Главный путь оригинальной русско-славянской цивилизационной философии

К выходу книги «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский. Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода "России и Европы"»

Философия – цивилизационная мировоззренческая оптика человека и общества, позволяющая формировать видение мира и себя. Создадим ли мы свою цивилизационную философию, отличающуюся от западной? Или будем питаться её вторичными отходами и своими воспоминаниями? («Тварь и я дрожащая, или право имею?..») Русская мировоззренческая мысль сегодня переживает кризис некоего «топтания на месте» на фоне общего идейного кризиса в мире, несмотря на большой объем плодотворных работ по восстановлению историко-философского наследия русских философов и богословов XIX-XX веков. Причин топтания много, они хорошо известны. Но вопрос в другом – в наличии положительной философии, имеющей прямой доступ к на нашей «существенности»: устройству личности и общества. В наличии новаторского корпуса мало внятно изложенных идей и учений, которые могут считаться своими.

В октябре в издательстве «Книжный мир» вышла моя книга «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский». Первая часть - теоретический философский очерк о русской цивилизационной философии как персонализме. Я попытался в рамках сжатого очерка выделить то направление, которое является основным посланием русской философии, и присуще большинству русских философов и мыслителей. Это метафизика персонализма как личностного устройства всех элементов мира, «субстанциальных деятелей» (Н.О. Лосский).

Нередко главной оригинальной основой русской мысли считается историософия. Но это не совсем так, – взгляд на историософию как главное направление недостаточен. Русская цивилизационная философия лежит на трёх основных «китах» (на самом деле, их больше, но не столь крупных): 1) христианская метафизика персонализма, которая занимает место учения о бытии в западном философском мейнстриме; 2) духовная антропология, учение о человеке; 3) историософия локальных цивилизаций и особого пути России и Восточной Европы.

Все «три кита» взаимосвязаны, поддерживают друг друга. Главной глубоко личной мотивацией философствования и исходной точной мышления русских философов является духовная антропология, которая отчасти включает и психологию, имеющую для русских метафизическое значение, как верно заметил современный специалист по русскому персонализму М.А. Прасолов. Теория цивилизаций основывается на персонализме – на оригинальности типов человека и культуры как первичной данности истории, которые суть единичные субъекты с духовной основой, из которой и производится культура.

Главная роль в русской цивилизационной философии, на мой взгляд, принадлежит соборному персонализму в силу его сверхонтологической роли, преодолевающую западную онтологию как учение об объективированном мире идей или мире материи (или того и другого, как в марксизме), и выходящему напрямую на предпосылки религий и духовного опыта, предшествующих или внешних к западной философии. Персонализм, тем не менее, утверждает реальность всех частей мира, включая и идеи.

Персонализм, как направление мысли, как и вообще вся философия, оформился в западной мировоззренческой традиции, и был оттуда заимствован русскими. Однако в западной философии он занимал позицию анти-мейнстрима, противостоящего набирающему силу западному рационализму, материализму и атеизму, объективному идеализму (в том числе, платоновско-гегелевского типа) и, а также субъективизму, софистике и релятивизму, постмодернизму. В русской же философии персонализм с середины XIX века сразу занял и до конца, в эмиграции, удерживал главное место. Этот тезис не означает, что русские, как и другие народы, не были изначальными стихийными персоналистами до всякой западной философии (о чём говорил о П. Флоренский в «Общечеловеческих корнях идеализма»).

Наиболее показательными, глубоки и зрелыми фигурами метафизики русского персонализма, на мой взгляд, и взгляд ряда современных авторов, являются Н.О. Лосский и о.П. Флоренский. Хотя русские философы персоналисты в разные периоды недолгой истории русской философии исчисляются десятками, среди которых есть условно не менее «равновеликие» данным мыслителям, например, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев (что тоже показательно с точки зрения роли персонализма в русской мысли).

Многие философы, не создав своей персоналистской метафизики, развивали личностное мышление, которое связано с персоналистской картиной мира, и противостоит мышлению объективистскому и субъективистско-софистическому.

Соборно-персоналистская картина мира и личностное мышления - основа русской метафизики, - в отличие от западного философского мейнстрима, основанного на онтологии, объективизме и рационализме, превращении мира в систему объектов. Особенность русского персонализма по сравнению с западным, - это его соборный, общинный характер, когда личности и монады объединяются в целостные сверхличностные коллективные структуры, сохраняя при этом индивидуальность и свободу воли, прозрачность для других. Без соборной картины персонализм не может дать объяснения мира с личностной позиции. То есть персонализм как целостное мировоззрение возможен лишь как органический, иерархический, коллективный. По крайней мере, с позиции русских философов.

