Недавно на РНЛ была опубликована моя статья - «Несколько слов о т.н. царебожии».
Отклики на неё были самые разные. В основном, для многих так и остался непонятным вопрос о почитании царя как искупителя. Поэтому я и счёл своим долгом написать ещё несколько слов на данную тему.
Как повелось от первых богословов, осуждавших идею цареискупления, так и живёт сейчас у нас мысль, что Искупление может быть только - Искупление Христа и ничьё более... Потому многих почитателей царя-мученика Николая Александровича и сейчас обвиняют в ереси и ещё Бог знает в чём... Но, вот если разобраться, то это же совсем не так…
Конечно, Искупление Христово уникально и неповторимо. Да, оно единственное средство к нашему оправданию перед Богом в том плане, что ничто не может заменить Его и только Оно даёт смысл всему остальному. Но, говоря об искуплении царя, имеется в виду подражательное искупление... Ни в коем случае не противопоставление, не вместо Христа и не помощь в искуплении Ему, а искупление во Христе, в Его Жертве... Другими словами, человеческое искупление не заменяет и не дополняет Христово Искупление. Оно даже становится возможным только благодаря Христу. Без Христа, без Его Жертвы все дела человеческие ничтожны и обретают силу и смысл они только в Боге. Но и человеческие дела тоже необходимы для спасения, без них мы и не смогли бы воспользоваться плодами Христова Искупления.
Вообще, в православии, если отбросить навязанный богословами новый стереотип, на самом деле, всё основано на искуплении... Например, мы молимся за кого-то из своих близких, живого или умершего. А вот, если мы присовокупим сюда ещё и пост, поклоны, бдение или милостыню, то наша молитва будет намного результативнее. Правильно, ведь? Так даже и рекомендуется делать святыми отцами, чтобы не только Церковь молилась, но и мы прилагали свои усилия…
Получается, вот этим своим подвижничеством в сочетании с благодатью Божией мы выкупаем какую-то часть грехов своего родственника. Можно, ведь, так сказать? Вот вам и искупление... Хотя, наверное, слово «выкупаем» здесь слишком громкое, но сути это не меняет…
Можно по своим силам приносить Богу такое подвижничество, но мы знаем, что бывало и по-другому, когда старцы брали на себя целиком грех или грехи своих духовных чад и сопутствующую этому епитимию от Бога. Правда, выражение «брали грехи на себя» достаточно условное... Мы знаем, что Христос взял на себя грехи человечества, но, ведь, Он же не стал грешным от этого... Правильнее будет, наверное, сказать, что Он взял на Себя наше наказание за грех... Занял наше место на кресте. Как говорил Свт. Игнатий: «Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменён Его безконечным достоинством». Вот, так же и старцы брали на себя ответственность за грех или некоторые грехи тех, кто приходил к ним за духовной помощью.
Интересно, что говорит по этому поводу арх. Рафаил (Карелин): «Я часто слышал в народе такое выражение: "Священник взял на себя грехи во время исповеди", - и всегда мне это казалось каким-то суеверием. Как священник может взять на себя грехи других людей, разве он распялся за них на Кресте? Но затем я понял, что при всей своей богословской неточности эти слова имеют под собой некоторое основание.
Есть духовные отцы, которые молятся, чтобы Господь взыскал с них грехи духовных чад. Это дар особой жертвенной любви.
Она звучит в словах архимандрита Агапита (Нило-Столбенского): "Распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки"…
Монахиня Митрофания рассказывала мне, что однажды она сильно простудилась и её мучила невыносимая зубная боль, от которой она не находила себе места.
Несколько ночей она не могла спать: ощущение было такое, будто электрический ток проходил через голову; лицо распухло, и никакие медикаменты не помогали. Наконец, плотно закутавшись до глаз в шаль, она с трудом дошла до монастырского храма, где в этот день служил отец Савва, и попросила, чтобы он помолился о ней. Он ответил: "Я помяну тебя сейчас на проскомидии" - и ушел в алтарь. Началась Литургия. Она села в углу на скамью и решила не уходить из храма до конца службы. Сначала ей казалось, что боль усилилась: по лицу текли струйки пота, смешанного со слезами; вдруг она почувствовала, что боль стала уменьшаться, а к концу службы совсем исчезла, осталась только слабость. Народ подходил к отцу Савве, чтобы поцеловать крест в его руке. Она подошла последней, чтобы поблагодарить за исцеление, но когда взглянула на старца, ужаснулась: у него было распухшее лицо, усилием воли он преодолевал боль. "По его молитвам, - говорила мать Митрофания, - моя болезнь перешла к нему". Тогда она опустилась на колени и стала просить: "Пусть болезнь от вас снова вернётся ко мне", - но он ушел в алтарь, ничего не ответив...».
И как удивительно перекликаются с этим слова старца Нектария Оптинского (как известно, Оптинские старцы тоже поступали подобным образом). И когда старца Нектария спросили, обязательно ли ему это делать, брать на себя грехи других, он ответил: «Иначе облегчить нельзя. И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней - так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова»…
Интересно, что пишет прп. Амвросий Оптинский о возможности человека страдать за других: «Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. - Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних».
