Бошко Козарски, сербский общественный деятель, публицист, директор первой Русской школы в Белграде, рассуждает об информационной войне, идущей против Сербии, России и всего Православия. С Бошко Козарским беседовал Петр Давыдов.
- Бошко, в недавних сообщениях некоторых СМИ в Сербии прошла удивительная информация: оказывается, согласно этим изданиям, Патриарх Сербский Павел поддерживал территориальное разделение Косово и Метохии. Честно говоря, не ожидал от сербских СМИ подобных материалов.
- Не путайте: сербские и «сербские». Любой, кто читал или смотрел интервью и беседы блаженно почившего Патриарха Павла и сравнивает их с предлагаемыми обществу «сербскими» СМИ вариантами и истолкованиями, ясно видит, что речь идет даже не о «неправильном истолковании» слов Патриарха, а о вполне конкретной, злонамеренной провокации, очередной атаке в информационной войне.
- А какова, по вашему мнению, цель этой провокации?
- Подготовка общественного мнения к принятию политики Брюсселя в отношении Сербии, согласно которой наша страна должна полностью и безоговорочно капитулировать, смириться с физической и духовной утратой Косово и Метохии. Такое ползучее, настойчивое «капание на мозги»: «Всё равно вы Косово потеряли - так признайте это и прекратите бороться. За это вы, может быть, получите пару "печенек", в ЕС и НАТО вас за это по плечу похлопают. А со своим Косово хватит уже носиться. Да и не ваше оно».
- Кроме СМИ есть ли еще какие-то инструменты влияния?
- Да. Постоянная поддержка албанских общин в КиМ, организация при их помощи беспорядков, лишение сербов даже намека на право высказать свое мнение и защищать свои интересы, а при необходимости - организация очередного контролируемого конфликта. В результате мы вполне можем прийти к тому, что оставшиеся сербы Косово и Метохии вынуждены будут ютиться в четырех общинах на севере края, в то время как албанцы (не в первый раз) получают на блюдечке богатейшие земли Метохии, сербские поля и дома, а также храмы и монастыри. Ну не мог выступать за такое «разделение» Патриарх Павел! Смиренный пастырь скорбел о возможном будущем духовной родины сербов, колыбели нашего Православия, он четко и ясно указывал пастве на те грехи, которые могут привести к потере Косово и Метохии, и призывал избавиться от них, принести покаяние и жить на своей земле как подобает христианам. Но чтобы отдать сербский Иерусалим, предать его - это нонсенс.
- Думаете, возможен худший сценарий?
- Думаю, возможен. Но все-таки очень надеюсь, как и подавляющее большинство сербов, как на милость Божию и заступничество Богородицы, так и на мудрость политиков, затягивающих решение косовского вопроса до той поры, а она наступит, когда соотношение сил в мире будет в нашу пользу. Это позволит вернуть Косово и Метохию в Сербию в материальном плане.
- А в плане духовном?
- По моему глубочайшему убеждению, духовно мы и не расставались. Завоевали татаро-монголы, поляки, французы Москву - она от этого перестала разве быть русской? Киев был под нацистами - он перестал быть колыбелью русского Православия? То же и здесь. Поэтому совершенно понятно, что именно Сербская Православная Церковь - главный противник «разделения»: здесь она родилась, здесь Печка Патриаршая, здесь место подвигов многих наших святых - преподобных, а по большей части мучеников за Христа. Священнослужители Рашко-Призренской епархии, их паства - единственные хранители сербского присутствия в КиМ, они же и продолжают доказывать, что Косово - не только колыбель Сербии, но и ее завет со Христом.
- Что же сербское общество вне Косово? Как люди реагируют на провокации?
- Сейчас всё слышнее становятся два старых девиза: «Нема предаје!» и «Догодине у Призрену!» - «Не сдаваться!» и «На следующий год в Призрене!», напоминающие нам о том, что борьба за православное Косово велась столетиями. Это с одной стороны. С другой же, из-за сильнейшей информационной войны против не только и не столько Сербии, сколько и России и Православия вообще, многие либо открыто говорят, что уж лучше вообще отказаться от Косово и вступить «в Европу» (там нужна дешевая рабочая сила и сербский чернозем, это да), либо впадают в апатию и унывают. И то и другое грустно. Но - «Нема предаје!» - таких все-таки больше.
- Вы, житель Белграда, часто ездите в Косово в паломнические поездки. Каково одно из самых сильных впечатлений из последних поездок?
- Как мы приехали служить Литургию в Метохии, на развалинах одного из храмов в конце весны. Мы проезжали через албанские села, и на нас накинулись совершенно озверевшие их обитатели. Полиция нас охраняла (тогда кровопролития, видимо, не нужно было), но вы бы видели глаза, которые смотрели на нас, служащих Литургию! Они готовы были растерзать нас, это точно. Что меня поразило больше всего - ни один из нас не чувствовал ответной ненависти. Очень мощное, кстати, чувство: ты стоишь рядом с толпой, одержимой злобой, но понимаешь, что находишься под непреодолимой защитой, под Покровом в буквальном смысле слова. И радость от того, что ты, оказывается, можешь не испытывать злобы, была очень велика - я до сих пор живу этим чувством.