«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

Церковные либералы используют ситуацию с коронавирусом, внушая идеи о том, что Господь якобы решил отбросить «застывшую» Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую, обновленную, реформированную церковь

«Тема коронавирусной эпидемии активно формирует общественно-политическую повестку. Церковное сообщество также оказалось вовлечено в политическое отыгрывание коронавирусной темы, которая приобретает в церковной среде наряду с политическим и богословский, а нередко и прямо эсхатологический подтекст. Вопреки усилиям священноначалия, направленным на формирование у паствы ответственного восприятия происходящего, наблюдаются попытки создать богословскую концептуализацию событий, связанных с COVID-19, которая подтолкнула бы Церковь в трудный момент к принятию необратимых решений, направленных на ее секулярную реформацию. Такая концептуализация требует особой информационной повестки, которая обозначается тезисом "пандемия как задание от Бога" (блогер Виктор Судариков)», - пишет в статье «Пандемия и новая сакральность» заместитель Главы Всемирного русского народного собора, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Владимирович Щипков. Статья опубликована на сайте Глазьев.ru.

По его словам, речь идет о якобы уникальном характере пандемиальной ситуации, которая является прямым обращением Бога к верующим, дабы «обличить и вразумить Своих, то есть Церковь» (игумен Петр Мещеринов). Используется толкование этой ситуации в духе «Божьей кары» и «Божьего послания», смысл какового послания аксиоматичен, абсолютно ясен, касается всех членов Церкви без исключения и должен привести к кардинальному повороту в осмыслении самой Церковью собственного положения и собственной миссии, а в конечном счете к ее радикальному реформированию на секулярных основаниях, отмечает автор статьи.

По его словам, в пределе — это призыв к продолжению церковной «перманентной революции» начатой еще весной-летом 1917 года реформаторски настроенным духовенством при прямой поддержке Временного правительства. Собственно реформаторским духом был пронизан весь Поместный Собор 1917-18 гг., инициированный также Временным правительством.

Также Щипков отмечает, что некая кардинальная политическая перемена (например, отречение Государя) принимается под давлением самоназначенной группы «прогрессивной общественности» без обсуждения - как магистральный принцип, направленный на богословскую переоценку существующих религиозных ценностей. Обсуждению подлежит что угодно — будущие ценности или будущий язык Церкви, но не сам факт «переоценки ценностей». Этот факт обязателен для исполнения. Этот факт — сам по себе есть «высшая ценность», которая не обсуждается: ведь что не обсуждаемо, то сакрально.

«Это направление мысли хорошо известно в западном модернистском богословии. Некое особое событие вселенского значения (например, теракт 11 сентября) используется как повод для смены богословского дискурса. В отношении предыдущего богословского опыта используется выражение "сброс на ноль" и таким образом исходное условие превращается в императив», - продолжил автор статьи.

Он также отметил, что эпидемия — это особый случай, но таких особых случаев в принципе может быть сколько угодно - богословие после Освенцима, после «Шарли Эбдо», после майдана, после землетрясения-наводнения-пожара-торнадо — всегда после чего-нибудь. Каждый раз постмодернистское богословие выдвигает новое «сакральное» событие, чтобы от него оттолкнуться и задать критерии некой новой сакральности. Далее «новая сакральность» успешно используется в политических и экономических целях, но это в условиях уже победившей реформации, у нас же в России церковная реформация пока является домашним заданием, поставленной целью, на которую в первую очередь и направлены усилия, добавил эксперт.

Далее он приводит различные примеры высказываний о коронавирусе. «Общий смысл их высказываний: не сам вирус, но Бог с помощью вируса выгнал из храмов прихожан, поскольку прогневался; Его не устраивает наше маловерие и наше неверное понимание назначения Церкви… Иными словами, вирус – это Божье наказание и великий знак свыше… Если протоиерей выступает как медиум, толкующий знамения, значит, нам навязывается вера в тайное знание, а не в Слово Божие, и это чистый гностицизм. Но дело еще и в том, что утверждение о "битве" выглядит едва ли не как пророчество скорого Армагеддона и конца света. Господь якобы решил отбросить "застывшую" Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую, обновленную, реформированную церковь», - отметил Щипков.

