Ещё раз об Искуплении

Нужен спокойный разговор о подвиге Царя-Мученика Николая

Андрей Столяров 
0
10.03.2020 730

Недавно на РНЛ была опубликована моя статья - «Несколько слов о т.н. царебожии»

Отклики на неё были самые разные. В основном, для многих так и остался непонятным вопрос о почитании царя как искупителя. Поэтому я и счёл своим долгом написать ещё несколько слов на данную тему.

Как повелось от первых богословов, осуждавших идею цареискупления, так и живёт сейчас у нас мысль, что Искупление может быть только - Искупление Христа и ничьё более... Потому многих почитателей царя-мученика Николая Александровича и сейчас обвиняют в ереси и ещё Бог знает в чём... Но, вот если разобраться, то это же совсем не так…

Конечно, Искупление Христово уникально и неповторимо. Да, оно единственное средство к нашему оправданию перед Богом в том плане, что ничто не может заменить Его и только Оно даёт смысл всему остальному. Но, говоря об искуплении царя, имеется в виду подражательное искупление... Ни в коем случае не противопоставление, не вместо Христа и не помощь в искуплении Ему, а искупление во Христе, в Его Жертве... Другими словами, человеческое искупление не заменяет и не дополняет Христово Искупление. Оно даже становится возможным только благодаря Христу. Без Христа, без Его Жертвы все дела человеческие ничтожны и обретают силу и смысл они только в Боге. Но и человеческие дела тоже необходимы для спасения, без них мы и не смогли бы воспользоваться плодами Христова Искупления.

Вообще, в православии, если отбросить навязанный богословами новый стереотип, на самом деле, всё основано на искуплении... Например, мы молимся за кого-то из своих близких, живого или умершего. А вот, если мы присовокупим сюда ещё и пост, поклоны, бдение или милостыню, то наша молитва будет намного результативнее. Правильно, ведь? Так даже и рекомендуется делать святыми отцами, чтобы не только Церковь молилась, но и мы прилагали свои усилия…

Получается, вот этим своим подвижничеством в сочетании с благодатью Божией мы выкупаем какую-то часть грехов своего родственника. Можно, ведь, так сказать? Вот вам и искупление... Хотя, наверное, слово «выкупаем» здесь слишком громкое, но сути это не меняет…

Можно по своим силам приносить Богу такое подвижничество, но мы знаем, что бывало и по-другому, когда старцы брали на себя целиком грех или грехи своих духовных чад и сопутствующую этому епитимию от Бога. Правда, выражение «брали грехи на себя» достаточно условное... Мы знаем, что Христос взял на себя грехи человечества, но, ведь, Он же не стал грешным от этого... Правильнее будет, наверное, сказать, что Он взял на Себя наше наказание за грех... Занял наше место на кресте. Как говорил Свт. Игнатий: «Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменён Его безконечным достоинством». Вот, так же и старцы брали на себя ответственность за грех или некоторые грехи тех, кто приходил к ним за духовной помощью. 

Интересно, что говорит по этому поводу арх. Рафаил (Карелин): «Я часто слышал в народе такое выражение: "Священник взял на себя грехи во время исповеди", - и всегда мне это казалось каким-то суеверием. Как священник может взять на себя грехи других людей, разве он распялся за них на Кресте? Но затем я понял, что при всей своей богословской неточности эти слова имеют под собой некоторое основание.

Есть духовные отцы, которые молятся, чтобы Господь взыскал с них грехи духовных чад. Это дар особой жертвенной любви.

Она звучит в словах архимандрита Агапита (Нило-Столбенского): "Распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки"…

Монахиня Митрофания рассказывала мне, что однажды она сильно простудилась и её мучила невыносимая зубная боль, от которой она не находила себе места.

Несколько ночей она не могла спать: ощущение было такое, будто электрический ток проходил через голову; лицо распухло, и никакие медикаменты не помогали. Наконец, плотно закутавшись до глаз в шаль, она с трудом дошла до монастырского храма, где в этот день служил отец Савва, и попросила, чтобы он помолился о ней. Он ответил: "Я помяну тебя сейчас на проскомидии" - и ушел в алтарь. Началась Литургия. Она села в углу на скамью и решила не уходить из храма до конца службы. Сначала ей казалось, что боль усилилась: по лицу текли струйки пота, смешанного со слезами; вдруг она почувствовала, что боль стала уменьшаться, а к концу службы совсем исчезла, осталась только слабость. Народ подходил к отцу Савве, чтобы поцеловать крест в его руке. Она подошла последней, чтобы поблагодарить за исцеление, но когда взглянула на старца, ужаснулась: у него было распухшее лицо, усилием воли он преодолевал боль. "По его молитвам, - говорила мать Митрофания, - моя болезнь перешла к нему". Тогда она опустилась на колени и стала просить: "Пусть болезнь от вас снова вернётся ко мне", - но он ушел в алтарь, ничего не ответив...».