Вот это, наверное, и можно назвать подражательным искуплением. Как мы видим, оно и становится возможным только благодаря благодати Божией, даруемой нам по заслугам Христа-Спасителя.
Да, может быть, раньше, во времена старчества, такое было в порядке вещей... Но и сейчас мы так же можем молиться за своих ближних и присоединять посильное подвижничество…
Можно ещё вспомнить рассказ о мытарствах блаженной Феодоры. Там описан, наверное, самый яркий пример нашего человеческого выкупа за умерших. Думаю, все читали этот рассказ, многие святые отцы и старцы ссылались на него, потому и авторитетность его безусловна.
Помните, когда ангелы торговались с бесами за душу блаж. Феодоры: «...в это время неожиданно явился там преподобный отец наш Василий и сказал святым ангелам:
- Властелины мои, сия душа много послужила мне, угождая моей старости: я молился Богу о даровании мне её, и Господь ниспослал мне сию душу.
Сказав это, он вынул из-под одежды своей мешок, чем-то наполненный (думаю, что в нём было одно чистое золото), и дал его святым ангелам, сказав при этом:
- Когда вы будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать душу сию, вы искупите ее этим от долгов ее. Благодатью Божьею, я богат и много собрал сокровищ трудами и потом своим, - и вот я дарю мешок душе сей, послужившей мне...».
Как мы видим, в рассказе даже слово - «искупите» используется и, причём, неоднократно... И никто не говорит, что это ересь. Преподобный Василий дополнил своими подвигами недостаток добрых дел блаж. Феодоры. По сути, искупил часть её грехов. Так почему никто не кричит, что Искупление может быть только Христово и что это обожествление человека или католическая ересь о сверхдолжных заслугах, как в случае с императором Николаем?.. Непонятно... Тогда уж и мытарства блаж. Феодоры нужно бы еретическим произведением назвать. Кто бы мог блаж. Феодоре в тот момент сказать, зачем тебе ещё какой-то искупитель?.. Кстати, и сам факт того, что идёт торг за душу, указывает на то, что мы и сами должны приносить Богу за себя посильный выкуп... Кажется, всё это прописные христианские истины, но многие не понимают…
Мы получаем прощение грехов на исповеди, но всё равно должны приносить Богу дела покаяния постами, болезнями, добрыми поступками и прочим... Но, конечно, Бог даёт нам несравнимо больше, чем мы того заслуживаем как за себя, так и за других... Покрывает нашу немощь, немощь нашего подвижничества благодатью Своего Искупления... Как говорит ап Павел: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол. 1: 29). Как мы видим, Бог действует совместно с человеком. И нам Он даёт возможность по силам внести свою лепту в дело спасения.
Вот, прп. Амвросий Оптинский пишет в письме: «...Должно знать, что грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве Исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, т.е. потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов...».
В другом письме человеку, смущённому словом «удовлетворение», думавшему, что оно должно быть сообразное с грехами, он говорит: «...На всё это скажу тебе, что слово «удовлетворение» из католической Церкви перешло в православную, а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он по праведному суду Божию для избежания вечного наказания должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия. Благоразумный разбойник разбойничал тридцать лет, а понес наказание только три часа, повисев на кресте с перебитыми голенями. Правда, что наказание тяжелое, но может ли оно послужить удовлетворением за тридцатилетнее разбойничество? Суди сама...».
Как мы видим, и преподобный говорит то же самое, приносим дела покаяния по силам (выкуп или удовлетворение), а остальное, восполняет милость Божия.
Вот в таком ключе, как описано выше, думаю, надо понимать и царское искупление... Только царь Николай вместе со своей семьёй ещё и жизнь отдал за всех нас...
Потом, жертву царя можно воспринимать и как образ, как ту же икону Христа, Христова подвига... Старец Николай Гурьянов, например, сравнивал тех, кто не признаёт возможности царского искупления, с иконоборцами. Услышав о том, что в церковных кругах появился термин «царебожие» - это слово, которым бичуют любящих и почитающих Царя, батюшка Николай возмутился духом и сказал: «Вот-вот! Им, с такими гордыми мыслями, ни Бога, ни Царя не надо! Это врагу тошно слышать и о Боге, и о Царе, он и настраивает гнать и Господа, и все Царское… Это уже было, во время красной революции… Как грешат они говоря - "царебожие, имябожие"… Это похоже на то, как боролись с иконами иконоборцы… Видите, и сейчас Царское хотят разрушить. Напишешь “Царский” – уничтожат!».