«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации и о скором появлении грядущего реформатора — ведь Бог уже "разминается" и вот-вот отшелушит застывшую церковную скорлупу со своего Тела», - отметил автор статьи.

«Некоторое время назад протоиерей Алексей Уминский демонстрировал в своих высказываниях похожую логику, утверждая, что в трагедиях ХХ века "виновата Церковь", потому что не смогла их предотвратить, а, следовательно, место и роль Церкви в современном обществе должны быть как-то заново определены. Хотя, заметим, что все революции, репрессии и мировые войны вдохновлялись исключительно секулярными идеологиями. Мысль о том, что Бог через эпидемии являет нам Свою волю, которую мы должны постичь и принять за руководство к действию, может произвести впечатление лишь на мятущегося и напуганного человека. Настаивание на своей способности лично читать послания Бога, адресованные всей Церкви, неизбежно ведет к эзотерике и гностицизму, что и приходится констатировать», - продолжил он.

По словам автора статьи, результаты этой богословской методики обычно неутешительны. Священник Никита Бадмаев в финале своей проповеди заявляет буквально следующее: «И как будто Бога нет... Он опять умер, теперь от коронавируса...». Это перифраз Фридриха Ницше, главного богоборца XIX века. Ради красного словца не пожалеешь и отца… на этот раз Отца Небесного. Так инерция постмодернистского игрового сознания, оттолкнувшись от спектакля на тему «конца времён» и Армагеддона, доводит до прямого, хотя, вероятно, и невольного кощунства, добавил он.

По словам А.В. Щипкова, выдавая эпидемию COVID-19 за веху в истории Церкви, аудиторию подводят к некоему «откровению», напоминающему пророчества Феклуши из «Грозы» Александра Островского: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние!»

«Можно отнести это явление к псевдостарчеству, а можно охарактеризовать резче — как лжепророчество. Христос предупреждал: "Берегитесь лжепророков"», - подчеркнул автор публикации.

Он также отметил, что вариант вирусного «богословия после» имеет два разных смысловых уровня. Они создают универсальное и «неопровержимое» объяснение того, почему Церковь должна реформироваться. «Потому что таково задание Бога, которое мы поняли безошибочно в минуту смертельной опасности и отверженности, когда паства не может войти в Его храмы. Он не пускает нас туда, и этот гнев Божий замаскирован под вирус», - сказано в статье.

«Если мы позволим настроить нас на этот апокалиптический тон, то далее легко примем уже любые "спасительные" пророчества, выводы, суждения, ведь главное — чтобы не стало хуже. Великанов пишет об этом практически открыто: "А у нашего Бога, оказывается, отменное чувство юмора!… Он ведь просто чуть-чуть приблизил реальность смерти к каждому дому. Чуть-чуть снизил градус праздничного пафоса". В нормальном состоянии христианин не может ни помыслить, ни воспринять подобное суждение, ибо какой же юмор в том, что люди умирают, задыхаясь как в газовой камере? Эта легковесная постмодернистская игра слов и смыслов, по сути, ничем не отличается от гнетущей ненависти Андрея Кураева, которую тот сформулировал в своём "некрологе" по кончине протоиерея Александра Агейкина. Абсурдный взгляд для здравого ума, который находится в ладу с сердцем», - продолжил Щипков.