И как удивительно перекликаются с этим слова старца Нектария Оптинского (как известно, Оптинские старцы тоже поступали подобным образом). И когда старца Нектария спросили, обязательно ли ему это делать, брать на себя грехи других, он ответил: «Иначе облегчить нельзя. И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней - так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести ее. Тогда приходит благодать и разметает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова»…

Интересно, что пишет прп. Амвросий Оптинский о возможности человека страдать за других: «Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. - Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних».

Вот это, наверное, и можно назвать подражательным искуплением. Как мы видим, оно и становится возможным только благодаря благодати Божией, даруемой нам по заслугам Христа-Спасителя.

Да, может быть, раньше, во времена старчества, такое было в порядке вещей... Но и сейчас мы так же можем молиться за своих ближних и присоединять посильное подвижничество…

Можно ещё вспомнить рассказ о мытарствах блаженной Феодоры. Там описан, наверное, самый яркий пример нашего человеческого выкупа за умерших. Думаю, все читали этот рассказ, многие святые отцы и старцы ссылались на него, потому и авторитетность его безусловна.

Помните, когда ангелы торговались с бесами за душу блаж. Феодоры: «...в это время неожиданно явился там преподобный отец наш Василий и сказал святым ангелам:

- Властелины мои, сия душа много послужила мне, угождая моей старости: я молился Богу о даровании мне её, и Господь ниспослал мне сию душу.

Сказав это, он вынул из-под одежды своей мешок, чем-то наполненный (думаю, что в нём было одно чистое золото), и дал его святым ангелам, сказав при этом:

- Когда вы будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать душу сию, вы искупите ее этим от долгов ее. Благодатью Божьею, я богат и много собрал сокровищ трудами и потом своим, - и вот я дарю мешок душе сей, послужившей мне...».

Как мы видим, в рассказе даже слово - «искупите» используется и, причём, неоднократно... И никто не говорит, что это ересь. Преподобный Василий дополнил своими подвигами недостаток добрых дел блаж. Феодоры. По сути, искупил часть её грехов. Так почему никто не кричит, что Искупление может быть только Христово и что это обожествление человека или католическая ересь о сверхдолжных заслугах, как в случае с императором Николаем?.. Непонятно... Тогда уж и мытарства блаж. Феодоры нужно бы еретическим произведением назвать. Кто бы мог блаж. Феодоре в тот момент сказать, зачем тебе ещё какой-то искупитель?.. Кстати, и сам факт того, что идёт торг за душу, указывает на то, что мы и сами должны приносить Богу за себя посильный выкуп... Кажется, всё это прописные христианские истины, но многие не понимают…

Мы получаем прощение грехов на исповеди, но всё равно должны приносить Богу дела покаяния постами, болезнями, добрыми поступками и прочим... Но, конечно, Бог даёт нам несравнимо больше, чем мы того заслуживаем как за себя, так и за других... Покрывает нашу немощь, немощь нашего подвижничества благодатью Своего Искупления... Как говорит ап Павел: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога, действующего во мне могущественно» (Кол. 1: 29). Как мы видим, Бог действует совместно с человеком. И нам Он даёт возможность по силам внести свою лепту в дело спасения.

Вот, прп. Амвросий Оптинский пишет в письме: «...Должно знать, что грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве Исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, т.е. потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов...».

В другом письме человеку, смущённому словом «удовлетворение», думавшему, что оно должно быть сообразное с грехами, он говорит: «...На всё это скажу тебе, что слово «удовлетворение» из католической Церкви перешло в православную, а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он по праведному суду Божию для избежания вечного наказания должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия. Благоразумный разбойник разбойничал тридцать лет, а понес наказание только три часа, повисев на кресте с перебитыми голенями. Правда, что наказание тяжелое, но может ли оно послужить удовлетворением за тридцатилетнее разбойничество? Суди сама...».

