Знаменитый «Манифест», написанный в XIX веке, начинается словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма…». Ниже по тексту: «Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские...». Потом там о пролетариях, коим кроме цепей терять нечего и о мире, который им светит, пустись они во все тяжкие революций.
XX век показал великое разнообразие вариантов развития данного «сюжета». Настал XXI век, а призрак всё жив. Люди трепещут лишь от воспоминаний о нём. Его знают и помнят. Его уже даже где-то видели. Он в шинели и с трубкой. Его имя шепчут в бреду и тревожно повторяют, ворочаясь во сне. Уже спорят, за что он возьмётся первым, если вернётся. Но когда вернётся? Ждут! Готовятся… А он ходит где-то незримый и смотрит в окна: дешёвые деревянные, в пластиковые, в те что подороже и в самые дорогие из дуба и бука морёные и лаком покрытые – ищет кого-то. Он знает кого... Он его сразу узнает! Теперь призрак коммунизма куда опытней, чем полтора века назад. Теперь он не совершит роковых ошибок. Он готов ужу вселиться в кого-то, но пока не нашёл в кого...
Нет, это не подражание Гоголю… Это анонимный пересказ поста Сергея Лукьяненко, которым на днях он буквально взорвал Рунет. По утверждению коллег Лукьяненко, он «произвёл нечто, сопоставимое по мощи со взрывом Кракатау», а потом жахнул вдогонку национальным вопросом... И пошло гулять по Сети цунами.
Знаете такого? Ну как же! Лукьяненко – известный фантаст-миллионщик, книгами которого, по подсчетам благодарных читателей, можно покрыть две трети земной суши. Ого-ого! Писа-а-атель, а значит «властитель дум», или лучше сказать «властелин» (так оно более в жанре). «Опасаетесь, что последовав за Писателем, народ сделает Революцию? – замечает в комментариях некто Астролог. – Правильно опасаетесь. Писатель в России всегда больше, чем писатель». Тут не поспоришь, а при нынешней обстановке, когда становится всё жарче, писатель оказывается просто опасен. «Идеи "социального возмездия" – размышляет в чате пользователь Константин, – тем, кто ныне благоденствует, жирует и жрёт в три горла, аки охреневший от безнаказанности Горыныч, всё сильнее овладевают массами...».
Сегодня писатель в политике – дело самое что ни на есть типическое. Да не просто писатель, а писатель-бунтарь, горлан-главарь. Хоть мы и перестали быть «самой читающей», но само слово «писатель» для русского человека – это уже кредит доверия, автоматически. Ну да вернёмся к начатой теме.
Итак, догадываетесь про кого писал наш писатель? Про какого такого «призрака»? Точно, про Сталина! Про кого же ещё? Когда падают рейтинги, Сталин – лучший способ их поднять. Нет, неплохо написал, скорее даже хорошо – как говорил Карлсон, привидение получилось «дикое, но симпатичное». Про Сталина вообще всё чаще «хорошо» теперь пишут. Замечали? Да, «кровавый», да «злодей», но общий пафос победно-революционный, такой что «за правду», по типу «Сталина на вас нет», или «бей буржуев – спасай Россию». Причина? Да просто любит этот русский народ Сталина, а чем глубже становится разрыв между бедными и богатыми – тем сильнее и любит. Закономерность такая выходит, арифметическая прогрессия. И размышляют люди обычно так, как например пользователь сети под ником Силип: «Дерьмократы и либерасты доведут мир снова до ручки, и все поймёте откуда берутся Сталины!» Так думают многие, очень многие…
Вот, желая понравиться народу и приходится «писателям» любить народных героев, тех, кто в рейтинге – и даже тогда, когда самому не шибко нравится, либо и вовсе тошнит. Что поделаешь? Политтехнология – наука такая. А иной раз дело просто словами не заканчивается – от усердия доходит до прямого подражания образу. Посмотрите хоть на Дугина… Мудрым пользователям сети и на этот счёт есть что сказать: «Кошмар в том, что вот-вот, уже сейчас народ действительно вызовет нового Сталина, но, увы, в эсэсовской форме». И тут в точку!
Не стану оценивать ни содержание, ни уж тем более художественную ценность энного опуса на тему «Сталин» в исполнении Лукьяненко (можете сами почитать) – суть в другом.
Ещё в 2004 фантаст написал пост на 5000 комментариев (тогда это была редкость) на тему «вы еще приползете проситься в Расею, давить хохлов, свиняча мова» и пр. и пр. Несло его тогда страшно, но Бендер был «в образе» и никто не мог его остановить. Тогда же, на украинской почве, и зародилась нежная дружба Лукьяненко с Прилепиным. Потом были совместные поездки в США и Индию… ездил с ними тогда ещё и Быков… да-да тот самый Зильбертруд, которого так пафосно и громогласно ненавидит великий писатель с русским именем Захар.
«Прилепин назвал статью Дмитрия Быкова «манифестом расизма»», «Прилепин обвинил Дмитрия Быкова в "обычном фашизме"», Прилепин в конце концов говорил о Быкове: «Этот человек – урод. Самый банальный и очень активный урод». Согласитесь, ну очень смело! Как он его безжалостно. А не так давно пивасик вроде вместе пили… странно. В своих недрах всемирная сеть хранит кадры, на которых Прилепин пиво пьёт уже с Навальным и Шаргуновым. Как так? Да вот так… обсуждают, как надо шатать власть и разрабатывают стратегию взаимодействия. Между тем Быков предлагал Навального в президенты! Вот сюжет.
Но наш народ не проведёшь! Читая комментарии к опусу Лукьяненко о призраке в шинели, радовалась, искренне радовалась политической подкованности, смелости и отменному юмору нашего неунывающего народа. Так, некто скрывшийся под ником Парадоксов друг замечает, что Прилепин – это как анти-Навальный. Но только не в том смысле, что Навальный «за американцев», а Прилепин «за русских». Ничуть не бывало. У Прилепина просто роль такая – быть обезьяной Навального. Ну, например, если Навальный скажет: «нам надо жить как в США», Прилепин обязан сказать: «Нам ни в коем случае не надо жить как в США». И с этим, в общем-то, глупо спорить. Не надо нам жить как в США – менталитет другой. Но надо понимать, что эта мысль для Прилепина не идущая от сердца, а получаемая простой инверсией высказывания Навального. Формула простая: if Navalny said «A», then Prilepin must say «NOTA». Если Навальный хочет ехать в Европу или США (хотя конечно сейчас это ему затруднительно), то Прилепин просто обязан поехать, скажем, в Луганск. Ну и т.д. Как говорится, ничего личного! Просто так за пивасиком придумали...
Аналогично с Быковым, который по сценарию создаёт инфоповод для Прилепина, на котором тот, как на постаменте, безопасно для себя демонстрирует свой брутальный гиперпатриотизм, ненависть к либерастам, или даже (о ужас!) «презрение к жидам». «Евреи должны быть благодарны Сталину, а вместо этого они развалили и разворовали страну» – заявляет русский мужик Прилепин. Ему даже ответили студенты-евреи из организации «Гилель». И после этого, скажете вы, он ещё жив? И правда чудеса. Одним словом, становится всё интереснее.
Быков, Прилепин, Лукьяненко, Навальный, Эдик Бояков, Дугин, рекламо-образы Охлобыстин, Сигал, Чичерина, а дальше боюсь уж и фамилии называть (сюрреализм какой-то). Что их всех связывает? Что за коллективное творчество? Авторы и одновременно исполнители одной политической пьесы, разыгрываемой исключительно для нас, «русияне», желают сорвать аплодисменты!
«Что тут вообще происходит, ребята? – вопрошает некто Серый волк. – Похищение либералами наших патриотических героев, идей и площадок? А не наподдать ли?»
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России