«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

Церковные либералы используют ситуацию с коронавирусом, внушая идеи о том, что Господь якобы решил отбросить «застывшую» Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую, обновленную, реформированную церковь

Коронавирус  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Коронавирус в России  Проблемы церковной жизни 
0
2652
Время на чтение 8 минут

«Тема коронавирусной эпидемии активно формирует общественно-политическую повестку. Церковное сообщество также оказалось вовлечено в политическое отыгрывание коронавирусной темы, которая приобретает в церковной среде наряду с политическим и богословский, а нередко и прямо эсхатологический подтекст. Вопреки усилиям священноначалия, направленным на формирование у паствы ответственного восприятия происходящего, наблюдаются попытки создать богословскую концептуализацию событий, связанных с COVID-19, которая подтолкнула бы Церковь в трудный момент к принятию необратимых решений, направленных на ее секулярную реформацию. Такая концептуализация требует особой информационной повестки, которая обозначается тезисом "пандемия как задание от Бога" (блогер Виктор Судариков)», - пишет в статье «Пандемия и новая сакральность» заместитель Главы Всемирного русского народного собора, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Владимирович Щипков. Статья опубликована на сайте Глазьев.ru.

По его словам, речь идет о якобы уникальном характере пандемиальной ситуации, которая является прямым обращением Бога к верующим, дабы «обличить и вразумить Своих, то есть Церковь» (игумен Петр Мещеринов). Используется толкование этой ситуации в духе «Божьей кары» и «Божьего послания», смысл какового послания аксиоматичен, абсолютно ясен, касается всех членов Церкви без исключения и должен привести к кардинальному повороту в осмыслении самой Церковью собственного положения и собственной миссии, а в конечном счете к ее радикальному реформированию на секулярных основаниях, отмечает автор статьи.

По его словам, в пределе — это призыв к продолжению церковной «перманентной революции» начатой еще весной-летом 1917 года реформаторски настроенным духовенством при прямой поддержке Временного правительства. Собственно реформаторским духом был пронизан весь Поместный Собор 1917-18 гг., инициированный также Временным правительством.

Также Щипков отмечает, что некая кардинальная политическая перемена (например, отречение Государя) принимается под давлением самоназначенной группы «прогрессивной общественности» без обсуждения - как магистральный принцип, направленный на богословскую переоценку существующих религиозных ценностей. Обсуждению подлежит что угодно — будущие ценности или будущий язык Церкви, но не сам факт «переоценки ценностей». Этот факт обязателен для исполнения. Этот факт — сам по себе есть «высшая ценность», которая не обсуждается: ведь что не обсуждаемо, то сакрально.

«Это направление мысли хорошо известно в западном модернистском богословии. Некое особое событие вселенского значения (например, теракт 11 сентября) используется как повод для смены богословского дискурса. В отношении предыдущего богословского опыта используется выражение "сброс на ноль" и таким образом исходное условие превращается в императив», - продолжил автор статьи.

Он также отметил, что эпидемия — это особый случай, но таких особых случаев в принципе может быть сколько угодно - богословие после Освенцима, после «Шарли Эбдо», после майдана, после землетрясения-наводнения-пожара-торнадо — всегда после чего-нибудь. Каждый раз постмодернистское богословие выдвигает новое «сакральное» событие, чтобы от него оттолкнуться и задать критерии некой новой сакральности. Далее «новая сакральность» успешно используется в политических и экономических целях, но это в условиях уже победившей реформации, у нас же в России церковная реформация пока является домашним заданием, поставленной целью, на которую в первую очередь и направлены усилия, добавил эксперт.

Далее он приводит различные примеры высказываний о коронавирусе. «Общий смысл их высказываний: не сам вирус, но Бог с помощью вируса выгнал из храмов прихожан, поскольку прогневался; Его не устраивает наше маловерие и наше неверное понимание назначения Церкви… Иными словами, вирус – это Божье наказание и великий знак свыше… Если протоиерей выступает как медиум, толкующий знамения, значит, нам навязывается вера в тайное знание, а не в Слово Божие, и это чистый гностицизм. Но дело еще и в том, что утверждение о "битве" выглядит едва ли не как пророчество скорого Армагеддона и конца света. Господь якобы решил отбросить "застывшую" Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую, обновленную, реформированную церковь», - отметил Щипков.