Как мы видим, и преподобный говорит то же самое, приносим дела покаяния по силам (выкуп или удовлетворение), а остальное, восполняет милость Божия.

Вот в таком ключе, как описано выше, думаю, надо понимать и царское искупление... Только царь Николай вместе со своей семьёй ещё и жизнь отдал за всех нас...

Потом, жертву царя можно воспринимать и как образ, как ту же икону Христа, Христова подвига... Старец Николай Гурьянов, например, сравнивал тех, кто не признаёт возможности царского искупления, с иконоборцами. Услышав о том, что в церковных кругах появился термин «царебожие» - это слово, которым бичуют любящих и почитающих Царя, батюшка Николай возмутился духом и сказал: «Вот-вот! Им, с такими гордыми мыслями, ни Бога, ни Царя не надо! Это врагу тошно слышать и о Боге, и о Царе, он и настраивает гнать и Господа, и все Царское… Это уже было, во время красной революции… Как грешат они говоря - "царебожие, имябожие"… Это похоже на то, как боролись с иконами иконоборцы… Видите, и сейчас Царское хотят разрушить. Напишешь “Царский” – уничтожат!».

Но, а вот если, как предлагают многие, возможность нашего человеческого искупления совсем исключить то, что же тогда получится, что останется?.. Да, ничего, чистой воды протестантизм... Значит, достаточно одной веры для спасения, как протестанты говорят... Исповедался и всё, дела не нужны, по логике вещей... Но, ведь, наша Церковь, говорит совсем о другом, о том, что вера без дел мертва... Без дел, которыми мы и приносим выкуп за свои грехи по своим силам, а Господь восполняет невозможное для нас... Только кто-то приносит выкуп за себя, а кто-то и за других, и за усопших может понемногу, а может и целиком грех или грехи на себя взять, как некоторые святые.

В богословии есть такое понятие, как синергия. Это означает соработничество Бога и человека. Со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли. Человеку невозможно спастись без Бога, и Богу невозможно спасти человека без воли самого человека. Как Афанасий Великий говорил, что Бог спасает нас не без нас. Сами того не ведая, богословы давно определили как возможно человеческое искупление. Это наше участие, наша часть соработничества с Богом в деле Спасения.

Если посмотреть, как прославлены Церковью святые, то станет понятно, кто из них каким подвигом приблизился к Богу... Кто-то безсеребренник, кто-то преподобный, кто-то мученик или страстотерпец... все они принесли Богу свой малый человеческий труд для спасения, а Господь восполнил его Своей силой и благодатью, так что возможно стало называться и преподобными, и мучениками... Господь действует вместе с человеком, но победу, как мы видим, Он отдаёт самому человеку, как бы это была его заслуга... Вот так же и искупитель... Тот, кто принёс себя в жертву Богу за других, уподобился Христу и, при посредстве Его благодати, отдал жизнь во исполнение евангельских слов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

Но, конечно, может быть, здесь и лучше другой термин подобрать, который бы устроил всех, и чтобы не путать Христово Искупление с нашим подражательным. По крайней мере пока. На многих сейчас слово «искупитель» в отношении царя действует, как красная тряпка на быка. Возможно, и надо подождать пока страсти не улягутся. Да и в Церкви нет такого чина святости, как искупитель... Могу только предположить, что это возможно из чувства особого благоговения перед Голгофской жертвой, чтобы подчеркнуть Её уникальность и неповторимость…

Поэтому, может, и стоит пока говорить не искупительный, а христоподражательный подвиг императора. Ну это как пример. Правда, некоторые настаивают именно на слове «искупитель», потому что император там, у Бога прославлен именно так. Кажется, у старца Николая Гурьянова есть мысль, что царь и преподобный, и мученик, и страстотерпец... Потому и невозможно обозначить род его святости одним словом, но слово искупитель, как нельзя лучше подходит для этого. Может быть, нужно проведение собора, на котором решился бы вопрос допустимости термина «искупитель» в отношении человека. Или хотя бы Богословская комиссия обсудила бы. Этим всем должны серьёзные богословы заняться. Хотя, чтобы снизойти к точке зрения другого, нужно смирить свою гордость, как минимум, чего пока никто не хочет...