«Любое "богословие после" эксплуатирует чувство страха. Чувство страха иррационально и заставляет даже рассудительного человека верить в то, во что тот раньше не верил. Но "богословие после пандемии" пошло дальше и к страху присоединяет чувство вины, коллективной вины перед Богом. Играет на соединении чувства страха и чувства вины, комбинирует их. Так в лабораториях комбинируют генетический материал вирусов, соединяя разные компоненты. Нам предлагается путь от новозаветного к ветхозаветному состоянию. В Ветхом Завете присутствует принцип коллективной ответственности народа до седьмого колена. Христос этот принцип отменил. Навязывать евангельскому сознанию принцип коллективной ответственности означает в сущности декатехизацию и обратный путь к Ветхому Завету», - отметил он.

«Реформация - дело всеобщее, касается абсолютно всех и надо как-то объяснить членам Церкви, почему они все вместе должны согласиться быть реформируемыми. Лучше всего для этого подходит тезис: все виноваты, значит, все должны покаяться, измениться и идти в реформацию как в революцию. Впрочем, слово "как" избыточно: реформация и есть революция в Церкви. Это, по мысли реформаторов, единственное условие спасения. Такова революционная сотериология», - подчеркнул Щипков.

«Нам внушают, что нынешняя Церковь — уже ненастоящая, мертвая, непригодная, в сущности, предлагая Церкви отменить саму себя. Парадокс этого "откровения" заключается в том, что его предпосылка – эзотерическая, а вывод из нее следует секуляристский: давайте реформируем Церковь. Факт закрытия храмов используется как предлог для продвижения политической повестки», - сказано далее в статье.

«Мы понимаем, что читателя интересуют конкретные предложения — что именно хотят изменить в Церкви. Список этих новаций давно сформирован и хорошо всем известен», - пишет автор статьи. Далее он повторяет основные его положения:

·    Отмена института патриаршества и возвращение к синодальной системе управления;

·    Переход от епископальной системы, идущей от понятия апостольской преемственности, к церковному парламентаризму: выборность епископата и духовенства, трехгодичная ротация членов Синода и других церковных учреждений;

·    Переустройство Церкви в конфедерацию свободных и независимых друг от друга приходов (протестантский принцип горизонтального устройства вместо иерархического вертикального);

·    Легализация прямого участия духовенства в политической борьбе, включая уличную;

·    Создание профсоюза духовенства для консолидированного противостояния епископату;

·    Создание мирянского движения, неподконтрольного епископату и духовенству (формирование социальной базы как рычага воздействия на Церковь);

·    Реформирование монашеских уставов (выборность игуменов, духовников) для ослабления влияния монастырей на народную религиозную жизнь;

·    Богословская реформа в русле «парижской школы». Например: дальнейшее развитие идеи всеобщего священства, что открывает дорогу мирянам к управленческим рычагам; совершение Евхаристии мирянским чином, рукоположение священников не епископом, а другими священниками и многое другое;

·    Кардинальная реформа церковного искусства. Смена «устаревшей» формы, которая необходима для изменения содержания: русификация богослужения, создание новой иконы, архитектуры, облачений, музыки и проч. Передача права идеологического «заказа» и богословской интерпретации церковного искусства от епископа к «профессионалу» - художнику, музыканту, архитектору;

·    Передача контроля за финансовыми потоками белому духовенству (вариант – мирянам);

·    Запрет русскому государству оказывать материальную, политическую и экспертную поддержку русской Церкви (противопоставление Церкви и государства с целью ослабления обоих исторических институтов).

«Перечень запланированных изменений, как мы видим, внушительный. Сравним: в конце 1980-х годов было предложено нечто подобное в светской жизни — начать историю России с нуля, не с дореволюционных традиций, а именно с нуля, взять новый исторический старт. Это привело к краху страны. Сейчас нам точно так же предлагают упразднить тысячелетний опыт русской церковной жизни и начать жизнь Церкви "с нуля". Разговор верующего с Богом опосредован Писанием и святоотеческим наследием, мы находимся в рамках их незавершенного, исторически длящегося толкования. Без учета совокупного опыта Церкви, опыта наших единоверцев этот процесс неполноценен. Он не может происходить в форме эзотерических откровений и массового покаяния», - отмечается в публикации.

