Дорогие, братья и сестры!
Сегодня, как мы слышали, прозвучали слова Нагорной проповеди нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Это, по сути, квинтэссенция всего Евангелия.
В каждом человеке есть следы вечного Логоса, искры Божьей, часто в скрытом, латентном состоянии. Это жажда любви, чистоты, справедливости. Вот почему на зов Христа отвечает и первобытный дикарь, и культурный житель Европы. Поэтому у пророка Аггея Он назван «Желаемый всеми народами» (Аггея 2:7).
Вот Он взошел на гору – образ совершенной красоты, весь сотканный из лучей любви, правды и чистоты – сочетания неба и земли, Бога и человека. Чем ближе мы к этому идеалу, тем большее влияние на окружающих мы оказываем.
Так Христос «явил» нам Отца. «Явил» - это греческое слово «экзегезато», - значит, «выявил». Экзегетика имеет целью изъяснение Божественного Откровения. И только «выявление» Его образа в нас и есть истинная цель образования. Без него человеку угрожает нравственное без-образие, о чем так мудро раньше говорил народ, обращаясь к опустившемуся человеку: «Нет в тебе образа Божьего!»
Задачей Христа было Царство Божие, воцарение Бога в человеке и мире, обожение человека и всей твари – так, чтобы «Бог пребывал "все во всем"» (1Кор. 15:28).
Блаженны НИЩИЕ ДУХОМ. Такими словами открывает Нагорную проповедь Спаситель. Нищие мы все, ибо всегда от чего-то зависим: от обстоятельств, людей, случайностей, которые могут быть горестными или счастливыми. Такая нищета неразрывно связана со смирением. Смирение – это не самоуничижение, а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности. Это единственный способ освободиться от страха общественного мнения, от рабской зависимости, которая не дает найти в себе мужества, перемениться, поскольку мы выбрали критерием поведения человеческие ценности.
Нищета и смирение учат нас смотреть на вещи, не стремясь к их обладанию. Такие люди признают свою духовную бедность и чувствуют нужду в искуплении. Гордый же пытается «заработать» спасение. Но разве мы заслужили жизнь на небе? Возрастающие накопления (грех мшелоимства), как сгущающиеся тучи, закрывают от нас небо и отнимают у души Бога.
Следует знать, что когда мы приобретаем больше, чем нам необходимо – то этим обездолеваем других людей. Но даже само приобретение и вещелюбие уже несут в себе возмездие человеку, налагая на него тяжесть забот, привязывая его к земле, отнимая время и силы, необходимые для главного. И даже, если есть на земле счастье вне Бога, то это не более, чем роскошный ужин перед казнью. Оружие безбожного мира – это похоть, заслоняющая от нас вечность. Оружие нашей веры – это постоянная память о смерти, которая открывает душе эту вечность.
Блаженны ПЛАЧУЩИЕ. Так звучит вторая заповедь блаженства. Этот плач – не меланхолия и отчаяние, ибо подлинное сокрушение сердца о грехе – результат действия Святого Духа. Плач о своем несовершенстве и грехах показывает, что ангелы Божии возвращают душе те добродетели, которые были утрачены в результате ожесточения сердца и многих преступлений.
Пророк говорит: «Признай только вину твою, дщерь Сиона: ибо ты отступила от Господа твоего, и Я не изолью на вас гнева Моего, ибо Я милостив, говорит Господь» (Иер. 3:13). «Сетующим на Сионе… вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда» (Ис. 61:3).
А еще Господь обращается к сокрушающимся так: «Я видел пути его, и исцелю его, буду водить его, и утешать его и сетующих его» (Ис. 57:18).
Блаженны КРОТКИЕ. Это третья заповедь блаженства. Все трудности, встречающиеся нам, легче переносить тому, кто обладает кротостью Христа. Тогда мы можем подняться выше личных обид, каждодневных неприятностей – всего того, что омрачает наш дух. Эта победа является признаком принадлежности верного к Царству Небесному. Писание говорит: «Высок Господь: и смиренного видит» (Пс. 137:6). Мир может смотреть на таких людей с презрением, но в очах Божиих они имеют величайшую ценность.
Блаженны АЛЧУЩИЕ и ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ. Четвертая заповедь. Всякое нечистое помышление оскверняет душу, ослабляет нравственность и сводит на нет влияние Святого Духа. Нечистое помышление притупляет духовное зрение, и человек становится не способен видеть Бога. Таким образом, человек, стремящийся постичь духовную истину, должен избегать любых нечистых мыслей и речей.
Блаженны МИЛОСТИВЫЕ. Пятая заповедь блаженства. Доброе дерево приносит и плоды добрые. Если плод не вскусный и никуда не годный – то дерево это плохое. Так плоды нашей жизни свидетельствуют о состоянии нашего сердца и несовершенстве характера. Конечно, добрыми делами без веры спастись невозможно, но они – наше свидетельство веры, движимой любовью. И они очищают душу.
Дела милости известны: алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, находящегося в темнице посетить, странника в дом принять, больного посетить и послужить ему, погребать умерших в бедности.
Свойства характера Христа должны быть присущи и нам. Господь говорит об этом так: «Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16).
Блаженны ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ. Так произнес Спаситель шестую заповедь блаженства. В Писании сказано: «Если око твое чисто, то все тело твое светло». Рассказывают, как один брат инок зашел к другому в келью и удивился чистоте, порядку, аккуратности брата, и «умилилось сердце его»: какое благородное сердце у брата, что в таком порядке содержит жилище свое! – продумал он. Через неделю довелось ему же быть у другого брата, где был полный беспорядок: мусор лежал в углу, разбросаны книги на постели, корки засохшего хлеба на подоконнике… И опять умилилось сердце брата этого и сказал он в сердце своем: какое благородное сердце у брата, что он так усердно молится, что некогда и келью убрать!
Нечестивые люди даже не догадываются, что они обязаны всеми благословениями в этой жизни присутствию в мире народа Божьего, который часто они презирают и притесняют (особенно жестоким гонениям подвергают христиан Африки, Ближнего Востока, Индии). Активная борьба с каноническим Православием идет и у нас на Украине.
Но если христиане являются таковыми только по имени, они подобны соли, «утратившей силу» (свои свойства солености). Такие христиане не оказывают доброго влияния на мир. Эту благодатную «соленость» мы должны постоянно черпать в молитвах у Христа-Спасителя.
Блаженны МИРОТВОРЦЫ. Седьмая заповедь блаженства. Мир Христов есть плод правды. Это гармония прежде всего с Богом. Но мир противится закону Божьему. Грешники враждуют со своим Творцом – а результатом этого является и вражда друг со другом. Сами люди созидать мир не могут. Сколько было погребено в песок безнадежности человеческих планов облагораживания и улучшения общества! Все это было бессмысленно, т.к. не затрагивало сердца человеческого. Есть единственная радикальная сила, способная сохранить подлинный мир – благодать Христова. Поселяясь в сердце, она изгоняет злые страсти, порождающие раздор и разногласия. И Священное Писание об этом говорит так: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и пустыня жизни возвеселится… и расцветет как нарцисс» (Ис. 55:13).
Дорогие, братья и сестры! Писание говорит нам, что наша прежняя природа насквозь испорчена. «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1:6). «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). А еще Писание учит нас, что наша ветхая природа – это природа себялюбия. Она не в состоянии обновиться. То есть наш ветхий человек должен быть распят, а не развиваться. Спасение – это не исправление своего первоначального «я», но совершенно новое «я», созданное Богом в праведности и подлинной святости. Возрождение – это получение нового естества, о котором Никодиму было сказано: «Надлежит тебе родиться свыше».
Поспешим же, пока есть время, к источникам живой воды Того, у Которого они не иссякают, и Который дает эту воду жизни даром всем желающим, ищущим, труждающимся и обремененным во славу великого Бога по Его неизреченной милости.
Аминь.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии (КДАиС), руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»