Андрей Столяров, публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

14. Ответ на 10, р.Б.Алексий:

Есть люди которые вообще сознательно не принимают веру в Бога, даже выдвигают какие-то как им кажется логические и обоснованные аргументы - таким сколько не приводи контраргуметов ничего не докажешь, потому что дело не в логических выкладках, а в изначальном сердечном расположении. Так же и с теми, кто вроде говорит на словах о вере в Бога, но не воспринимает Церковь - таким не докажешь сколько не доказывай, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Не поймут, пропустят мимо ушей и вникать не будут и слушать и слышать, потому что - сердце не воспринимает. Так наверное со многим в жизни, особенно в религиозной вере - человек или принимает или отвергает сердцем, сердечным расположением... Так же и Царь-искупитель... некоторые услышав это дальше слушать и слышать уже не будут - сердце не воспринимает...Это показатель.

Точно! Согласен на 100 процентов!... Но всё же есть люди и ищущие истину, пусть немного, но есть... Если бы таких не было, тогда бы и не было смысла что то писать, что то делать...

Андрей / 14.03.2020 13:33

13. Ответ на 10, р.Б.Алексий:

Есть люди которые вообще сознательно не принимают веру в Бога, даже выдвигают какие-то как им кажется логические и обоснованные аргументы - таким сколько не приводи контраргуметов ничего не докажешь, потому что дело не в логических выкладках, а в изначальном сердечном расположении. Так же и с теми, кто вроде говорит на словах о вере в Бога, но не воспринимает Церковь - таким не докажешь сколько не доказывай, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Не поймут, пропустят мимо ушей и вникать не будут и слушать и слышать, потому что - сердце не воспринимает. Так наверное со многим в жизни, особенно в религиозной вере - человек или принимает или отвергает сердцем, сердечным расположением... Так же и Царь-искупитель... некоторые услышав это дальше слушать и слышать уже не будут - сердце не воспринимает...Это показатель.

Как хорошо Вы охарактеризовали себя и своих единомышленников! Верно, кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Наша Церковь 20 лет назад прославила Государя и Царскую Семью в лике Святых Царственных Страстотерпцев, и все верные чада нашей Матери Церкви почитают Их. Но нашлись те, которые не поверили Матери Церкви, и своевольно прославили Государя как "Царя-Искупителя", по сути, впадая в сектантскую ересь и раскол. В ересь, потому что нет никаких"искупителей", кроме Искупителя Сына Божия. В раскол, потому что не признают соборное решение Церкви. Тем самым, они, по своей гордыни, противопоставляют себя и Церкви, и Богу, полагая, что их экзальтированный монархизм является индульгенцией.

12. Ответ на 10, р.Б.Алексий:

Есть люди которые вообще сознательно не принимают веру в Бога, даже выдвигают какие-то как им кажется логические и обоснованные аргументы - таким сколько не приводи контраргуметов ничего не докажешь, потому что дело не в логических выкладках, а в изначальном сердечном расположении. Так же и с теми, кто вроде говорит на словах о вере в Бога, но не воспринимает Церковь - таким не докажешь сколько не доказывай, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Не поймут, пропустят мимо ушей и вникать не будут и слушать и слышать, потому что - сердце не воспринимает. Так наверное со многим в жизни, особенно в религиозной вере - человек или принимает или отвергает сердцем, сердечным расположением... Так же и Царь-искупитель... некоторые услышав это дальше слушать и слышать уже не будут - сердце не воспринимает...Это показатель.

Ваши показательные утверждения - ошибочны. Все, кто вам оппонируют по теме, люди верующие и воцерковленные.. От того, что кто-то не разделяет вашу точку зрения на "искупительную миссию" страстотерпца царя Николая, не означает, что эти люди не любят и не служат Господу душой и сердцем. Дружеский совет. ВЫ бы немного поостыли в показательных измерениях чужих душ и сердец, …дабы не оказаться пред Богом обвинителем братьев по вере.

Олег В. / 14.03.2020 02:02

11. Ответ на 9, Андрей:

Ну вообще то, козёл отпущения, был только прообразом... Как и все ветхозаветные жертвы, были прообразом той Голгофской жертвы Христа... Ни о каком замещении не может быть речи... Доказательством этому служит то, что до Христа, все и праведники и великие пророки сходили в ад... Т.е. втехозаветные жертвы не спасали... Заменить жертву Христа никто и ничто не может... Потому мы и говорим о подражательном искуплении...