«Периодизация Церковной истории связана с соборами (это в первую очередь), гонениями, преодолениями расколов и ересей, но никак не с эпидемиями. На самом деле эпидемия — не кара и не знамение, но испытание. Причем Бог нас испытывает постоянно, а не только сейчас, и хотя были в прошлом и войны, и революции, и другие эпидемии – "последние времена" не наступили и знать эти даты нам не дано. Эпидемия требует бережного отношения к ближнему, но в ней нет ничего, что требовало бы от Церкви структурных изменений. Не существует "богословия до" и "богословия после", богословие следует своим путем, согласно промыслу Божьему. Мы не можем угадать, чего Бог хочет от нас именно сейчас, зато мы хорошо знаем, чего Он хочет всегда. И эпидемия на это никак не влияет», - заключил Александр Щипков.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. Ответ на 8, электрик:

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?

А ну да. Логика железная!)

Kiram / 13.05.2020

8. Ответ на 3, Kiram:

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?

Тебя ввиду не имел,не помню,чтобы ты говорил о "епитимии". Но раз отреагировал,значит и тебя. Только камень не бросал, ни в кого,не практикую).

электрик / 13.05.2020

7. Ответ на 5, Владимир Петрович:

А сколько храмов на всю Россию закрыты? Их можно пересчитать по пальцам. В нашей епархии закрыты только монастыри. Все храмы открыты для христиан. Правильнее говорить о закрытии себя от посещения храма. Сразу оговорить. Не осуждаю. Поэтому вопрос о епитимьи искусственно некоторыми гипертрафирован

Kiram / 13.05.2020

6. Ответ на 4, Нюра Скептичная:

Церкви и правда стоит сделать выводы из ситуации с пандемией. Нельзя жить дальше, словно ничего не произошло и перед множеством людей не встали жизненно важные вопросы (почему Бог попустил закрытие храмов на Пасху? почему заболело так много священнослужителей и монахов? почему в храмах тоже возможны заражения? если миряне сами могут освятить куличи и яйца, то как это соотносится с принципом "всеобщего священства"? так ли малозначительна келейная молитва по сравнению с соборной? насколько патриарх, епископы, наместники монастырей заботятся о простых прихожанах? и т.д.). Нельзя просто отмахнуться и заставить всех сделать вид, что этих вопросов не было и нет. Выводы нужно делать всегда, осмыслять происходящее, открыто обсуждать, выходить обновленными из тяжелых испытаний. И да, видимо, в чем-то нужно и покаяться, что-то поменять каждому из нас в себе, а скорее всего, и в церкви. Все это уже назрело, пандемия только обострила ситуацию. Опасаюсь только, что Русская Церковь не привыкла делать выводы из истории и из событий, в которые бывает вовлечена, несмотря на то, что случайного ничего не бывает. Если даже трагедия ХХ века со страшными гонениями толком не была осмыслена... У нас только гордятся новомучениками, а глубинные причины того, как церковь "дошла до жизни такой", не осмыслены! Как максимум, валят все на жидо-масонский заговор против "Святой Руси". А почему Всесильный Бог попустил всему этому безбожному замыслу состояться, практически не рассуждают. А стоило бы. Нас с вами церковь всегда призывает к покаянию. Так может, ей и самой есть в чем покаяться? Я, конечно, не смогу дать исчерпывающий ответ на вопрос, в чем стоит покаяться церкви, это работа всего церковного сообщества. Но навскидку могу назвать несколько тем: оправдание крепостного права, владение крепостными, роскошь епископов, гонения на старообрядцев и других "не таких, как мы", формальное отношение к вере и таинствам (крестили, оно и ладно), массовые народные суеверия, неоднократный насильственный постриг в монашество, превращение церкви фактически в одно из министерств государства... Список можно продолжать. Очень и очень редко обо всем этом говорят, а зря. Это надо признать, покаяться в этом и сделать все возможное, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Не хочется верить, что гонения ХХ века и кровь новомучеников ничему РПЦ не научили. Слишком уж легко она переворачивает страницы своих неудач, своего горького опыта...

