В учебных заведениях нужно преподавать предмет, разъясняющий правила проживания в городах, заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Общий уровень урбанистического образования населения крайне важен. Нужно ввести предмет, разъясняющий правила проживания в городах. Это про парковку, про мусор, про территорию, о том, что такое соседское право и многое другое. На первый взгляд, очевидные вещи», - сказал Кузнецов на онлайн-конференции «Ведомостей» (проходила 07.07.2020).
Это – далеко не первое предложение впихнуть в школьную программу что-нибудь такое – из правды жизни. Для людей, далёких от школьного образования, школьный курс видится неограниченно ёмким. Кажется, что программу всегда можно дополнить, если найти что-нибудь действительно важное. Вопроса – вместо чего дети должны учить принципы утилизации отходов – у главного архитектора не возникает.
Но основная проблема всё-таки в другом. У многих лиц, занимающих весьма ответственные должности (должность главного архитектора Москвы – ответственная, не правда ли?), всё чаще проскальзывает образовательная слепота совсем другого порядка. Они как-то странно видят цель образовательного процесса. В их интерпретации задача школы состоит не в том, чтобы дать ребёнку базовые знания, а чтобы «научить жить».
Может показаться, что «научить жить» – вполне достойная цель. По крайней мере, она – конкретная и практическая. Ответственно подходить к выбросу мусора и уметь пользоваться парковкой – несомненно, полезно. А польза, скажем, от прочтения «Илиады» вовсе не очевидна. Разве плохо, если школа будет прививать детям практические навыки? Не этого ли мы хотели от образования?
Беда, однако, в том, что современные практические навыки – это (прежде всего и почти полностью) навыки потребителя. «Уметь жить» сегодня означает не уметь производить, а уметь пользоваться. Предложение Кузнецова укладывается в логику воспитания человек, социально, безусловно, удобного, но, по сути, ничего из себя не представляющего. Задачи развивать людей, растить их перед нынешним обществом не стоит. Поэтому традиционные школьные предметы расцениваются как в значительной мере ненужные – знания, которые останутся невостребованными.
Тогда как именно школа должна быть окном, открывающимся из узкого бытия в огромный мир. В школе ребёнок узнаёт, что мир не исчерпывается тем, что он удосужился заметить (сегодня это следует читать «случайно нашёл в интернете»). Образование расширяет персональную вселенную и создаёт горизонты возможностей. Замена традиционных предметов на курсы городской жизни – это лишение ребёнка этих возможностей, сужение горизонтов, схлопывание мира.
Главный архитектор высказался и не заметил, что покусился на будущее – как персональное будущее детей, так и на завтрашний день нашей страны, в котором наши дети должны будут что-либо созидать. Вместо этого им предложено хорошо разбираться в том, где и как следует парковаться…
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
5. Ответ на 5, Андрей Карпов:
4. Ответ на 1, Андрей Козлов:
3. Ответ на 3, NNNN:
2. Атеистическое образование
1. Автору: