9 мая 2020 года, в день 125-летия кончины архимандрита Павла Прусского, в храме свт. Николы на Берсеневке почтили память этого замечательного миссионера, церковного писателя, публициста и проповедника, сообщает пресс-служба храма свт. Николы на Берсеневке.
Архимандрит Павел (в миру Леднев Петр Иванович) родился 16 января 1821 г. в Сызрани в семье старообрядцев. О. Павели сам в первую половину жизни принадлежал к старообрядцам-безпоповцам (федосеевцам). Побуждаемый желанием удалиться от мира он всем сердцем воспринял учение о безбрачии и строгий аскетизм федосеевцев и пользовался большим уважением в среде старообрядцев за свою начитанность и образованность. В годы правления Николая I, характеризующиеся жесткой конфессиональной политикой в отношении старообрядцев, Павел был направлен общиной в Пруссию, где устроил близ Гумбиннена старообрядческий Войновский монастырь в Экертсдорфе (Вост. Пруссия, ныне Польша), почему впоследствии и получил имя «Прусский».
Однако, будучи человеком живой веры, находясь в поисках единственно истины и уповая на Господа, он не мог не видеть противоречий учений безпоповцев. Около 1856 г. Павел изменил свое отношение к федосеевским воззрениям, особенно что касалось отношения к Таинствам и браку, и 25 февраля 1868 г. присоединился к Православной Церкви. С этого момента все свои силы он посвятил уврачеванию раскола. Стараясь принести наибольшую пользу Православной Церкви, о. Павел и по присоединении к последней остался держаться обрядов и обычаев, привычных старообрядцам, чтобы если и не по духу, то, по крайней мере, по внешнему виду не порывать связи со старообрядцами и тем приблизить их к себе. Он стал творцом истинного, нелицемерного единоверия, потому что своим простым и ясным умом хорошо понимал, что единоверие потому и называется этим именем, что оно едино с православием. И не только понимал сам, но и сумел убедить в этом других, создавши целый круг истинных единоверцев и единомышленников, приведши в единоверие и православие тысячи русских людей. О. Павел поселился в Москве в Никольском единоверческом монастыре и вскоре стал настоятелем. Когда о. Павлу предложили сан епископа, он смиренно отказался, видя опасность в том, что появление отдельного единоверческого епископа может привести к «разделению иерархической власти», вызвать обособление единоверцев, а затем и возможное отделение их от единства с Православной Церковью.
27 апреля 1895 г. он умер и похоронен там же, в Никольском единоверческом монастыре.
Без преувеличения можно сказать, что о. Павел был одним из самым выдающихся миссионеров Русской Церкви. Его работы и в наши дни служат преодолению раскола.