«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации и о скором появлении грядущего реформатора — ведь Бог уже "разминается" и вот-вот отшелушит застывшую церковную скорлупу со своего Тела», - отметил автор статьи.

«Некоторое время назад протоиерей Алексей Уминский демонстрировал в своих высказываниях похожую логику, утверждая, что в трагедиях ХХ века "виновата Церковь", потому что не смогла их предотвратить, а, следовательно, место и роль Церкви в современном обществе должны быть как-то заново определены. Хотя, заметим, что все революции, репрессии и мировые войны вдохновлялись исключительно секулярными идеологиями. Мысль о том, что Бог через эпидемии являет нам Свою волю, которую мы должны постичь и принять за руководство к действию, может произвести впечатление лишь на мятущегося и напуганного человека. Настаивание на своей способности лично читать послания Бога, адресованные всей Церкви, неизбежно ведет к эзотерике и гностицизму, что и приходится констатировать», - продолжил он.

По словам автора статьи, результаты этой богословской методики обычно неутешительны. Священник Никита Бадмаев в финале своей проповеди заявляет буквально следующее: «И как будто Бога нет... Он опять умер, теперь от коронавируса...». Это перифраз Фридриха Ницше, главного богоборца XIX века. Ради красного словца не пожалеешь и отца… на этот раз Отца Небесного. Так инерция постмодернистского игрового сознания, оттолкнувшись от спектакля на тему «конца времён» и Армагеддона, доводит до прямого, хотя, вероятно, и невольного кощунства, добавил он.

По словам А.В. Щипкова, выдавая эпидемию COVID-19 за веху в истории Церкви, аудиторию подводят к некоему «откровению», напоминающему пророчества Феклуши из «Грозы» Александра Островского: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние!»

«Можно отнести это явление к псевдостарчеству, а можно охарактеризовать резче — как лжепророчество. Христос предупреждал: "Берегитесь лжепророков"», - подчеркнул автор публикации.

Он также отметил, что вариант вирусного «богословия после» имеет два разных смысловых уровня. Они создают универсальное и «неопровержимое» объяснение того, почему Церковь должна реформироваться. «Потому что таково задание Бога, которое мы поняли безошибочно в минуту смертельной опасности и отверженности, когда паства не может войти в Его храмы. Он не пускает нас туда, и этот гнев Божий замаскирован под вирус», - сказано в статье.

«Если мы позволим настроить нас на этот апокалиптический тон, то далее легко примем уже любые "спасительные" пророчества, выводы, суждения, ведь главное — чтобы не стало хуже. Великанов пишет об этом практически открыто: "А у нашего Бога, оказывается, отменное чувство юмора!… Он ведь просто чуть-чуть приблизил реальность смерти к каждому дому. Чуть-чуть снизил градус праздничного пафоса". В нормальном состоянии христианин не может ни помыслить, ни воспринять подобное суждение, ибо какой же юмор в том, что люди умирают, задыхаясь как в газовой камере? Эта легковесная постмодернистская игра слов и смыслов, по сути, ничем не отличается от гнетущей ненависти Андрея Кураева, которую тот сформулировал в своём "некрологе" по кончине протоиерея Александра Агейкина. Абсурдный взгляд для здравого ума, который находится в ладу с сердцем», - продолжил Щипков.

«Любое "богословие после" эксплуатирует чувство страха. Чувство страха иррационально и заставляет даже рассудительного человека верить в то, во что тот раньше не верил. Но "богословие после пандемии" пошло дальше и к страху присоединяет чувство вины, коллективной вины перед Богом. Играет на соединении чувства страха и чувства вины, комбинирует их. Так в лабораториях комбинируют генетический материал вирусов, соединяя разные компоненты. Нам предлагается путь от новозаветного к ветхозаветному состоянию. В Ветхом Завете присутствует принцип коллективной ответственности народа до седьмого колена. Христос этот принцип отменил. Навязывать евангельскому сознанию принцип коллективной ответственности означает в сущности декатехизацию и обратный путь к Ветхому Завету», - отметил он.