Но, а вот если, как предлагают многие, возможность нашего человеческого искупления совсем исключить то, что же тогда получится, что останется?.. Да, ничего, чистой воды протестантизм... Значит, достаточно одной веры для спасения, как протестанты говорят... Исповедался и всё, дела не нужны, по логике вещей... Но, ведь, наша Церковь, говорит совсем о другом, о том, что вера без дел мертва... Без дел, которыми мы и приносим выкуп за свои грехи по своим силам, а Господь восполняет невозможное для нас... Только кто-то приносит выкуп за себя, а кто-то и за других, и за усопших может понемногу, а может и целиком грех или грехи на себя взять, как некоторые святые.
В богословии есть такое понятие, как синергия. Это означает соработничество Бога и человека. Со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли. Человеку невозможно спастись без Бога, и Богу невозможно спасти человека без воли самого человека. Как Афанасий Великий говорил, что Бог спасает нас не без нас. Сами того не ведая, богословы давно определили как возможно человеческое искупление. Это наше участие, наша часть соработничества с Богом в деле Спасения.
Если посмотреть, как прославлены Церковью святые, то станет понятно, кто из них каким подвигом приблизился к Богу... Кто-то безсеребренник, кто-то преподобный, кто-то мученик или страстотерпец... все они принесли Богу свой малый человеческий труд для спасения, а Господь восполнил его Своей силой и благодатью, так что возможно стало называться и преподобными, и мучениками... Господь действует вместе с человеком, но победу, как мы видим, Он отдаёт самому человеку, как бы это была его заслуга... Вот так же и искупитель... Тот, кто принёс себя в жертву Богу за других, уподобился Христу и, при посредстве Его благодати, отдал жизнь во исполнение евангельских слов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Но, конечно, может быть, здесь и лучше другой термин подобрать, который бы устроил всех, и чтобы не путать Христово Искупление с нашим подражательным. По крайней мере пока. На многих сейчас слово «искупитель» в отношении царя действует, как красная тряпка на быка. Возможно, и надо подождать пока страсти не улягутся. Да и в Церкви нет такого чина святости, как искупитель... Могу только предположить, что это возможно из чувства особого благоговения перед Голгофской жертвой, чтобы подчеркнуть Её уникальность и неповторимость…
Поэтому, может, и стоит пока говорить не искупительный, а христоподражательный подвиг императора. Ну это как пример. Правда, некоторые настаивают именно на слове «искупитель», потому что император там, у Бога прославлен именно так. Кажется, у старца Николая Гурьянова есть мысль, что царь и преподобный, и мученик, и страстотерпец... Потому и невозможно обозначить род его святости одним словом, но слово искупитель, как нельзя лучше подходит для этого. Может быть, нужно проведение собора, на котором решился бы вопрос допустимости термина «искупитель» в отношении человека. Или хотя бы Богословская комиссия обсудила бы. Этим всем должны серьёзные богословы заняться. Хотя, чтобы снизойти к точке зрения другого, нужно смирить свою гордость, как минимум, чего пока никто не хочет...
Андрей Столяров, публицист
15. смысл подвига царя Николая
14.
13.
Царебожие - термин уродливый и понятно, что эти люди, кто так говорит, не имеют любви настоящей к святому Царю Николаю. Это как бы некое издевательство, насмешка, ирония. Еще более уродливый термин - имябожники (ересь имябожия), потому что имя Божие свято, в таких рассуждениях его вообще лучше не касаться (ну то есть если и есть какие-то ошибки или ереси у некоторых в почитании имени Божия - то называть это другим термином).
Ну вот насчет термина "Искупитель". Конечно, лучше не писать с большой буквы, потому что так назван Господь Иисус Христос, принесший Жертву Искупления за всех людей однажды и это вызывает у некоторых людей рефлекс отторжения и соблазн приклеить сразу же ярлык "царебожники". Мы к тому, что хорошо бы попытаться вникнуть в позиции друг друга, а не сразу отвергать и становиться против, выслушать друг друга. Почему царебожники? Таких неумеренных почитателей до обожествления св.царственных мучеников очень мало, почему же всем, кто только посмеет сказать "царь Николай - искупитель" сразу же ярлык "царебожник" ? Может это форма защиты и нежелание вникнуть в этот вопрос?
св.Царь Николай добровольно принес эту жертву за Россию, он со своей семьей остался страдать за Россию и эта жертва принята Богом (не могла быть не принята). Вопрос только - от чего искупила эта жертва народ русский? От греха неверности православной монархии и роду Романовых (да была дана клятва всем народом, и это не шутки). Россия пострадала, но имеет надежду восстановления православной монархии. Сам институт православной монархии сохранен этим жертвенным подвигом святых Царственных мучеников (ладно уж, пока не будем употреблять термин "искупление" - но суть одна и та же) и неопорочен. Грех измены православной монархии св.Царь Николая и его святая семья своими страданиями взяли на себя, но народу все равно надо признать этот грех.
https://vk.com/club207836770?w=wall-207836770_618
12. Ответ на 10, р.Б.Алексий:
11. Ответ на 10, р.Б.Алексий:
10. Ответ на 10, р.Б.Алексий:
9. Ответ на 9, Андрей:
8. Ответ на 5, Олег В.:
7. Ответ на 5, Олег В.:
6. Символ Веры