Главный путь оригинальной русско-славянской цивилизационной философии

К выходу книги «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский. Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода "России и Европы"»

Философия – цивилизационная мировоззренческая оптика человека и общества, позволяющая формировать видение мира и себя. Создадим ли мы свою цивилизационную философию, отличающуюся от западной? Или будем питаться её вторичными отходами и своими воспоминаниями? («Тварь и я дрожащая, или право имею?..») Русская мировоззренческая мысль сегодня переживает кризис некоего «топтания на месте» на фоне общего идейного кризиса в мире, несмотря на большой объем плодотворных работ по восстановлению историко-философского наследия русских философов и богословов XIX-XX веков. Причин топтания много, они хорошо известны. Но вопрос в другом – в наличии положительной философии, имеющей прямой доступ к на нашей «существенности»: устройству личности и общества. В наличии новаторского корпуса мало внятно изложенных идей и учений, которые могут считаться своими.

В октябре в издательстве «Книжный мир» вышла моя книга «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский». Первая часть - теоретический философский очерк о русской цивилизационной философии как персонализме. Я попытался в рамках сжатого очерка выделить то направление, которое является основным посланием русской философии, и присуще большинству русских философов и мыслителей. Это метафизика персонализма как личностного устройства всех элементов мира, «субстанциальных деятелей» (Н.О. Лосский).

Нередко главной оригинальной основой русской мысли считается историософия. Но это не совсем так, – взгляд на историософию как главное направление недостаточен. Русская цивилизационная философия лежит на трёх основных «китах» (на самом деле, их больше, но не столь крупных): 1) христианская метафизика персонализма, которая занимает место учения о бытии в западном философском мейнстриме; 2) духовная антропология, учение о человеке; 3) историософия локальных цивилизаций и особого пути России и Восточной Европы.

Все «три кита» взаимосвязаны, поддерживают друг друга. Главной глубоко личной мотивацией философствования и исходной точной мышления русских философов является духовная антропология, которая отчасти включает и психологию, имеющую для русских метафизическое значение, как верно заметил современный специалист по русскому персонализму М.А. Прасолов. Теория цивилизаций основывается на персонализме – на оригинальности типов человека и культуры как первичной данности истории, которые суть единичные субъекты с духовной основой, из которой и производится культура.

Главная роль в русской цивилизационной философии, на мой взгляд, принадлежит соборному персонализму в силу его сверхонтологической роли, преодолевающую западную онтологию как учение об объективированном мире идей или мире материи (или того и другого, как в марксизме), и выходящему напрямую на предпосылки религий и духовного опыта, предшествующих или внешних к западной философии. Персонализм, тем не менее, утверждает реальность всех частей мира, включая и идеи.

Персонализм, как направление мысли, как и вообще вся философия, оформился в западной мировоззренческой традиции, и был оттуда заимствован русскими. Однако в западной философии он занимал позицию анти-мейнстрима, противостоящего набирающему силу западному рационализму, материализму и атеизму, объективному идеализму (в том числе, платоновско-гегелевского типа) и, а также субъективизму, софистике и релятивизму, постмодернизму. В русской же философии персонализм с середины XIX века сразу занял и до конца, в эмиграции, удерживал главное место. Этот тезис не означает, что русские, как и другие народы, не были изначальными стихийными персоналистами до всякой западной философии (о чём говорил о П. Флоренский в «Общечеловеческих корнях идеализма»).

Наиболее показательными, глубоки и зрелыми фигурами метафизики русского персонализма, на мой взгляд, и взгляд ряда современных авторов, являются Н.О. Лосский и о.П. Флоренский. Хотя русские философы персоналисты в разные периоды недолгой истории русской философии исчисляются десятками, среди которых есть условно не менее «равновеликие» данным мыслителям, например, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев (что тоже показательно с точки зрения роли персонализма в русской мысли).

Многие философы, не создав своей персоналистской метафизики, развивали личностное мышление, которое связано с персоналистской картиной мира, и противостоит мышлению объективистскому и субъективистско-софистическому.

Соборно-персоналистская картина мира и личностное мышления - основа русской метафизики, - в отличие от западного философского мейнстрима, основанного на онтологии, объективизме и рационализме, превращении мира в систему объектов. Особенность русского персонализма по сравнению с западным, - это его соборный, общинный характер, когда личности и монады объединяются в целостные сверхличностные коллективные структуры, сохраняя при этом индивидуальность и свободу воли, прозрачность для других. Без соборной картины персонализм не может дать объяснения мира с личностной позиции. То есть персонализм как целостное мировоззрение возможен лишь как органический, иерархический, коллективный. По крайней мере, с позиции русских философов.