«Реформация - дело всеобщее, касается абсолютно всех и надо как-то объяснить членам Церкви, почему они все вместе должны согласиться быть реформируемыми. Лучше всего для этого подходит тезис: все виноваты, значит, все должны покаяться, измениться и идти в реформацию как в революцию. Впрочем, слово "как" избыточно: реформация и есть революция в Церкви. Это, по мысли реформаторов, единственное условие спасения. Такова революционная сотериология», - подчеркнул Щипков.

«Нам внушают, что нынешняя Церковь — уже ненастоящая, мертвая, непригодная, в сущности, предлагая Церкви отменить саму себя. Парадокс этого "откровения" заключается в том, что его предпосылка – эзотерическая, а вывод из нее следует секуляристский: давайте реформируем Церковь. Факт закрытия храмов используется как предлог для продвижения политической повестки», - сказано далее в статье.

«Мы понимаем, что читателя интересуют конкретные предложения — что именно хотят изменить в Церкви. Список этих новаций давно сформирован и хорошо всем известен», - пишет автор статьи. Далее он повторяет основные его положения:

· Отмена института патриаршества и возвращение к синодальной системе управления;

· Переход от епископальной системы, идущей от понятия апостольской преемственности, к церковному парламентаризму: выборность епископата и духовенства, трехгодичная ротация членов Синода и других церковных учреждений;

· Переустройство Церкви в конфедерацию свободных и независимых друг от друга приходов (протестантский принцип горизонтального устройства вместо иерархического вертикального);

· Легализация прямого участия духовенства в политической борьбе, включая уличную;

· Создание профсоюза духовенства для консолидированного противостояния епископату;

· Создание мирянского движения, неподконтрольного епископату и духовенству (формирование социальной базы как рычага воздействия на Церковь);

· Реформирование монашеских уставов (выборность игуменов, духовников) для ослабления влияния монастырей на народную религиозную жизнь;

· Богословская реформа в русле «парижской школы». Например: дальнейшее развитие идеи всеобщего священства, что открывает дорогу мирянам к управленческим рычагам; совершение Евхаристии мирянским чином, рукоположение священников не епископом, а другими священниками и многое другое;

· Кардинальная реформа церковного искусства. Смена «устаревшей» формы, которая необходима для изменения содержания: русификация богослужения, создание новой иконы, архитектуры, облачений, музыки и проч. Передача права идеологического «заказа» и богословской интерпретации церковного искусства от епископа к «профессионалу» - художнику, музыканту, архитектору;

· Передача контроля за финансовыми потоками белому духовенству (вариант – мирянам);

· Запрет русскому государству оказывать материальную, политическую и экспертную поддержку русской Церкви (противопоставление Церкви и государства с целью ослабления обоих исторических институтов).

«Перечень запланированных изменений, как мы видим, внушительный. Сравним: в конце 1980-х годов было предложено нечто подобное в светской жизни — начать историю России с нуля, не с дореволюционных традиций, а именно с нуля, взять новый исторический старт. Это привело к краху страны. Сейчас нам точно так же предлагают упразднить тысячелетний опыт русской церковной жизни и начать жизнь Церкви "с нуля". Разговор верующего с Богом опосредован Писанием и святоотеческим наследием, мы находимся в рамках их незавершенного, исторически длящегося толкования. Без учета совокупного опыта Церкви, опыта наших единоверцев этот процесс неполноценен. Он не может происходить в форме эзотерических откровений и массового покаяния», - отмечается в публикации.

