В мусульманском сообществе России предложили министерству юстиции РФ утвердить единый реестр экспертов-религиоведов, которые бы проводили для судов оценку исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма, сообщает РИА Новости.
«Утвердить реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, прошедших подготовку на профильной кафедре государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», - говорится в рекомендациях экспертного доклада «Вопросы соблюдения прав мусульман в России», который был представлен в четверг в МИА «Россия сегодня».
Доклад подготовлен под эгидой Духовного собрания мусульман (ДСМ) России при поддержке «Российской ассоциации защиты религиозной свободы».
Как разъяснил журналистам председатель ДСМ, муфтий Альбир Крганов, целесообразно создать «единый федеральный список экспертов-профессионалов» в религиозной сфере, который был бы «завизирован» Минюстом. «Речь не идет о том, что другим экспертам запретят (участвовать в экспертизах текстов – РНЛ). Просто должен быть список специалистов, мы должны знать этих людей по стране, в целом людей понимающих, которые могут дать развернутую, объективную информацию по этой проблематике», - сказал Крганов.
По его мнению, это бы позволило исключить непрофессионализм и предотвратить разжигание межнациональной и межрелигиозной розни со стороны привлекаемых судами экспертов.
Также в экспертном докладе содержится отдельное предложение Верховному суду РФ «направить в суды рекомендации о необходимости привлечения авторитетных представителей централизованных и образовательных мусульманских организаций, экспертов по исламскому праву для оценки исламской литературы на предмет наличия признаков экстремизма».
Ранее руководитель Духовного управления мусульман Ставропольского края муфтий Мухаммад Рахимов назвал «болезнью российской правовой системы» тот факт, что «мнение об исламских священных текстах выдают несведущие люди, у которых нет соответствующей квалификации, а право налагать всероссийский запрет на книги отдано районным судам». По его словам, зачастую «спрашивают у каких-то людей, у которых нет образования, ни филологического, ни духовного», и со слов этих экспертов запрещается литература.
В частности, 17 сентября 2013 года Октябрьский районный суд Новороссийска принял решение о запрете «Смыслового перевода Корана на русский язык» азербайджанского ученого Эльмира Кулиева, изданного в 2002 году в Саудовской Аравии. На решение суда были поданы четыре жалобы — адвоката Мурада Мусаева (представителя Кулиева), адвоката из Саратова Равиля Тугушева, муфтия Адыгеи и Краснодарского края Аскарбия Карданова и группы мусульман Саратовской области. Спустя три месяца решение райсуда было отменено Краснодарским краевым судом.
Авторы доклада также напоминают, что 12 августа 2015 года Южно-Сахалинский городской суд признал экстремистским изданием книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе», которая состоит из перевода аятов Корана и изречений, приписываемых пророку Мухаммаду. Копия решения суда была распространена 8 сентября в интернете и вызвала широкое недовольство мусульман в России. Глава Чечни Рамзан Кадыров подал жалобу на судебное решение, по результатам рассмотрения которой 5 ноября Сахалинский облсуд отменил решение суда первой инстанции.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя Совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России Роман Анатольевич Силантьев:
Идея во многом разумная, но дело в том, что у нас по закону любой человек с необходимой квалификацией может выступать экспертом. Ведь наше государство не составляет реестр криминологов или лингвистов. Оно просто выдвигает к ним определенные требования, такие как наличие профильного образования или повышение соответствующей квалификации, определенный опыт работы. В некоторых случаях требуется дополнительная квалификация судебного эксперта, которая позволяет выступать на суде. Поэтому делать исключение только для религиоведов, я думаю, никто не будет. Тогда надо утверждать соответствующим образом всех экспертов.
Например, у нас в Рособрнадзоре есть эксперты, которые занимаются аккредитацией учебных заведений. Там есть свой реестр, он идёт по линии Рособрнадзора, но это уже другая история. Поэтому такой реестр потребует серьезного изменения подхода, причём опять-таки во всех сферах. Мне кажется, что перспектив здесь мало.
Реестр религиоведов-экспертов сделать можно, но он будет носить рекомендательный характер, что немедленно повлечет создание реестра иных экспертов. Просто будет сложно объяснить, почему именно для религиоведов сделано такое исключение. Будет напрашиваться вопрос — почему у них есть свой реестр? Почему люди, которые не попали в этот реестр, не могут заниматься этой деятельностью? К примеру, у криминологов такого реестра нет. Получается, это вопрос чисто формальный.
У нас осталось немного кафедр, специалистов не хватает, в некоторых регионах их нет вообще, а те, кто есть, сильно загружены работой. Среди них оказываются историки, философы, социологи, начинают подтягиваться теологи, которых тоже исключать из этого перечня нельзя. Конечно, один РАНХиГС и одна кафедра не покроют всех запросов. Когда-то это был главный центр подготовки религиоведов. Там повышали квалификацию люди из регионов, но этого не хватит. Нужны сотни специалистов такого типа, и понятно, что одна кафедра сотни специалистов не подготовит даже за несколько лет.
Я считаю, что можно сделать список экспертов, которые были бы рекомендованы солидарно мнению мусульманского духовенства. Может быть, это немного выправило бы ситуацию, потому что есть люди, которые заведомо пишут экспертизы в пользу экстремистов и террористов, и этих людей мы знаем. Такой чёрный список тоже можно создавать параллельно. Подобный реестр будет иметь рекомендательный характер, т.к. делать его обязательным на данный момент возможности нет.