Я сейчас хочу сказать о семье не столько через призму государственных интересов, о чем многие верно говорят, когда рассуждают об опасности, например, ювенальной юстиции или многих неверных установок государственной политики в сферах демографии, семьи и развития территорий, а в большей степени с точки зрения самого человека, интересов каждого члена семьи.
Семья – это основа общества, основа государства. Но семья – это и самое главное в жизни человека. Переоценить ее значение во всех смыслах невозможно. По сути, она – это наше первое общество. В ней мы проводим первые годы, во время которых закладываются жизненные ценности и приоритеты, а также формируются нормы социального поведения.Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают ей сохранить свою общую целостность.
Раньше государство делало сильный упор на семью, воспитание ее как ячейки общества. Потом был большой провал. И сегодня мы имеем обострение многих проблем семьи, которые становятся заметными не только для специалистов, но и широкого круга общественности. Негативные тенденции с начала перестройки и последующих реформ нанесли семье очень сильный удар. В сложившихся условиях главный выход вижу в возрождении сельской семьи.
Василий Белов писал: «Человек счастлив, если у него есть родина». Малая родина – это духовная основа для дальнейшего существования человека. Самобытность сельской семьи в трудолюбии и терпении. Особенности быта, специфика труда, более значительное влияние традиций сказываются на ее образе жизни, взглядах и воспитании с четкими нравственными ориентирами, необходимости детского труда как воспитательного средства и значения собственной трудовой жизни родителей в качестве примера для них.
В сельской семье относятся к труду, как к общему делу всех членов семьи, в ней дети с малых лет помогают взрослым, и обойтись без их помощи семья не может. В то же время дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определенные знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них. В совместной работе, имеющей общую цель, укрепляется семейная дружба, взаимопомощь. В таких семьях среди детей нет лентяев, белоручек, эгоистов. Старшие и младшие живут в согласии друг с другом. Так было в каждой сельской русской семье – крестьянской ли, помещечьей ли. Так было в русских общинах, позже – во многих, хотя не во всех, коллективных и советских хозяйствах.
Так было в семье моих родителей, где, как говорится, жили душа в душу, и мы не считали зазорным, а наоборот, стремились помочь родителям по хозяйству. Папа работал в кузнице, мама – в полеводстве. Они вставали и уходили на колхозные работы рано. И я, как и мои братья, доили в три часа ночи корову, отводили ее летом в стадо, пропалывали на колхозном поле по одному гектару свеклы, косили, пахали, не чурались никакой работы. Были бережливыми. С нами жила бабушка по отцу, а через два дома бабушка по матери, травница, целительница. Обе они были великие труженицы, имевшие большие семьи, в которых родилось по семь-восемь детей. Мы очень уважали старших и старались их не огорчать.
К сожалению, родители рано умерли, папа погиб, мама не вынесла горя и через три года после его смерти тоже покинула этот мир. Я как старший всегда чувствовал ответственность за младших и в то же время приучал их к труду, стимулировал. Потому все выросли с крепким стержнем внутри, не сбились с пути, оставшись одни. Мы помнили своих родителей, дедушек и бабушек, следовали их заветам и традициям. Поэтому всё, что было заложено в нас с детства, мы достойно несем, как и сотни тысяч других, имеющих твердые сельские корни. Недаром, выносливость деревенских парней высоко ценилась в обществе и в моменты испытаний.
В современной жизни велика зависимость семьи от общественного строя, то есть - каково общество, такова и семья. Не семьи виноваты в том, что они оказались в трудном положении сразу по многим причинам: экономическим, психологическим, бытовым, медицинским, педагогическим, а - общество. В СССР человек не был брошен, была нравственность, замечательное образование, а нынешняя система все изменила. Мы потеряли духовные корни. А без этого не будет возрождения. Поэтому сегодня остро необходимо, чтобы люди подружились с землёй. Недаром в одной песне поётся: «В земле наши корни».
В широком смысле это относится к любой семье, не только крестьянской, но и к трудовой городской, например, заводской или шахтерской семье. Или семье русской творческой или инженерной интеллигенции. Но в каждой городской семье, если покопаться, то обязательно предки из деревни. Исключений найти нельзя. В земле наши корни. Почему я всё же настаиваю на том, что нужно возвращаться к своим корням – русским сельским поселениям, малым городам России. А для этого нужен упор не на развитие мегаполисов, но на развитии провинции, сельских поселений. Разумеется, с учетом новых технологий и достижений науки с соблюдением экологических норм.
Очень важно, чтобы человеческая основа, воспитанная и приобретенная в традиционных российских семьях, сохранялась, не исчезала, потому что от людей, которых называют «человеческим капиталом», зависит будущее самой России. Если будут воспроизводиться «пустышки», не помнящие родства, то и нашу Родину ждет соответствующее будущее.
И если мы хотим, чтобы у нас произошли перемены к лучшему, мы должны сделать основную ставку на семью, детей, сохранение семейных ценностей, закрепить в новой Конституции России решения государства в этой сфере. Ведь всё, что ребенок узнаёт в своей семье, становится основой его мировоззрения. Поэтому счастливые семьи - источник здорового поколения для общества.
Мне очень хочется надеяться, что изменения в Конституцию, предусмотренные законом о поправке и предусматривающие усиление традиционных ценностей, семью, как союз между мужчиной и женщиной – это только начало. Дальше всем миром, нашим государством нужны законодательные и подзаконные акты, конкретные и понятные планы, направленные на реализацию семейных ценностей, повышение рождаемости, развитие основы государства – российской глубинки.
Константин Геннадьевич Ильин, глава Калязинского района Тверской области, член ЦС МОО «Русское Собрание»