«Периодизация Церковной истории связана с соборами (это в первую очередь), гонениями, преодолениями расколов и ересей, но никак не с эпидемиями. На самом деле эпидемия — не кара и не знамение, но испытание. Причем Бог нас испытывает постоянно, а не только сейчас, и хотя были в прошлом и войны, и революции, и другие эпидемии – "последние времена" не наступили и знать эти даты нам не дано. Эпидемия требует бережного отношения к ближнему, но в ней нет ничего, что требовало бы от Церкви структурных изменений. Не существует "богословия до" и "богословия после", богословие следует своим путем, согласно промыслу Божьему. Мы не можем угадать, чего Бог хочет от нас именно сейчас, зато мы хорошо знаем, чего Он хочет всегда. И эпидемия на это никак не влияет», - заключил Александр Щипков.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 8, электрик:

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?

А ну да. Логика железная!)
Kiram / 13.05.2020, 19:35

7. Ответ на 3, Kiram:

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?

Тебя ввиду не имел,не помню,чтобы ты говорил о "епитимии". Но раз отреагировал,значит и тебя. Только камень не бросал, ни в кого,не практикую).
электрик / 13.05.2020, 08:16

6. Ответ на 5, Владимир Петрович:

А сколько храмов на всю Россию закрыты? Их можно пересчитать по пальцам. В нашей епархии закрыты только монастыри. Все храмы открыты для христиан. Правильнее говорить о закрытии себя от посещения храма. Сразу оговорить. Не осуждаю. Поэтому вопрос о епитимьи искусственно некоторыми гипертрафирован
Kiram / 13.05.2020, 07:45

5. Никакого нового богословия нет и в помине

Судя по тому списку, что предлагают изменить в церкви, ни о каком новом богословии речи не идет. Никто не говорит о пересмотре догмата о Святой Троице, о Боговоплощении, о Воскресении Христа... Символ веры не меняют. Никаких споров о природах и ипостасях, сотрясавших церковь первого тысячелетия, и близко нет. А что есть? Смешно сказать: есть ряд предложений по изменению чисто организационных моментов в жизни церкви. Язык богослужения, как, кстати, и церковный календарь, и цвет облачений, и финансовая отчетность, к догматике отношения не имеет. А догматика - единственное, что должно быть твердым и незыблемым. Не идет речь о ее изменении - значит, нет повода говорить о неком новом богословии. Почему "ревнителей старины" возмущает предложение о выборности игуменов монастырей? Искренне не понимаю! Разве не знают они, что в древности (да и не только) нормальной практикой было то, что монахи сами выбирали себе игумена? А вот назначение игумена епископом, да еще и духовника вдобавок, это и есть новодел и модернизм! Заодно отмечу, что и выбор священника общиной - совершенно нормальное, здоровое явление, сплошь и рядом имевшее место в древней церкви. Ничего не потребуется придумывать заново, "обнулять церковь", достаточно просто вспомнить собственный же исторический опыт. Неплохо обратиться и к материалам Собора 1917-18 гг., там есть интересные вещи о приходских общинах и о многом другом. По-моему, приходские советы, мирянское движение не должны пугать священноначалие. Или оно не доверяют прихожанам? Или чего-то боится?.. А что плохого в "профсоюзе" священников? Не секрет, что в случае ущемления епископом прав священника (например, в сфере трудовых договоров, пенсионных отчислений и т.п.), за батюшку и заступиться-то некому. Даже государству указывают на дверь - мы, мол, от вас отделены (хотя это совсем не о том). Может, не зря священники и диакона подумывают о своем профсоюзе? Если бы в церкви все было с любовью и по-братски, мысль о профсоюзе не пришла бы никому в голову. И да, финансовая отчетность - вот то, что больше всего возмущает "ревнителей"! Как знать, может, даже изменение Символа веры не вызывало бы такого недовольства, как простая просьба регулярно рассказывать о доходах и расходах епархий и патриархии. О ужас, что я говорю!...
Нюра Скептичная / 12.05.2020, 22:59

4. Почему Бог это попустил? Что делаем не так?

