28 ноября на 86 году жизни скончался известный художник-монументалист, реставратор Алексей Валерьевич Артемьев. 1 декабря состоялось отпевание и похороны новопреставленного раба Божия Алексия. Отпевал его сонм священников.
Редакция «Русской народной линии» выражает глубокие соболезнования родным, близким, коллегам покойного. Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Божиего Алексия в селениях праведных.
«Алексей Валерьевич Артемьев – удивительная личность, настоящее явление русской культуры, прекрасный художник-монументалист, иконописец, писатель. Возрождение Русской Православной Церкви стало возможным благодаря подвигу новомучеников и исповедников Российских. Но мы должны понимать, что это возрождение состоялось и благодаря таким русским людям, как Алексей Валерьевич» (публицист, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Александрович Саулкин).
Своими воспоминания о покойном делится председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов:
Только сегодня узнал о кончине Алексея Валерьевича, и, как обычно, первое чувство - жалости, что не встретился, не побеседовал, не записал с ним интервью. Хотя, слава Богу, удалось записать Алексея Валерьевича для рубрики «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать». Записывали в храме Большое Вознесение, возвращение которого Церкви произошло в том числе и при его участии. Здесь он занимался и реставрационными работами. Это было в 2017 году.
А потом уже после записи мы еще долго говорили. Алексей Валерьевич вдруг начал вспоминать какие-то удивительные подробности о возрождении русского искусства в 1960-е годы, рассказывал о своём сотрудничестве с Ильёй Сергеевичем Глазуновым. Да так живо, с разными, в том числе курьёзными, подробностями, что мне оставалось только жалеть, что камеры уже нет. И надеяться еще раз записать беседу с ним... Не сложилось.
Виктор Саулкин сказал, что А.В.Артемьев - это явление русской культуры. А я бы еще добавил - и русской жизни. Это был настоящий русский характер, это был лучший представитель русского народа. Благодаря таким людям русские и пользуются заслуженным уважением и авторитетом у других народов.
Он никогда не выпячивался, никогда не выставлял себя, предпочитал оставаться в тени, как и подобает подлинно русскому православному человеку. Алексей Валерьевич, можно сказать, являл собой живое воплощение слов Псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113: 9). И вот это качество характера как-то сразу располагало к нему.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3) - первая заповедь блаженства. Наверное, потому первая, что самая трудно достижимая. Каждый христианин стремится в своей жизни стяжать хоть толику блаженной нищеты духовной, начиная хотя бы с навыка непревозношения. Алексей Валерьевич далеко продвинулся на этом пути. Нам бы всем так.
Но вот теперь тот, с которого можно было брать пример, отошёл в Мир иной. И нам, остающимся тут, на земле, будет не хватать общения с ним. Научения у него.
Помолимся, отцы, братия и сестры, об упокоении его души. Упокой, Господи, душу раба Твоего Алексия, прости его прегрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное!
Краткая биография: Алексей Валерьевич Артемьев родился в Москве 6 октября 1934 года.
В 1957 окончил Строгановское художественное училище, а в 1961 вступил в Союз художников.
В к. 60-х активно включился в общественное движение за сохранение культурного наследия. В это время на всех уровнях Союза художников (Москвы, Московской обл., РСФСР) были созданы комиссии по охране памятников истории и культуры.
Наиболее активно и постоянно в работе этих комиссий участвовали художники А.А. Коробов, В.Ф. Володин, Н.А. Пластов, А.П. Горский, С.С. Чехов, А.С. Трофимов. С.М. Харламов, Е.Г. Казарянц. Особую роль играл И.С. Глазунов, хотя он действовал независимо от Союза художников, а иногда и вразрез ему. Артемьев играл как бы посредническую роль между ним и комиссиями Союза.
Это движение в ту пору объединяло патриотические силы Москвы и в рамках легальности имело явную оппозиционно-идеологическую подоплеку.
В к. 70-х—н. 80-х в недрах Союза художников в Комбинате монументально-декоративного искусства Артемьев вместе с И.А. Бочковой и художницей Н.Н. Шабалиной по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) организовали православный семинар, который сыграл заметную роль в общественной жизни Москвы, хотя и не получил широкой огласки.
Каждую неделю в течение примерно 7 лет на семинаре читались лекции по святоотеческой литературе, церковной культуре и истории, на которые приглашались писатели и историки, такие как М.Ф. Антонов, В.Н. Сергеев, В.И. Карпец, П.Г. Паламарчук, А.И. Рогов, В.В. Нарциссов, Н.К. Гаврюшин, С.С. Аверинцев, прот. Лев Лебедев и Александр Марченко. Лекторы оплачивались из средств месткома Комбината через общество «Знание». Семинар посещал довольно постоянный состав, человек 50-60 собиравшихся со всей Москвы.
Семинар прекратил существование после того, как его участники разошлись по открывающимся приходам, причём многие из них стали священнослужителями.
В 80-е Артемьев выступал с лекциями с демонстрацией слайдов по церковному искусству и истории на крупных предприятиях Москвы и в Домах культуры, которые вызывали бурную реакцию собравшихся.
На вечере Патриотического историко-литературного объединения «Память» 4 окт. 1985 были впервые показаны для огромной аудитории сохраненные Артемьевым кадры разрушения храма Христа Спасителя и впервые прозвучало требование восстановить святыню.
В течение всей своей жизни, начиная с 1958 года, Артемьев занимался церковной живописью. Им расписаны многие храмы Москвы и Подмосковья.
Он участвовал в воссоздании живописи храма Христа Спасителя.