28 ноября 2019 года исполняется 104 года со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915–1979), поэта-фронтовика, запечатлевшего войну сначала в газетных репортажах и стихах, а позже и в суровой военной прозе. В самую трудную первую фронтовую зиму он подарил своему народу стихотворение «Жди меня», которое позднее назовут «солдатской молитвой».
В фонде Президентской библиотеки представлены сборники его произведений времён Великой Отечественной войны: «Стихи 1941 года», записки военного корреспондента «От Черного до Баренцева моря», прозаическое произведение «Орден Ленина» (1945), поэма «Сын артиллериста», пьеса «Русские люди», а также фронтовые очерки и рассказы о войне, сообщает пресс-служба библиотеки.
Тема армии присутствует уже в ранних произведениях начинающего автора. Это во многом связано с его происхождением: Константин Симонов (Кирилл – имя, данное при рождении) родился в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы Гражданской войны. В 1919 году мать с сыном переехали в Рязань, где она вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии Александра Григорьевича Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим, оказав сильное влияние на его принципы и привычки, привил любовь к армии, о которой Константин писал не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности. Он хотел понять и объяснить все драматические перипетии, связанные с войной, военной службой и служением Родине.
Война для Симонова началась не в 1941 году, а в 1939-м, когда он был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол. Оттуда он привез цикл стихов, получивших позднее всесоюзную известность, где поднималась тема долга воина перед своей Родиной и своим народом.
Уже 24 июня 1941 года, на второй день после начала Великой Отечественной войны, Симонов выехал в расположение 3-ей армии в район Гродно для работы в газете «Боевое знамя». Затем был назначен военным корреспондентом в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно посылая как нештатный корреспондент военные корреспонденции в «Известия». Затем до конца войны работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», куда отправлял стихи, очерки, статьи со всех фронтов, на которых довелось воевать. «Он сам идёт в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз. <…> Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди», – писал поэт Николай Тихонов.
«Жди меня» – это стихотворение, написанное в августе 1941-го и опубликованное в «Правде» в 1942 году, стало событием в жизни нашего народа. Его переписывали от руки и посылали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно явно выходило за рамки поэзии, став своего рода оберегом, мостом между жизнью и смертью, который поддерживала вера в лучшее. В этом стихотворении 26-летний поэт предсказал, что война будет долгой и жестокой и что человек сильнее войны.
Военная беллетристика Симонова – это честная мужская проза, схожая с фронтовыми романами Хемингуэя. Писателя можно назвать первооткрывателем таких тем, как «русский характер», «живые и мёртвые», где без прикрас показано столкновение глубоких и совестливых людей с холодными «винтиками» военной машины.
Масштабная правда в трилогии о войне «Живые и мёртвые» стала откровением для 60-х годов прошлого века. Опираясь на точное знание фронтовых реалий, автор романа подверг сомнению правомерность некоторых военных операций 41-го и 42-го годов. Он одним из первых обнародовал непоправимые последствия предвоенных репрессий в судьбе армии. Показал, как тяжело отзывается на солдатах опьянение властью, отсутствие в сознании высших армейских чинов гуманистических понятий о цене победы. Война Симонова объёмна, он видит её с разных точек и ракурсов – от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла.
Четыре года войны определили сорок лет литературной деятельности Симонова. Лучше всех об этом скажет он сам в одном из фронтовых стихотворений 1942 года: «Когда ты по свистку, по знаку, /Встав на растоптанном снегу, /Готовясь броситься в атаку, /Винтовку вскинул на бегу, /Осталась только сила ветра, /И грузный шаг по целине, /И те последних тридцать метров, /где жизнь со смертью наравне!».
Все последующие годы Константин Симонов в памяти заново переживал военные эпизоды, в которых ему доводилось участвовать, и, конечно, не раз в своих снах проходил «те последние тридцать метров, где жизнь со смертью наравне!».