Вместе с тем, все субстанциальные деятели и их иерархические комплексы в обществе и природе - это единичные духовные субъекты, если смотреть на них с духовной «изнанки» мира. Без персонализма трудно представить Христианство, равно как различные религии. Бог создал весь мир, и не только человека, по подобию личности. То есть все элементы мира личностны, даже простейшие элементы, имеют свойства личностей, связанные с их духовной субстанцией.

Без метафизики персонализма сложно построить теорию цивилизаций. В свою очередь, русски й, да и любой персонализм, как противостояние западному мейнстриму, не понятен вне цивилизационной теории, и критики западной цивилизации, её рационалистически-властного человеческого и культурного типа, а также альтернативной ей славянской цивилизации, основывающейся на религиозном и социальном персонализме.

Вторая часть книги – подробная статья «Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода «России и Европы». Она призвана раскрыть другую составную части русской цивилизационной философии, в которой теория Данилевского и его концепция славянской цивилизации является ценнейшим и непревзойдённым вкладом, - на фоне других направлений и работ по нашей цивилизационной идентификации, таких как: западничество, евразийство, византизм, социализм-советизм, гиперборейство, государство-цивилизация-остров Россия. В целом они не верны, так как исходят из внешней, заимствованной идентификации нашей цивилизации, а не из её внутреннего «Я» и типа человека, хотя и отражают некоторые важные моменты русской цивилизации.

Я считаю, что цивилизация – это крупный тип человека и общества, которая понятна лишь в персоналистской картине мира. Я противник западного термина «идентичность», считая, что вместо него корректно употреблять термин «личность» и «тип личности», которая связана с обществом и типом общества, с внешней социальной оболочкой личности. «Идентичность» – замена личности набором черт. В персоналистской оптике культура, ценности, «коды» (непонятно, что это такое) являются хотя и важными, но второстепенными, так как заимствуются и меняются. Личность нельзя понимать как самосознание, - она сверхрациональна.

Архаичность и фундаментализм персонализма переворачивают оптику современного человека, привыкшего видеть только мир объектов и технологий и превратившего саму философию в технологию формирования такого мира и человека.

Если говорить о политико-идеологической направленности всех «трёх китов» русской цивилизационной философии «серебряного века» и предыдущего поколения (персонализм, антропология, историософия), то все их следует понимать как революционный консерватизм или консервативно-революционное, революционно-фундаменталистское мировоззрение, ориентированное на торжествующую архаику, фундамент, в новых условиях XX века, о чём свидетельствуют произведения и судьбы крупнейших авторов, оказавшихся на перевале между революцией и охранительством, носивших характер западных идейных псевдоморфоз (синодальная и бюрократическая система и марксизм) и не вписавшиеся ни в то, ни в другое, в чём и состоят истоки личной и коллективной трагедии русской философии.

Это не значит, что русская философия противостоит науке и технике. Наоборот, она может революционизировать её, как, например, исходивший из персонализма русский космизм революционизировал технику воздухоплавания и изучение Вселенной. Но очевидно, что персонализм противоречит Просвещению (начиная, с Платона) и линии западного рационалистского прогресса, противоречит самой рационализированной личности западного индивидуалиста. Персонализм – реальная философская альтернатива идеологии машинизации и чипизации человека и общества, превращение их в мегамашину для «рационального устройства мира».

В последние десятилетия работ по русскому персонализму много, их поток растёт. Я постарался создать идейный фокус из них. Личностная соборность, идея осевой базовой личности индивидуал-коллективистского типа, соборная личностная картина мира – это и есть то, что может быть названо «русской идеей», если такое понятие уместно и возможно, поскольку в основе её мировоззрения лежит личность, а не идея, вторичная по отношению к личности. Она может стать основой русской цивилизационной философии будущего, которая преодолеет зависимость от западных философских предпосылок и станет визитной карточкой русской философии в мире.

Это книга для широкого круга читателей, своего рода вход в дискуссию, который, вероятно, будет интересен для специалистов.

Презентация книги, которую планирую провести в форме свободного обмена мнениями, состоится 6 декабря 2019 года в 19.00 в «Библио Глобусе» в Москве.

Сергей Дмитриевич Баранов, политический социолог, этносоциолог, философ, кандидат социологических наук, Москва

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Баранов:
Главный путь оригинальной русско-славянской цивилизационной философии
К выходу книги «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский. Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода "России и Европы"»
19.11.2019
К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
Ограничить разрастание, миграцию, мультикультурность – обеспечить будущее столицы
30.08.2018
Миграционная ситуация в России: движение и угрозы
Доклад для Института национальной стратегии (ИНС)
23.08.2018
Цивилизационный проект русского народа
Выступление Сергея Баранова на Пятых Калязинских чтениях
22.02.2018
Все статьи автора
Последние комментарии