Как сообщалось, 23 февраля после тяжелой и продолжительной болезни скончался выдающийся патролог, историк, переводчик, профессор Сретенской духовной семинарии и Московской духовной академии Алексей Иванович Сидоров.
25 февраля в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской было совершено отпевание новопреставленного А.И. Сидорова, сообщает сайт Сретенской семинарии.
Гроб с телом почившего был привезен в храм обители накануне вечером, 24 февраля. В течение ночи совершалось чтение Псалтири. 25 февраля в соборе Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской была совершена ранняя Божественная литургия, после которой состоялось отпевание новопреставленного Алексия. А.И. Сидоров был погребен на кладбище Вознесенского Оршина монастыря в Тверской области.
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной историка и патролога А.И. Сидорова, сообщает Патриархия.ru. «Глубоко опечален известием о кончине профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова. Почивший принадлежал к плеяде старейших преподавателей Московских духовных школ. Более четверти века он трудился на ниве церковной истории и патрологии. Усилиями профессора Сидорова были переведены на русский язык и снабжены комментариями многие памятники святоотеческой мысли. Не одно поколение выпускников знает его и как талантливого педагога, стремившегося не только передать ученикам важные богословские истины, но и указать путь к их опытному усвоению и приобретению через это мудрости духовной», - пишет Патриарх.
«Алексей Иванович отошел ко Господу утром в воскресный день, когда во всех православных храмах за Божественной литургией читался отрывок из Евангелия, в котором Спаситель свидетельствовал, что лишь явившие милосердие и любовь к ближним наследуют Царствие Небесное. Почивший был действительно добрым христианином: он всегда стремился помочь обращавшимся к нему за советом и поддержкой, с участием относился к бедам и трудностям других людей. В нашей памяти он останется не только как выдающийся патролог и исследователь церковной истории, но и как человек замечательных душевных качеств, старавшийся соразмерять свою жизнь с евангельскими идеалами и ценностями. Щедрый и Человеколюбивый Бог да примет в объятия Отча новопреставленного раба Своего Алексия, простит ему всякое согрешение и водворит душу его в селения, идеже праведные упокояются», - заключил Его Святейшество.
О личности Алексея Ивановича Сидорова рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Православная Москва хоронит великого русского богослова и патролога Алексея Ивановича Сидорова, который скончался 23 февраля, в воскресенье. Откровенно говоря, для многих это было громом среди ясного неба. Было известно, что Алексей Иванович болел раком, в последний раз, когда я его видел, он выглядел достаточно больным, приехал в Сретенскую семинарию в сопровождении супруги, тем не менее, был бодр, утешал, говорил: «Потерпите, скоро все эти неустройства пройдут». И вот он предстоит Царю Небесному.
Алексея Ивановича Сидорова мельком я видел на Византийском конгрессе, затем пересекался на различных конференциях, в том числе на Рождественских чтениях, в ходе работы в Синодальной богословской комиссии в 2007-2008 гг. Поражала его удивительная целеустремленность, удивительное и глубокое знание святых отцов, светлость духа и жизнерадостность и, между тем, глубина. Это был человек глубокого духовного опыта.
Он после автокатастрофы, которую пережил в 2000-е годы, весьма исповедально говорил так: «Я раньше весьма легко относился к теории Оригена относительно всеобщего спасения, но, побывав там, в состоянии клинической смерти, я понял, что есть ад, что есть возмездие на том свете, и никакое всеобщее спасение на том свете невозможно».
Это был человек удивительной духовной глубины. Как вспоминает отец Вадим Леонов, Алексей Иванович Сидоров однажды стал весьма сосредоточенным, перестал есть мясо. Оказывается, смертельно заболел его внук. И Алексей Иванович взял на себя, по сути дела, монашеские обеты и вымолил своего внука.
Но, конечно, следует сказать о нем как о патрологе. В отличие от целого ряда начетнических, холодных и бездушных работ типа Дунаева или политиканствующих, достаточно политизированных трудов типа Лурье, направленных лишь на возбуждение полемики, но не на исцеление душ человеческих, Алексей Иванович был настоящим патрологом, настоящим наследником святых отцов. Его метод состоял в примирении отцов друг с другом и со Священным Писанием. Его метод состоял в согласовании, в объединении, а не в раздоре. Его метод состоял в отделении, в акцентировании у святых отцов всего того, что может послужить во благо, на спасение души. Я бы сказал, что его произведения продолжают средневековую и не только средневековую благочестивую традицию душеполезного чтения. При этом с научной точки зрения он был всегда корректен, он всегда стремился к выражению священности. Его удивительное любомудрие, его философия по Христу, - они выражались и в его ученых трудах. В жизни он успел создать достаточно много. И я надеюсь, что после его кончины мы с большим вниманием будем пересматривать, перечитывать его наследие. Вспоминаются слова Спасителя об Иоанне Крестителе: «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35).
Уходят представители старой гвардии, уходят настоящие богословы. И хотелось бы выразить соболезнования родным и близким покойного, да и всей Русской Православной Церкви, которая лишилась такого богослова, такого светильника. И помянуть раба Божиего Алексия в надежде, что Господь приведет его в Свои Небесные обители.