Веруй, что все случающееся с нами,
до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью,
и тогда ты без смущения будешь переносить все,
находящее на тебя. (Прп. Авва Дорофей)
Наступил Великий пост. В это время, наверное, каждый христианин старается более углублённо вести духовную жизнь, каждый стремится заглянуть в себя, увидеть свои немощи, недостатки покаяться. Конечно, в эти дни и духовной литературы, святых отцов стараешься почитать побольше. Но, вот когда соберёшься осуществить на практике то, что прочёл в духовных книгах, ничего не получается.
Если решишь побольше помолиться то, не успев начать, рассеиваешься. Если попоститься построже захочешь, тоже самолюбие побеждает, а большинство людей даже и не хотят или не имеют возможности вести духовную жизнь, т.е. спасаться. Современные люди за редким исключением очень немощны. Надо признать, что ни молиться, ни поститься, ни бороться со своими страстями мы не можем.
Так какой же путь выбрать современному человеку, обременённому семейными заботами, работой? Как спастись? Есть ли он вообще такой путь?
Да, есть такой путь, он описан в Евангелии, для себя я давно избрал именно его. Это путь благоразумного разбойника! Помните его слова на кресте: «достойное приняли по делам нашим». Вот она дорога ко спасению – безропотное терпение всех тех скорбей и болезней, которые Господь на нас возлагает или, по другому сказать - несение креста своего. Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Три степени (духовной жизни) названы у святителя Иоанна Златоуста: не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть безропотно и с благодарностью находящие скорби».
С одной стороны это не так уж и легко, как кажется, а с другой, я думаю, нет ничего легче. Когда найдут на нас различные скорби, болезни, трудности нужно просто признать себя действительно достойным этих скорбей. Другими словами, смириться с ними и терпеть.
Есть такое понятие в христианстве как Промысел Божий. Когда Господь Сам ставит человека в такие условия, которые являются наиболее благоприятными для него, для его спасения. От человека требуется просто предать себя в Руки Божии, смириться с Его Промыслом о нас. Святитель Игнатий говорит: «Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения».
Мы редко задумываемся над тем, что вот именно сейчас, в данной ситуации Господь смотрит на нас, на наше сердце, что именно эта ситуация может стать для нас очень полезной, если мы приложим свою волю. Обычно у человека какое-то своё представление о том, когда надо смиряться, когда нет. А не вернее ли будет положиться в этом на Бога?
Можно привести массу примеров, как можно уподобиться благоразумному разбойнику в современной жизни. Допустим, едем мы в общественном транспорте, на дороге пробка, автобус переполнен, жара, все в верхней одежде. Конечно, условия невыносимые, когда и без того еле стоишь на ногах от усталости, после тяжёлого рабочего дня. И естественно все ругают про себя эту пробку и весь этот транспорт и т.д.
Но давайте посмотрим, изменится ли что-нибудь, если мы будем проклинать всё на свете? Для нашего тела, конечно, нет. Как стояли, так и будем стоять всю дорогу, легче не станет, но вот своей душе мы навредим. А что будет, если мы всё-таки решим смириться и по совету святых отцов начнём благодарить Бога за эти трудности? Сначала такая мысль кажется просто невероятной, как можно? Но стоит только начать и в скором времени ощутим в своей душе разительную перемену.
Вот совет Святителя Игнатия Брянчанинова из его письма:
«Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий, и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве, по наружности своей самом смиренном.
Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующие:
“Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!”
Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, - отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия: За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.(1 Сол. 5, 18.).»
Подумайте только какая красота, мы не можем понести никакой подвиг, а тут Господь Сам ставит нас в такие условия. Не нужно ничего специально делать, только благодарить Его… Бог Сам ведёт нас и спасает, хотя конечно смирить свою гордость очень нелегко. Я заметил, что человек всегда чего-то ждёт, чего-то непонятного, думает, вот с завтрашнего дня начну, или в следующий раз, но никак не сейчас, так вот мы и обманываем сами себя и время проходит, а кто знает, будет ли следующий раз.
Мне кажется, лучше всего помогает смириться со скорбями воспоминание о своих грехах, как и советуют многие святые отцы (1). У каждого человека наверняка есть такие грехи, за которые ему особенно тяжело на совести. Вот их-то, я думаю, и надо припомнить в первую очередь, чтобы действительно увидеть и почувствовать, что достойное приняли по делам нашим.
А потом можно перейти к рассмотрению и более мелких своих грехов и грехов, которыми мы "оскорбляем Бога" постоянно, каждое мгновение своего бытия (святые отцы, например, даже свои добродетели оплакивали как грехи). И тогда мы увидим, что та скорбь, которую Господь нам попускает в данный момент, как капля против океана наших беззаконий.
Но если Он видит, что мы смирились со своим крестом, что до конца предали себя Его Благой Воле, то, как мы веруем и надеемся, Бог Сам идёт человеку навстречу, как тот отец навстречу блудному сыну, Сам омывает его грехи, Своею Благодатию! «Распятый на кресте! - Говорит святитель Игнатий - Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий и получишь отпущение грехов твоих». Об этом свидетельствует и ответ, который Спаситель дал благоразумному разбойнику распятому вместе с Ним: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мною в раю".
Если так делать постоянно, то начинаешь уже почти любить эти самые трудности и скорби. А потом может быть, недалеко уже и до добровольного подвижничества.
Здесь я привёл один только реальный пример, на самом же деле таких моментов в нашей жизни всегда очень много, когда требуется смирение и терпение. Допустим, начальник на работе вас как-то оскорбил или отругал незаслуженно, или приходится работать при болезни, или сверхурочно, или (уж совсем, с чем нельзя смириться) зарплату задержали или урезали. У каждого в жизни, наверное, это свои трудности вполне понятные, т.е. другими словами свой крест. За который мы и будем благодарить Бога, помня, что выше сил человека Господь креста не даёт.
(1) Следует однако знать, что святые отцы запрещали слишком детальное воспоминание своих грехов. Чтобы через их воспоминание, снова не впасть в услаждение ими. Особенно это касается грехов плоти. Преподобный Варсонофий Великий говорит: "Воспоминание же грехов разумею не каждого порознь, чтобы иногда и через их припоминание враг не ввел нас в то же пленение, но достаточно лишь вспомнить, что мы виноваты во грехах".