Ну, как же не спасали!? Господь вывел израильский народ из Египта по принесении им жертвенной крови животных, потому что жизнь любого живого существа в крови. Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли в жертву пару чистых птиц по принесении Богу младенца Иисуса в обряде Обрезания. Весь Ветхий Завет, по велению Бога, основан на заместительной крови жертвенных животных во очищение людских грехов. Извините, а разве речь в моем комменте шла об ИСКУПИТЕЛЬНОЙ жертве животных, приносимых во времена Ветхого завета священством за грехи своего народа? Как-то вы выборочно читаете чужие слова... Ветхозаветные жертвы потеряли свою силу, быв запечатаны искупительной кровью Иисуса Христа, принесенной Им за грехи всего мира. А потому, рассуждения "о подражательном искуплении" святыми праведниками новозаветных времен чужих грехов, как вы это понимаете, можно счесть антиканоническими, не соответствующими учению Православной Церкви.

Олег В. / 14.03.2020 01:39

10. От избытка сердца глаголят уста...

Есть люди которые вообще сознательно не принимают веру в Бога, даже выдвигают какие-то как им кажется логические и обоснованные аргументы - таким сколько не приводи контраргуметов ничего не докажешь, потому что дело не в логических выкладках, а в изначальном сердечном расположении. Так же и с теми, кто вроде говорит на словах о вере в Бога, но не воспринимает Церковь - таким не докажешь сколько не доказывай, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Не поймут, пропустят мимо ушей и вникать не будут и слушать и слышать, потому что - сердце не воспринимает. Так наверное со многим в жизни, особенно в религиозной вере - человек или принимает или отвергает сердцем, сердечным расположением... Так же и Царь-искупитель... некоторые услышав это дальше слушать и слышать уже не будут - сердце не воспринимает...Это показатель.

р.Б.Алексий / 13.03.2020 14:00

9. Ответ на 5, Олег В.:

Ну вообще то, козёл отпущения, был только прообразом... Как и все ветхозаветные жертвы, были прообразом той Голгофской жертвы Христа... Ни о каком замещении не может быть речи... Доказательством этому служит то, что до Христа, все и праведники и великие пророки сходили в ад... Т.е. втехозаветные жертвы не спасали... Заменить жертву Христа никто и ничто не может... Потому мы и говорим о подражательном искуплении...

Андрей / 13.03.2020 08:17

8. Ответ на 5, Олег В.:

Однако же, это не даёт никому право ставить его жертвенный подвиг наравне с подвигом самого Господа Иисуса Христа. Думается, что сам Николай II вряд ли бы посмел причислить свой подвиг к подвигу такого высокого, божественного РАНГА.

Разумеется, не надо приписывать кощунственные измышления группы монархистов не по разуму Святому Государю Страстотерпцу, которому никогда и в голову не могло придти ставить себя наравне со Спасителем. Это просто дико даже предположить и помыслить. Ни один человек, даже самые великие святые, не может быть поставлен наравне с Богочеловеком, со Спасителем, с Искупителем, с Сыном Божьим. Он был абсолютно безгрешен, Он был абсолютно совершенен, Он никогда не предавался плотским страстям, Он никогда не гневался. Да что там говорить, всех слов человеческих не хватит, чтобы описать Его. И потому сама мысль о том, что Его Искупительная Жертва на Голгофе оказалась неполной, что впоследствии разным народам потребовались местные национальные "искупители" в лице казнённых монархов, является еретической и исходит от врага рода человеческого. Поэтому когда нам говорят, что Царь Николай велик, то да, он велик, несомненно, но его величие перед величием Христа ничто.

7. Символ Веры

Все эти разговоры об "искупительной жертве", о "Царе-Искупителе" исходят из околоцерковных кругов, а не из самой Церкви. Церковь уже 20 лет назад дала оценку страданиям и подвигу нашего Государя, прославив Его и Его Семью как Святых Царственных Страстотерпцев. И для подавляющего большинства верующих воцерковлённых людей эта проблема закрыта. Но всегда найдётся небольшая группа тех, кто всегда всем вечно недовольны, кто всегда любит поучать священноначалие, обвинять и обличать его во всевозможных грехах. Вот эти-то люди и поднимают шум, утверждая, что Царь "недопрославлен", что он был "Искупителем" и т.д. и т.п. Если мы Православные Христиане не только на словах, но и на деле, то мы должны исходить из того, что вся наша Святая Православная Вера заключена в Символе Веры, в котором ничего не говорится ни о каком "Царе-Искупителе". А если кому-то хочется по своему хотению и усмотрению дополнить или изменить Символ Веры, если кто-то считает, что Его недостаточно для спасения, что требуется какие-то дополнительные условия,то это уже ересь.