А, что собственно Бог попустил?.. Храмы закрывали люди. Люди, которым внушили, что последствия скопления народа в Храмах приведет к многочисленным жертвам. Верующих вовлекли в светские проблемы государства поставил перед выбором, либо быть достойным прихожанином, но стать фактическим убийцей незнакомых тебе людей, или быть плохим прихожанином отказавшись от посещения Храма, но тем самым выполнить свой гражданский и Христианский подвиг. Сразу же возник вопрос, может заключаться Христианский подвиг в том, чтобы отказаться от посещения Храма?...Во, что в конечном итоге мы больше верим в карантин или в Божью благодать?..Вопросы на излом. Вот почему у меня огромное сочувствие в эти дни было к нашим пастырям, ко всем начиная от Патриарха. Все случилось- как случилось. Но на мой взгляд подло и не честно пытаться изобретать трактовки этой общей большой беды для Православия. Каждый должен пережить это в себе. За, что-то придется винить себя всю жизнь- значит и было за что. Все случившееся повод больше возлюбить братьев и сестер своих во Христе, а не судить их и карать.

5. Никакого нового богословия нет и в помине

Судя по тому списку, что предлагают изменить в церкви, ни о каком новом богословии речи не идет. Никто не говорит о пересмотре догмата о Святой Троице, о Боговоплощении, о Воскресении Христа... Символ веры не меняют. Никаких споров о природах и ипостасях, сотрясавших церковь первого тысячелетия, и близко нет. А что есть? Смешно сказать: есть ряд предложений по изменению чисто организационных моментов в жизни церкви. Язык богослужения, как, кстати, и церковный календарь, и цвет облачений, и финансовая отчетность, к догматике отношения не имеет. А догматика - единственное, что должно быть твердым и незыблемым. Не идет речь о ее изменении - значит, нет повода говорить о неком новом богословии. Почему "ревнителей старины" возмущает предложение о выборности игуменов монастырей? Искренне не понимаю! Разве не знают они, что в древности (да и не только) нормальной практикой было то, что монахи сами выбирали себе игумена? А вот назначение игумена епископом, да еще и духовника вдобавок, это и есть новодел и модернизм! Заодно отмечу, что и выбор священника общиной - совершенно нормальное, здоровое явление, сплошь и рядом имевшее место в древней церкви. Ничего не потребуется придумывать заново, "обнулять церковь", достаточно просто вспомнить собственный же исторический опыт. Неплохо обратиться и к материалам Собора 1917-18 гг., там есть интересные вещи о приходских общинах и о многом другом. По-моему, приходские советы, мирянское движение не должны пугать священноначалие. Или оно не доверяют прихожанам? Или чего-то боится?.. А что плохого в "профсоюзе" священников? Не секрет, что в случае ущемления епископом прав священника (например, в сфере трудовых договоров, пенсионных отчислений и т.п.), за батюшку и заступиться-то некому. Даже государству указывают на дверь - мы, мол, от вас отделены (хотя это совсем не о том). Может, не зря священники и диакона подумывают о своем профсоюзе? Если бы в церкви все было с любовью и по-братски, мысль о профсоюзе не пришла бы никому в голову. И да, финансовая отчетность - вот то, что больше всего возмущает "ревнителей"! Как знать, может, даже изменение Символа веры не вызывало бы такого недовольства, как простая просьба регулярно рассказывать о доходах и расходах епархий и патриархии. О ужас, что я говорю!...

4. Почему Бог это попустил? Что делаем не так?

