Президенту задали вопрос о системе господдержки сельхозмашиностроения и программе 1432. Я благодарен журналистке Марине Севостьяновой из издательского дома «Светич» за то, что она озвучила проблему.
Наверное, многие слышали, что в уходящем году программа поддержки отрасли подвергалась пересмотру: звучал ряд заявлений о ее отмене, и в ситуацию приходилось вмешиваться то председателю правительства, то самому Президенту.
Из-за сложившейся нервной обстановки отрасль лихорадило, некоторые заводы приостанавливали свою работу, в частности Ростсельмаш два месяца был в простое.
Так или иначе, программа 1432 пока действует. Но на следующий год ее финансирование сокращено в четыре раза (!), а правила предоставления субсидий пересматриваются и до сих пор не утверждены. Насколько мне известно, в проектах по корректировке программы усложняются правила получения поддержки, и этими мерами смогут пользоваться не все российские производители сельхозтехники.
Президент предложил активнее использовать инструмент лизинга. Нам уже год говорят про эти механизмы, но как именно они будут работать, мы не знаем. Не буду спорить, возможно, сама по себе система лизинга эффективна, но всегда можно сделать так, что она не будет работать.
Марина в своем вопросе выразила всеобщую обеспокоенность руководителей отраслевых предприятий. Надеюсь, внимание к этой теме послужит тому, что меры поддержки, если и будут переформатированы, то останутся эффективными. Если этого не будет, вероятность чего немаленькая, будем вновь беспокоить Президента. По крайней мере, он знает о проблеме и следит за ситуацией.
Обратил Глава государства внимание и на российско-белорусские торговые отношения в части сельхозмашиностроения – напомнил белорусскому журналисту об отсутствии доступа продукции Ростсельмаша к рынку Белоруссии.
Действительно, порядка 15 лет рынок Белоруссии для комбайнов Ростсельмаша и других предприятий остается закрытым по политическим причинам. При этом их производители активно осваивают рынок России. Такая односторонняя интеграция не может привести к взаимному успеху. Это искажает конкуренцию, делает ее непрозрачной, не стимулирует предприятия вкладывать в модернизацию и в новые технологии. Торговля сельхозмашинами должна работать по единым правилам – я так понял Президента. Важно, что и эта не менее острая проблема была озвучена. Думаю, публичность приведет к решению многих вопросов отраслевого взаимодействия, и экономическая интеграция между нашими странами пойдет по более четким и понятным правилам. Уверен, от этого выиграют обе стороны.
К другим вопросам. Президент назвал патриотизм единственно возможной идеологией современного общества. Рад этому заявлению. Но важно, чтобы эта идея работала и в экономической сфере. Не борьба с инфляцией любой ценой, не членство в ВТО, не вывод денег из страны, а инвестиции в Россию и дешевые кредиты нашим производителям и потребителям. Ведь денежно-кредитная политика тоже должна быть патриотичной, чтобы наша экономика развивалась, и уровень жизни людей рос. Нужно вести не только внешнюю политику таким образом, но и экономическую – может быть, это даже более важно.
Константин Анатольевич Бабкин, основатель Московского экономического форума, лидер Партии дела