Недалеко от города Воронежа в Острогожской и Россошанской епархии вот уже несколько лет возрождаются славные традиции Святой Руси. Одна из этих традиций - крестные ходы. В 2019 году Шестой Ильинский казачий крестный ход пройдёт по городам и весям епархии с иконой «Спорительница хлебов» и с молитвой о даровании плодов земных и времени мирного. Божию Матерь, её молитвы, всегда слышит Её Сын, наш Спаситель. Более тысячи лет русские люди обращаются с усердной мольбой к Богоматери. И какие названия у чудотворных икон! «Всех скорбящих радосте», «Отрадо и утешение», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», «Нечаянная радость»... А образ «Спорительница хлебов» - надежда на помощь свыше в земледелии. Конечно, молятся Богородице и об исцелениях в болезнях, и о мире в семьях, и о детях:
И о детях моих, Богородице перед Сыном Твоим помолись:
Ты прости их всех, Богородице, и на Страшном Суде заступись.
Всех скорбящих радость небесная, Всех погибших взыскание вновь...
И Невеста Ты неневестная, и печаль моя, и любовь.
Ты Знамение, Ты Споручница, Ты помощница на пути
И покров Ты мой, и Заступница, и Целитель, каких не найти.
Богородице, Богородице, Живоносный источник чудес,
Вся Святая Русь Тебе молится: и долины, и горы, и лес.
И Донская Ты, и Казанская, и Ахтырская – все со мной,
И Владимирская, Валаамская и Державная над страной.
По Московии, Белоруссии, и по Киевской стороне,
По Уралу, Сибири, Воронежу освящаются храмы Тебе.
Купола, купола - в небо синее, колокольни считать не берусь.
Звон плывет, плывет над Россией, пробуждается Матушка Русь.
(Песня Валерия Малышева)
6-7 июля 2019 года начнётся 6-й традиционный Ильинский крестный ход из села Репьевка по селам Острогожской и Россошанской епархии. Вечером 6 июля в храм святых Петра и Павла Репьевки привезут особо чтимую икону «Спорительница хлебов». Крестьяне станут молиться об урожае. Мы все надеемся, что Бог подаст дождь. Июнь выдался очень жаркий. Однако есть русская пословица: «Бог не без милости, и казак не без счастья».
Вот как об иконе «Спорительница хлебов» рассказывается на сайте Оптиной пустыни: «Есть среди икон Божией Матери одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословенная старцем Амвросием, великим утешителем земли Российской. Старец назвал эту икону "Спорительница хлебов" и установил ее празднование 15/28 октября – после времени окончания жатвы и уборки урожая. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле.
Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: "Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающееся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии сущее, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда придет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия"(Кондак 7).
Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображает Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую Русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота Русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы».
Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «…первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился.
В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона "Спорительницы хлебов" послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода» (Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» Оптинский альманах, вып. 2.).
...В наше время по всей России почитается эта икона. Даже на Крайнем Севере в Мурманске простой бумажный календарь с иконой «Спорительница хлебов» примерно в 2003 году начал мироточить в церковной столовой. По благословению архиерея для мироточивой иконы возле Никольского собора в том же году была построена деревянная часовня, я хорошо помню эти события. Вот теперь Бог привёл встретиться с иконой «Спорительница хлебов» на юге России.
...Сайт Острогожской и Россошанской епархии призывает православных принять посильное участие в крестном ходе:
«По населенным пунктам Россошанской и Отсрогожской епархии Воронежской области пройдет VI Ильинский казачий Крестный ход, который начнется из с. Репьевка 6 июля и завершится 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, канун чествования пророка Божия Илии, в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши.
Уже 6-й год по благословению Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, в Россошанской епархии будет проходить традиционный Ильинский казачий Крестный ход. Крестоходцы начинают своё шествие из Репьёвского благочиния после Божественной литургии в храме Петра и Павла с. Репьевка. Далее они посетят все 13 районов епархии, обойдя сотни населенных пунктов.
Войдя в конечный пункт Крестного хода, столицу епархии – г. Россошь, крестоходцы помолятся за малой вечерней в Свято-Ильинском кафедральном соборе. Духовенство и богомольцы совершат чтение акафиста святому пророку Божию Илии.
На следующий день, 2 августа, в Свято-Ильинском кафедральном соборе в Престольный праздник состоится Божественная литургия, которую, как ожидается, совершит Глава Воронежской митрополии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении епископа Россошанского и Острогожского Андрея и духовенства епархии.
Участники Крестного хода преодолевают более 1000 километрам по дорогам городов и весей епархии, ведомые Пресвятой Богородицей в Её святом образе «Спорительница хлебов». Эта икона написана по благословению старца Оптиной пустыни преподобного Амвросия Оптинского. Святой старец назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного.
Участие в Крестном ходе – это подвиг, который берёт на себя христианин, проявив намерение жить вместе со Христом. Во время крестного хода главное – не просто ходьба, а прославление Имени Божия. Мы становимся участниками небесной жизни, к которой нас призывает Господь. Чтобы в нашей земной жизни стать причастниками Царства Небесного, мы должны быть готовы к несению своего креста. Для этого нам Господь даёт всё.
Во время прошлых крестных ходов с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» в епархии по пути следования было явлено множество чудес, исцелений от болезней, небывалых ранее урожаев. Участники отмечали необыкновенный духовный подъем и силу. С каждым годом все больше фермеров просят крестоходцев посетить и их поля и населенные пункты, чтобы Божия Матерь благословила их и явила Свою милость.
Участников крестного хода на всем протяжении пути будут сопровождать машины скорой помощи и ГИБДД, будут организованы привалы, питание и снабжение водой, при необходимости будет оказано содействие в организации ночевок.
Приглашаем всех православных христиан присоединиться к данному крестному ходу на любом его участке!»
...Крестный ход назван Ильинским в честь святого пророка Илии, которого издавна почитают как покровителя крестьян и сельского хозяйства. В Священном Писании Ветхого Завета мы читаем в Третьей Книге Царств, как за грехи людей Бог заключил небо и не было дождей, а значит, и хлеба. А по молитвам пророка Илии Господь помиловал людей и ниспослал дождь. Об этом есть статья на сайте Православие ру (православный календарь): «Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1–15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30)».
...Помню, в 2018 году у нас в Мурманске в конце июля стояла аномальная жара, хотя обычно бывает прохладно. Были и пожары. В храмах начали служить молебны 2 августа в день пророка Илии. И почти сразу же днем начался сильный ливень.
Первый этап крестного хода в Острогожский епархии пройдёт в Репьевском благочиниии, что в двух часах езды от города Воронежа. 6 июля вечером икона Спорительница хлебов будет принесена в храм апостолов Петра и Павла села Репьевка. В воскресенье 7 июля утром на праздник Рождества Иоанна Крестителя в Петропавловском храме будет служить епископ Острогожский Андрей. После Литургии и молебного пения перед иконой Спорительница хлебов в 11. 30 из храма крестным ходом духовенство, жители Репьевки, паломники и казаки. В 12.30 участники крестного хода придут в храм архангела Михаила села Бутырки, где будет трапеза, а в 14.00 молебен перед иконой «Спорительница хлебов». Затем 9 июля крестный ход с иконой прибудет в село Новосолдатское, в храм архангела Михаила.
9 июля вечером в день Тихвинской иконы образ «Спорительница хлебов» с крестным ходом будет принесен в село Краснолипье в Храм бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Вечернее богослужение состоится в 17 часов. Утром в день преподобного Амвросия Оптинского 10 июля в храме святых Космы и Дамиана в 8 часов будет совершаться Литургия и молебен перед иконой «Спорительница хлебов» с чтением акафиста. Далее крестный ход пойдёт в Платаву и другие села.
Галина Сиротинская, журналист