Церкви и правда стоит сделать выводы из ситуации с пандемией. Нельзя жить дальше, словно ничего не произошло и перед множеством людей не встали жизненно важные вопросы (почему Бог попустил закрытие храмов на Пасху? почему заболело так много священнослужителей и монахов? почему в храмах тоже возможны заражения? если миряне сами могут освятить куличи и яйца, то как это соотносится с принципом "всеобщего священства"? так ли малозначительна келейная молитва по сравнению с соборной? насколько патриарх, епископы, наместники монастырей заботятся о простых прихожанах? и т.д.). Нельзя просто отмахнуться и заставить всех сделать вид, что этих вопросов не было и нет. Выводы нужно делать всегда, осмыслять происходящее, открыто обсуждать, выходить обновленными из тяжелых испытаний. И да, видимо, в чем-то нужно и покаяться, что-то поменять каждому из нас в себе, а скорее всего, и в церкви. Все это уже назрело, пандемия только обострила ситуацию. Опасаюсь только, что Русская Церковь не привыкла делать выводы из истории и из событий, в которые бывает вовлечена, несмотря на то, что случайного ничего не бывает. Если даже трагедия ХХ века со страшными гонениями толком не была осмыслена... У нас только гордятся новомучениками, а глубинные причины того, как церковь "дошла до жизни такой", не осмыслены! Как максимум, валят все на жидо-масонский заговор против "Святой Руси". А почему Всесильный Бог попустил всему этому безбожному замыслу состояться, практически не рассуждают. А стоило бы. Нас с вами церковь всегда призывает к покаянию. Так может, ей и самой есть в чем покаяться? Я, конечно, не смогу дать исчерпывающий ответ на вопрос, в чем стоит покаяться церкви, это работа всего церковного сообщества. Но навскидку могу назвать несколько тем: оправдание крепостного права, владение крепостными, роскошь епископов, гонения на старообрядцев и других "не таких, как мы", формальное отношение к вере и таинствам (крестили, оно и ладно), массовые народные суеверия, неоднократный насильственный постриг в монашество, превращение церкви фактически в одно из министерств государства... Список можно продолжать. Очень и очень редко обо всем этом говорят, а зря. Это надо признать, покаяться в этом и сделать все возможное, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Не хочется верить, что гонения ХХ века и кровь новомучеников ничему РПЦ не научили. Слишком уж легко она переворачивает страницы своих неудач, своего горького опыта...

3. Ответ на 2, электрик:

Волки. И ведутся же некоторые,что также подтверждает этот форум. Сам Господь выгнал нас из церквей,епитимия,видишь ли. Таковые - не пастыри наши,а следующие им - нам не братья.

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?

Kiram / 12.05.2020

2. Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

Волки. И ведутся же некоторые,что также подтверждает этот форум. Сам Господь выгнал нас из церквей,епитимия,видишь ли. Таковые - не пастыри наши,а следующие им - нам не братья.

электрик / 12.05.2020

1. Лжепророчество? Думаю да

Товарищ Абачиев С. К. Статья для Вас будет зело полезна! Помните там о Вашей епетимье для РПЦ? И это при том, что по всей России практически все храмы открыты. 99,9999....%

Kiram / 12.05.2020
Александр Щипков:
«Вирус и богословие»
Авторская программа
18.05.2020
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»
Церковные либералы используют ситуацию с коронавирусом, внушая идеи о том, что Господь якобы решил отбросить «застывшую» Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую, обновленную, реформированную церковь
12.05.2020
«Поворотное идеологическое обращение»
Замглавы ВРНС Александр Щипков о «большом выступлении» Президента, в котором он дистанцировался от либерального учения
30.04.2020
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-05-26 21:44
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-26 21:25
Библейский прообраз судьбы России
Новый комментарий от Сант
2020-05-26 20:55
Бабушка и батюшка
Новый комментарий от Мила
2020-05-26 20:16
«Ельцин — кровавый убийца»
Новый комментарий от романтик
2020-05-26 19:53
«Если мы хотим выжить...»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-05-26 19:20
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от Олег В.
2020-05-26 18:17