Вместе с тем, все субстанциальные деятели и их иерархические комплексы в обществе и природе - это единичные духовные субъекты, если смотреть на них с духовной «изнанки» мира. Без персонализма трудно представить Христианство, равно как различные религии. Бог создал весь мир, и не только человека, по подобию личности. То есть все элементы мира личностны, даже простейшие элементы, имеют свойства личностей, связанные с их духовной субстанцией.

Без метафизики персонализма сложно построить теорию цивилизаций. В свою очередь, русски й, да и любой персонализм, как противостояние западному мейнстриму, не понятен вне цивилизационной теории, и критики западной цивилизации, её рационалистически-властного человеческого и культурного типа, а также альтернативной ей славянской цивилизации, основывающейся на религиозном и социальном персонализме.

Вторая часть книги – подробная статья «Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода «России и Европы». Она призвана раскрыть другую составную части русской цивилизационной философии, в которой теория Данилевского и его концепция славянской цивилизации является ценнейшим и непревзойдённым вкладом, - на фоне других направлений и работ по нашей цивилизационной идентификации, таких как: западничество, евразийство, византизм, социализм-советизм, гиперборейство, государство-цивилизация-остров Россия. В целом они не верны, так как исходят из внешней, заимствованной идентификации нашей цивилизации, а не из её внутреннего «Я» и типа человека, хотя и отражают некоторые важные моменты русской цивилизации.

Я считаю, что цивилизация – это крупный тип человека и общества, которая понятна лишь в персоналистской картине мира. Я противник западного термина «идентичность», считая, что вместо него корректно употреблять термин «личность» и «тип личности», которая связана с обществом и типом общества, с внешней социальной оболочкой личности. «Идентичность» – замена личности набором черт. В персоналистской оптике культура, ценности, «коды» (непонятно, что это такое) являются хотя и важными, но второстепенными, так как заимствуются и меняются. Личность нельзя понимать как самосознание, - она сверхрациональна.

Архаичность и фундаментализм персонализма переворачивают оптику современного человека, привыкшего видеть только мир объектов и технологий и превратившего саму философию в технологию формирования такого мира и человека.

Если говорить о политико-идеологической направленности всех «трёх китов» русской цивилизационной философии «серебряного века» и предыдущего поколения (персонализм, антропология, историософия), то все их следует понимать как революционный консерватизм или консервативно-революционное, революционно-фундаменталистское мировоззрение, ориентированное на торжествующую архаику, фундамент, в новых условиях XX века, о чём свидетельствуют произведения и судьбы крупнейших авторов, оказавшихся на перевале между революцией и охранительством, носивших характер западных идейных псевдоморфоз (синодальная и бюрократическая система и марксизм) и не вписавшиеся ни в то, ни в другое, в чём и состоят истоки личной и коллективной трагедии русской философии.

Это не значит, что русская философия противостоит науке и технике. Наоборот, она может революционизировать её, как, например, исходивший из персонализма русский космизм революционизировал технику воздухоплавания и изучение Вселенной. Но очевидно, что персонализм противоречит Просвещению (начиная, с Платона) и линии западного рационалистского прогресса, противоречит самой рационализированной личности западного индивидуалиста. Персонализм – реальная философская альтернатива идеологии машинизации и чипизации человека и общества, превращение их в мегамашину для «рационального устройства мира».

В последние десятилетия работ по русскому персонализму много, их поток растёт. Я постарался создать идейный фокус из них. Личностная соборность, идея осевой базовой личности индивидуал-коллективистского типа, соборная личностная картина мира – это и есть то, что может быть названо «русской идеей», если такое понятие уместно и возможно, поскольку в основе её мировоззрения лежит личность, а не идея, вторичная по отношению к личности. Она может стать основой русской цивилизационной философии будущего, которая преодолеет зависимость от западных философских предпосылок и станет визитной карточкой русской философии в мире.

Это книга для широкого круга читателей, своего рода вход в дискуссию, который, вероятно, будет интересен для специалистов.

Презентация книги, которую планирую провести в форме свободного обмена мнениями, состоится 6 декабря 2019 года в 19.00 в «Библио Глобусе» в Москве.

Сергей Дмитриевич Баранов, политический социолог, этносоциолог, философ, кандидат социологических наук, Москва

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Баранов:
Главный путь оригинальной русско-славянской цивилизационной философии
К выходу книги «Соборный персонализм - ключ к русской философии. В.Н. Лосский и о.П. Флоренский. Оценка цивилизационной теории Н.Я. Данилевского. К 150-летию выхода "России и Европы"»
19.11.2019
К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
Ограничить разрастание, миграцию, мультикультурность – обеспечить будущее столицы
30.08.2018
Миграционная ситуация в России: движение и угрозы
Доклад для Института национальной стратегии (ИНС)
23.08.2018
Цивилизационный проект русского народа
Выступление Сергея Баранова на Пятых Калязинских чтениях
22.02.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 22:28
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 22:15
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 21:33
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:40
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:34