по телу, – поведал он мне – что-то подсказывало: образ здесь оставлять нельзя». Будучи атеистом как основная масса народа, воспитанная в социалистическом обществе, и уж тем более военным, коим он и был, принял решение отвезти икону мне. Очевидно, в окружении его знакомых я был единственный человек, посещающий православный храм. «Не знаю, что с ней делать, может быть, ты отнесёшь её в церковь?» Передав мне объект, явившийся причиной нашей встречи, не дожидаясь моего ответа, служивый сел в старенький «жигулёнок» и оставил меня один на один с образом.

Рассматривая предмет народного творчества, я погрузился в раздумье. Почему-то тогда я с самого начала был уверен, что эта икона была разбита прикладом винтовки. И вот сейчас, когда я создал на нашем сайте виртуальный музей, решил вообразить, откуда попал этот чудесный образ на чердак старого дома. Долго не мог придумать, с чего начать мою историю и вдруг на глаза мне попался рассказ «Парк советского периода» (автор Сергей Ростовский, научный сотрудник Крымского краеведческого музея). И тут мне пришло в голову, что моя икона находилась в храме Архангела Михаила, который был разорён и взорван в тридцатые годы прошлого века. Как это происходило, читаем у С.Ростовского:

«Начиналось всегда с того, что из дома в дом ходили школьники и собирали подписи жителей "за закрытие церквей станицы". Мало кто рисковал не подписаться. Настал черед и главного храма. К тому времени защитников у него практически не осталось.

Однажды в жаркий летний день у храма организованно собралась наэлектризованная ненавистью толпа, сопровождаемая многочисленными зеваками. После короткого митинга с воплями "Долой!.." зачинщики своротили ломом заржавевший замок на дверях и ринулись внутрь громить иконостас. Несколько "умельцев" с заранее припасённым инструментом поспешили на колокольню.

Из храма доносился стук топоров, звон стекла и скрежет выдираемого ломами металла»…

Мы благодарим Сергея Ростовского за интересный рассказ, послуживший нам вступлением, и продолжим развивать события, включив собственную фантазию. Вокруг храмовой ограды собирались верующие люди, их легко было отличить от злобной разъярённой толпы. Лица православных не излучали агрессии, они обречённо наблюдали за происходящим из-за ограды. Перегодя подошёл вооружённый отряд милиционеров, дабы исключить случаи классовых столкновений. Обстановка накалилась до предела. Бывшие прихожане, едва сдерживая эмоции, втискивались сквозь ворота на церковную территорию, продвигаясь ближе к входу в храм. Из открытых дверей доносился шум погрома. Около десятка милиционеров вошли в придел церкви и, сняв винтовки, обозначили границу, за которую всем, кроме представителей власти, вход был запрещён. Ближе всех к вооружённым людям стояла баба Марфа бывшая староста Михайловского прихода. Она пришла с шестилетней внучкой Анютой. По щекам у женщины катились горячие слёзы, которые она периодически смахивала уголком тёмно-серого платка, покрывающего её голову.

Очевидно, это сильно раздражало одного из представителей милиции. Молодой человек не знал, как выразить своё недовольство по отношению к «задурманенным религией людям». Его глаза злобно бегали по сторонам, и тут он увидел Богородицу, смотревшую на него с иконы, висевшей на правой стене притвора. Затрясшись от гнева, он скинул с плеча висевшую на ремне винтовку и с размаху ударил прикладом по доске образа. Разбитая на две части икона, слетев с гвоздя, упала на пол. В тот самый момент женщина, утирающая одной рукой слёзы, а другой держа за руку внучку, громко заголосила, будто её саму ударили винтовкой. Маленькая Анюта, осознав всю трагичность ситуации, вырвавшись от бабули, стремглав просочилась в притвор храма, подхватила разломанную икону и бросилась на улицу. Никто толком не понял, что же произошло. А в это время малышка, протискиваясь между ног взрослых, миновав паперть, оказалась на улице и задала стрекоча. Баба Марфа, попятившись назад, затерялась в толпе, стараясь не привлекать лишнего внимания. Она не спеша пошла в сторону дома.

Анюта, прибежав домой, спряталась в сарае и стала ждать свою любимую бабулю, которая там её и нашла. Взяв у девочки повреждённый образ, женщина, погладив девочку по головке, сказала – ну что ж попробуем починить. Взяв большой гвоздь, она отрубила зубилом у него шляпку и, вставив его между двумя обломками, пристучала молотком. Половинки соединились, но всё же между ними осталась заметная щель. А теперь деточка, от греха подальше, спрячем мы её до лучших времён, – староста, взяв икону под мышку, по старой скрипучей лестнице отнесла её на чердак…

Дальнейшая судьба наших героев не известна. Икону умелые мастера чудесно соединили, сделали новые шпонки и поместили в оклад. Поначалу я хотел отдать её на реставрацию, но один священник-иконописец мне рассоветовал. И вот я представляю её для вашего обозрения. По мнению специалистов, это 19 век.

Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Малёванный
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
Не дай взломать духовный «аккаунт»
Глубоко будет разочарование заблудших, когда они осознают, что, находясь в пяти шагах от Рая, продали душу дьяволу за миску чечевичной похлёбки
09.02.2024
Не виноватая я…
Утратив одних арт-агентов, пятая колонна пополнится новыми, и это будет до тех пор, пока в самом руководстве ТВ каналов будут тоже агенты пятой колонны
09.01.2024
Божий страх
О важности подготовки к таинству покаяния
04.01.2024
Все статьи Владимир Малёванный
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21