Церкви и правда стоит сделать выводы из ситуации с пандемией. Нельзя жить дальше, словно ничего не произошло и перед множеством людей не встали жизненно важные вопросы (почему Бог попустил закрытие храмов на Пасху? почему заболело так много священнослужителей и монахов? почему в храмах тоже возможны заражения? если миряне сами могут освятить куличи и яйца, то как это соотносится с принципом "всеобщего священства"? так ли малозначительна келейная молитва по сравнению с соборной? насколько патриарх, епископы, наместники монастырей заботятся о простых прихожанах? и т.д.). Нельзя просто отмахнуться и заставить всех сделать вид, что этих вопросов не было и нет. Выводы нужно делать всегда, осмыслять происходящее, открыто обсуждать, выходить обновленными из тяжелых испытаний. И да, видимо, в чем-то нужно и покаяться, что-то поменять каждому из нас в себе, а скорее всего, и в церкви. Все это уже назрело, пандемия только обострила ситуацию. Опасаюсь только, что Русская Церковь не привыкла делать выводы из истории и из событий, в которые бывает вовлечена, несмотря на то, что случайного ничего не бывает. Если даже трагедия ХХ века со страшными гонениями толком не была осмыслена... У нас только гордятся новомучениками, а глубинные причины того, как церковь "дошла до жизни такой", не осмыслены! Как максимум, валят все на жидо-масонский заговор против "Святой Руси". А почему Всесильный Бог попустил всему этому безбожному замыслу состояться, практически не рассуждают. А стоило бы. Нас с вами церковь всегда призывает к покаянию. Так может, ей и самой есть в чем покаяться? Я, конечно, не смогу дать исчерпывающий ответ на вопрос, в чем стоит покаяться церкви, это работа всего церковного сообщества. Но навскидку могу назвать несколько тем: оправдание крепостного права, владение крепостными, роскошь епископов, гонения на старообрядцев и других "не таких, как мы", формальное отношение к вере и таинствам (крестили, оно и ладно), массовые народные суеверия, неоднократный насильственный постриг в монашество, превращение церкви фактически в одно из министерств государства... Список можно продолжать. Очень и очень редко обо всем этом говорят, а зря. Это надо признать, покаяться в этом и сделать все возможное, чтобы ничего подобного больше не повторялось. Не хочется верить, что гонения ХХ века и кровь новомучеников ничему РПЦ не научили. Слишком уж легко она переворачивает страницы своих неудач, своего горького опыта...
Нюра Скептичная / 12.05.2020, 22:06

3. Ответ на 2, электрик:

Волки. И ведутся же некоторые,что также подтверждает этот форум. Сам Господь выгнал нас из церквей,епитимия,видишь ли. Таковые - не пастыри наши,а следующие им - нам не братья.

Говори прямо. Ты в меня камень бросил? Если да, то обоснуй за что?
Kiram / 12.05.2020, 14:56

2. Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

Волки. И ведутся же некоторые,что также подтверждает этот форум. Сам Господь выгнал нас из церквей,епитимия,видишь ли. Таковые - не пастыри наши,а следующие им - нам не братья.
электрик / 12.05.2020, 10:22

1. Лжепророчество? Думаю да

Товарищ Абачиев С. К. Статья для Вас будет зело полезна! Помните там о Вашей епетимье для РПЦ? И это при том, что по всей России практически все храмы открыты. 99,9999....%
Kiram / 12.05.2020, 10:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Коронавирус
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
Антиутопии становятся явью?
На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки»
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
«Если и война нас не изменит, то дело „швах“»
Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат»
03.02.2024
The Guardian: пять страхов современной Европы
Исход грядущих выборов определит противостояние антимигрантов против экологистов
23.01.2024
Все статьи темы
Пандемия коронавируса в России
Почему Билл Гейтс мечтает вакцинировать
всю планету? \ Поле Битвы
06.03.2024
Выходка, которую позволил себе глава ВОЗ, говорит
об одном: отрабатывается очередная технология управления
29.01.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Враги человечества готовят нам новый смертельный вирус
Основная повестка Всемирного экономического форума в Давосе – грядущая пандемия
15.01.2024
Все статьи темы
Вакцина от коронавируса (COVID-19)
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06