6. Ответ на 3, Андрей:

Да в том то и дело, что есть проблема... Непонимание в обществе всё нарастает... Уже и многие иерархи говорят о царебожии, как о секте и настойчиво предлагают с этим бороться... Другими словами гонения на почитателей царя усиливаются, а вы говорите нет проблемы... И главное никто не хочет не в чём разбираться... сейчас и просто почитаешь царя, тебя уже царебожником называют... Наоборот, я считаю, нужно сейчас говорить об этом...

Вы правы. Нужно говорить об этом - это и есть главное - о духовных смыслах произошедшего с нами в 20 веке, а конкретно - о духовном падении России - отречении от Царя и от Бога и о подвиге нашего Государя, понимание подлинного духовного смысла святости которого закрыто от русского народа. Во-первых, мало есть кому об этом говорить, чтобы к этому прислушались и вызвало живой общественный отклик и, во-вторых, мало кому это интересно. А в-третьих - есть и заинтересованные и в противоположном - как в замалчивании, так и в искажении облика Государя. Наверно, пока об этом не заговорит, ну например сам Путин, как с конституцией, поправками к которой резко все озаботились. А тема это действительно важная - краеугольная я бы сказал, масштабная, глобальная, смысловая для России. Но история все равно вернет нас к этому вопросу, рано или поздно - Царя прославят как искупителя, но тогда, когда в России уж совсем плохо будет, по одному из пророчеств. Тогда и с терминологией разберутся, тогда многое откроется.

р.Б.Алексий / 12.03.2020 01:01

5. Всё дело в терминологии.

При чем здесь "христоподражательный подвиг" императора? В Ветхом Завете есть такое понятие, как "заместительная жертва", данное пророку Моисею Богом и, в последствии, нашедшее отражение в Пятикнижии. При принесении жертвы иудейские священники брали жертвенное животное и, помолившись над ним с возложением рук, переносили грехи народа на это животное, которого было принято называть "козлом отпущения", затем изгоняли его из стана в пустыню, где оно неизменно погибало. Господь Иисус Христос стал таким "жертвенным животным" - Агнцем Божьим, взявшим на Себя грехи мира. Сказать, что святой страстотерпец Николай II совершил христоподражательный подвиг, это сказать НИЧЕГО. Он стал по воле Божьей заменительной жертвой за грехи своего рода, царствующей династии и своего народа. За эту принесенную жертву, он и был прославлен Русской Православной Церковью. Однако же, это не даёт никому право ставить его жертвенный подвиг наравне с подвигом самого Господа Иисуса Христа. Думается, что сам Николай II вряд ли бы посмел причислить свой подвиг к подвигу такого высокого, божественного РАНГА. Нужно учиться различать понятие "подражательности", происходящего от своеволия и понятие "принесения жертвы" по воле Божией. Принёс ли себя император в жертву добровольно по воле Божьей или "подражательно" по собственной воле, не должно менять чьего-либо отношения к его страданиям, которые он и его августейшая семья претерпела Христа ради. Господь - Глава всем мученикам и каждому воздаст по мере его подвига и сие есть тайна Божья. Все остальные рассуждения - досужие домыслы, себе любимым в оправдание.

Олег В. / 10.03.2020 17:51
Андрей Столяров
Ещё раз об Искуплении
Нужен спокойный разговор о подвиге Царя-Мученика Николая
10.03.2020
Несколько слов о т.н. «царебожии»
Многие безапелляционно называют ересью некоторые особенности почитания Царя
21.01.2020
Все статьи Андрей Столяров
Последние комментарии
Православный социализм как русская идея
Новый комментарий от Русский танкист
05.04.2021 18:30
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Туляк
05.04.2021 18:25
Киев может «разморозить» конфликт на Донбассе
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.04.2021 17:44
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Олег В.
05.04.2021 17:41
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Советский недобиток
05.04.2021 17:40
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.04.2021 16:51
О национальной самодостаточности русского языка и призраке трансгуманизма
Новый комментарий от Советский недобиток
05.04.2021 16:40