С самого времени принятия Русью христианства сложилась в нашем народе неукоснительная традиция не работать в воскресные дни и церковные праздники. 70 лет советского безбожия отчасти пошатнули эту традицию, а отчасти даже усилили. Часть народа работает, когда хочет, а другая, часто даже не будучи воцерковленной, старается ее строго блюсти. Сейчас отдельные «чадолюбивые» священники стараются всех научить, что ничего особо страшного в работе в церковные праздники нет. Они говорят, что надо четко разделять праздник и работу и просто их не смешивать. Попраздновал с утра, с обеда, если надо, работай. Всех же, кто настаивает на строгости, они обвиняют в наложении на людей фарисейских бремен неудобоносимых.
Мы вот, глядя на Декалог, задаёмся вопросом - зачем они это делают? Ведь любому грамотному человеку ясно, что не все так просто, а если бы все так просто было, то Бог милосердный так бы и сказал: «До обеда праздник святи, после обеда ближним на хозяйстве послужи». Мало того, что Он так не сказал, так еще и практика жизни во Христе дает нам немало примеров, противоречащих таковому вот либеральному подходу и к Святости седьмого дня, и к святости церковных праздников.
Вот наш, один из бесконечного множества, пример. Был это 1995 год. Шла по деревне Барки похоронная процессия, которая хоронила сына нашей прихожанки, Сашу Язикова. Мимо процессии скоренько прошла женщина (имя ее мне известно). Она спешила на работу. Прошла и прошла, но когда похороны вышли на перекрёсток, то всем открылась картина смертельной автоаварии. Какой-то военный дяденька сбил ту самую женщину. Сбил насмерть. Каждый в процессии подумал свое об этом, но самое ужасное произошло на следующий день, когда история этой погибшей раскрылась шире.
Дело в том, что гибель ее случилась в попразднество Благовещения, а в сам праздник погибшая занималась стиркой, уборкой дома и усадьбы. Вот как раз за этим занятием ее и застала свекровь, которая сразу попыталась остановить эту «труженицу» словами увещевания, что дескать работать в такой день грех. На что невестка ей ответила: «Другого времени нет. Работать надо. Работа не грех. БОГ МНЕ В ЛОБ НЕ ДАСТ». Так ее свекровь и не вразумила. А на следующий день случилось то, что случилось. Когда эта весть мгновенно распространилась по деревне, то холод страха объял всех наших сельских обывателей и говорили об этом с назиданием еще очень долго.
Вот вроде бы внешне и правы батюшки, «облегчающие» суровость исполнения закона Божьего о святых праздниках и субботе, а Бог берет и открывает нам все в несколько ином измерении, а это измерение настаивает на строгости и однозначности. Получается, что Богу Богово и именно в Его время, в остальное делай в свое время прочее и никак иначе. Могут ли быть исключения? Могут, и Господь отчетливо обозначает их круг в примере: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Но отменяют ли эти исключения строгость закона? Нет!
Говоря об этом, надо признать и то, что сама наша жизнь очень часто сталкивает нас с необходимостью работать в Воскресенье и в дни Церковных праздников. Ну нет времени в рабочие дни и все! Поневоле почувствуешь себя фарисеем. Как жить с этим? Но чаще всего это от неорганизованности нашего дня. А если нет? То, по свидетельству отцов Церкви, на такое правдивое «нет» у Бога и суда нет. Но стараться надо даже через «не могу».
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии