20 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения Валерия Михайловича Ивченко, с которым меня связывает почти 20-летняя дружба. Он живет неподалеку от Музея Достоевского, где мы и познакомились.
Как верующий человек он с большим уважением относится к моему сану и никогда не отказывал в просьбах о выступлениях.
Наше знакомство переросло в творческое сотрудничество, кода я стал проводить Таисиинские вечера-концерты в БДТ. Он участвовал во многих из них, каждый раз готовя новую программу для выступления.
В этом году он поддержал Иоанновские фестивали в Кронштадте, выступив на фестивале 14 июня в садике Музея с чтением стихов Пушкина и книги Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Валерий Михайлович пригласил меня на спектакль по Достоевскому «Кроткая» на Каменноостровской сцене БДТ в свой юбилей.
Сразу скажу, что это было для меня одно из самых больших театральных впечатлений за последние годы, хотя по понятным причинам я в театре теперь бываю крайне редко.
Моноспектакль - один из самых трудных жанров в актерском искусстве, если не самый трудный, потому что актер на сцене находится один, воплощает несколько образов и ему нужно держать внимание зрителя, и у него нет пауз между репликами, ухода за кулисы, он весь как на ладони перед зрителем. Немногие актеры способны на такое виртуозное мастерство.
Но в прошлом году Ивченко решился поставить именно такой спектакль, причем по самому сложному писателю на земле - Достоевскому - и одному из самых сложных его произведений. В спектакле, который длится три часа, да еще с двумя перерывами, Ивченко выступил как актер и режиссер в одном лице. Постановка выдержана в стиле декорационного минимализма: на сцене только старая кровать и высоко висит икона. Сам актер выступает в нижнем белом белье, одевая иногда прямо на него мундир офицера. И больше ничего. И тем большее впечатление производит спектакль. Нужно видеть.
После спектакля я поблагодарил мастера за настоящего Достоевского. В наш век интертрепаций классиков, когда их по совету Маяковского уже не сбрасывают с парохода современности, а всего-навсего заставляют плясать на этом самом пароходе какой-то канкан, Ивченко показал Достоевского с предельным уважением к тексту, не изменив ни одного писательского слова, даже названия глав выводил на заднике сцены в старой орфографии с твердыми знаками в конце слов. Казалось, что Достоевский написал свой «фантастический рассказ» именно для Ивченко.
Три часа спектакля пролетели как пять минуть. Каждое слово актера легло на душу. Его шепот гремел в сердце. Это были три часа мощной энергии, открытых чувств, глубоких мыслей, - и это все в 80 лет. Хотя я давно знаю Валерия Михайловича, но вчера впервые увидел его во весь рост.
Одним словом, великий актер воплотил образы великого писателя.
С днем рождения, дорогой Валерий Михайлович. Многая Вам лета!
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино