Сегодня перед началом саммита «Группы двадцати» в Осаке состоялась встреча глав государств и правительств стран – участниц БРИКС, сообщает пресс-служба
Кремля.
Во встрече в формате «пятёрки» приняли участие президент Бразилии Жаир Болсонаро, Глава Российского государства
Владимир Путин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоза.
Президент России отметил, что «традиционные встречи в преддверии саммитов "Группы двадцати", безусловно, играют важную роль в формировании общих позиций по ключевым вопросам повестки дня этих форумов. Они свидетельствуют, что стратегическое партнерство стран БРИКС работает».
«Ситуация в глобальной экономике не может не беспокоить, - признал Владимир Путин. - Симптоматично, что международная торговля перестает быть локомотивом экономического роста и испытывает все более тяжелое бремя протекционизма, политически мотивированных ограничений и барьеров. Налицо слабые показатели деловой активности, увеличение мирового долга, высокая волатильность на финансовых, валютных и сырьевых рынках. В этих условиях, как представляется, государства БРИКС должны занимать инициативную роль в формировании более справедливой и устойчивой модели глобального развития на принципах равноправия, уважения суверенитета и учета интересов всех стран».
«Важно не только фиксировать имеющиеся проблемы – давайте совместно поищем решения, варианты возможных договорённостей, которые могли бы стать основой для обсуждения в более широком кругу заинтересованных государств, - призвал он. - Это, в частности, касается разрешения тех трудностей, с которыми сталкивается мировая торговля. Понятно, что ее необходимо адаптировать к современным реалиям. И в этом контексте на первое место выходит задача реформирования Всемирной торговой организации».
Президент России считает «контрпродуктивными любые попытки разрушить ВТО или понизить ее роль. Следовало бы условиться в рамках ВТО о принципах сотрудничества в таких новых отраслях, как электронная коммерция, финансовые интернет-операции, зафиксировать понятные, недвусмысленные нормы взаимодействия в области инвестиций, предоставления услуг, развития инфраструктуры. И конечно, требуется сформировать ясные, понятные правила работы транснациональных корпораций, которые не допускали бы монополизацию рынков и гарантировали свободный доступ к технологиям».
«БРИКС может и должен играть более весомую роль в мировой финансовой системе, добиваться продолжения реформы МВФ и усиления влияния в фонде государств с формирующимися экономиками и развивающихся стран, - подчеркнул он. - Перспективной представляется и совместная работа по внедрению практики использования в международных расчетах национальных валют наших государств. Повысить безопасность финансовых операций могла бы интеграция платежных систем стран "пятерки" и создание независимого канала обмена сообщениями между национальными банками. Считаю, что это чрезвычайно важно в тех условиях, в которых мы сегодня находимся. Это способствовало бы и укреплению устойчивости банковских систем государств БРИКС к внешнему воздействию».
«В этом контексте положительно оцениваем дальнейшее расширение операционной деятельности Нового банка развития, который уже финансирует 35 инвестиционных проектов на общую сумму более девяти миллиардов долларов. Что касается расширения состава акционеров банка, то этот вопрос, полагаем, нужно решать поэтапно. Вначале следует утвердить формулу расчета квот для претендентов и необходимые регламентирующие документы, а затем обеспечить сбалансированное региональное представительство», - предложил Владимир Путин.
«Большие возможности имеются для кооперации стран БРИКС в цифровой экономике, в других новых бурно формирующихся высокотехнологичных областях. Россия предлагает партнерам по объединению ряд перспективных проектов в информационно-коммуникационной сфере, по развитию искусственного интеллекта. В прошлом году мы выступили в "Группе двадцати" с инициативой защиты прав онлайн-потребителей, это предложение нашло определенное понимание, - заметил он. - Надеемся, что партнеры по БРИКС продолжат вместе с нами продвигать в рамках «двадцатки» тематику защиты прав потребителей в интернете».
Российский лидер заявил, что мы выступаем «за укрепление сотрудничества наших стран и в такой жизненно важной сфере, как энергетика. Поскольку среди участников БРИКС – ведущие глобальные потребители и производители энергоресурсов, наше объединение могло бы более активно заниматься вопросами, связанными с обеспечением глобальной энергетической безопасности и всеобщего доступа к энергии».
Также он предложил обсудить, что «можно было бы сделать в формате БРИКС для гармонизации мировых энергорынков, снижения волатильности цен на топливные ресурсы. И конечно, видим хорошие перспективы для совместной работы по расширению использования экологически чистых видов топлива, природного газа, ядерной и гидроэнергии. Это нужно для постепенного перехода к более устойчивым энергетическим системам, сбалансированного экономического роста, снижения выбросов».
Владимир Путин отметил, что «роль стран БРИКС в решении острых вызовов и угроз международному миру и безопасности устойчиво повышается. Это касается урегулирования кризисных ситуаций и конфликтов, будь то в Афганистане, в Венесуэле, на Ближнем Востоке или Корейском полуострове. Так, в Сирии во многом благодаря всесторонней помощи России законному сирийскому правительству удалось остановить масштабное кровопролитие. На текущем этапе важно ликвидировать остающиеся очаги напряженности, продолжать оказывать содействие сирийским властям в вопросах доставки гуманитарных грузов и восстановления разрушенной экономики, инфраструктуры, возвращения беженцев. Считаем важным, чтобы к решению этих вопросов более энергично подключились и наши партнеры по БРИКС».
«Если же взять наше сотрудничество в противодействии террористической угрозе в более широком плане, то хотел бы в позитивном ключе отметить полезные инициативы бразильского председательства, направленные на укрепление взаимодействия по блокировке источников финансирования терроризма, пресечению пропаганды экстремизма. Мы все эти идеи поддерживаем и настроены на их совместную реализацию», - заверил Глава Российского государства.
Заявление для средств массовой информации по итогам саммита БРИКС:
1. Мы, главы государств и правительств Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики встретились 28 июня 2019 года на полях саммита «Группы двадцати» в Осаке, Япония. Мы поздравили японское председательство в «Группе двадцати» и выразили благодарность за оказанное гостеприимство.
2. Мы отмечаем приоритеты, выбранные Японией для своего председательства в «Группе двадцати», включая вопросы торговли, науки, технологий и инноваций, инфраструктуры, изменения климата, всеобщего охвата услугами здравоохранения, старения населения и устойчивого развития.
3. Мировая экономика демонстрирует признаки стабилизации, и в целом прогнозируется ее умеренный рост во второй половине текущего года и затем в 2020 году. Однако перспективы ускорения темпов роста остаются крайне неоднозначными на фоне усугубляющихся торговых и геополитических противоречий, волатильности цен на сырьевых рынках, неравенства и недостаточно инклюзивного роста, более жестких экономических условий, представляющих дополнительные риски. Сохраняются значительные хронические глобальные дисбалансы, требующие тщательного мониторинга и надлежащих мер реагирования. Мы вновь подчеркиваем важность формирования благоприятной мировой экономической конъюнктуры для обеспечения устойчивого роста международной торговли.
4. На этом фоне мы с удовлетворением отмечаем, что в последнее десятилетие страны БРИКС были основными движущими силами глобального роста и что в настоящее время на их долю приходится почти треть мирового объема производства. Согласно прогнозам, в период до 2030 года страны БРИКС по-прежнему будут обеспечивать более половины глобального экономического роста. Продолжение структурных реформ укрепит наш потенциал в этой области. Расширение сбалансированной торговли между государствами объединения будет дополнительно способствовать наращиванию международных торговых потоков.
5. В целях содействия решению проблем и использования в полной мере имеющихся возможностей мы признаем важность, среди прочего: открытых рынков; повышения экономической устойчивости; финансовой стабильности; хорошо продуманной и скоординированной макроэкономической политики, где это целесообразно; структурных реформ; достаточных инвестиций в человеческий капитал; сокращения уровня бедности и неравенства; эффективной конкуренции, направленной на развитие инвестиций и инноваций; открытой, справедливой и недискриминационной деловой среды; сотрудничества в области государственно-частного партнерства; финансирования и развития инфраструктуры. Международные и национальные меры в этих и других областях будут способствовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту. Мы призываем к более активному участию развивающихся стран в глобальных цепочках добавленной стоимости. Мы признаем важность взаимосвязанности торговли и цифровой экономики, а также роль доступа к информационным данным для целей развития.
6. Мы привержены обеспечению прозрачного, недискриминационного, открытого, свободного и инклюзивного характера международной торговли. Протекционистские и односторонние меры противоречат духу и правилам ВТО. Мы подтверждаем нашу приверженность многосторонности и международному праву, а также нашу поддержку основанной на правилах многосторонней торговой системе с центральной ролью ВТО. Мы будем вести конструктивную работу со всеми членами ВТО по вопросу осуществления необходимой реформы Организации с тем, чтобы расширить ее возможности по решению как современных, так и будущих проблем в международной торговле, повышая тем самым значимость и эффективность ВТО. Эта реформа должна, среди прочего, сохранить центральную роль Организации в международной торговой системе, основные ценности и фундаментальные принципы ВТО, а также учитывать интересы всех ее членов, в том числе развивающихся и наименее развитых стран. Крайне важно, чтобы переговорная повестка в рамках ВТО была сбалансированной и носила открытый, прозрачный и инклюзивный характер.
7. Механизм урегулирования споров ВТО является неотъемлемым компонентом многосторонней торговой системы, а Апелляционный орган имеет жизненно важное значение для нормального и эффективного функционирования Организации. Мы неизменно привержены сохранению обязательной двухступенчатой процедуры рассмотрения споров в рамках ВТО. Напоминая о безотлагательной необходимости решить вопрос с назначением членов Апелляционного органа ВТО, настоятельно призываем незамедлительно возобновить процесс отбора его членов.
8. Мы вновь заявляем о нашей приверженности устойчивому, основанному на системе квот и обладающему достаточными ресурсами Международному валютному фонду (МВФ), который играет центральную роль в глобальной системе финансовой безопасности. Подтверждаем нашу приверженность сотрудничеству с Исполнительным советом в целях полного осуществления реформы квот и системы управления МВФ на основе принципов, согласованных в 2010 году. Мы сохраняем приверженность проведению 15-го общего пересмотра квот не позднее Ежегодного совещания Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка осенью текущего года.
9. C удовлетворением отмечаем роль Нового банка развития (НБР) в финансировании инфраструктуры и достижении устойчивого развития, а также подчеркиваем необходимость продолжать прилагать дополнительные усилия для формирования надежного, сбалансированного и высококачественного портфеля проектов Банка. Мы подчеркиваем важность целенаправленных усилий для реализации незавершенных важнейших инфраструктурных проектов в странах-членах НБР. Банк укрепится за счет открытия региональных отделений. Приветствуем нацеленность НБР на привлечение ресурсов в национальных валютах его членов, начало чему было положено в Китае, а также предстоящий запуск программ размещения облигационных займов в Южно-Африканской Республике и Российской Федерации. Мы ожидаем скорейшего запуска работы Фонда технического содействия НБР по подготовке проектов и рассчитываем, что он станет эффективным инструментом для выполнения возложенных на него функций, предоставляя необходимое техническое содействие странам-членам Банка.
10. Мы подчеркиваем сохраняющуюся важность Пула условных валютных резервов БРИКС (Пул) в качестве механизма по предотвращению возможного избыточного давления на платежный баланс стран-участниц в краткосрочном периоде. Вслед за успешным тестированием Пула в 2018 году мы обязуемся продолжить проведение более сложных тестов в будущем в целях обеспечения его операционной готовности выделить ресурсы в случае необходимости. Мы приветствуем работу механизма Системы обмена макроэкономической информацией (СОМИ) Пула, а также усилия по созданию Фонда облигаций в национальных валютах стран БРИКС и ожидаем запуск его деятельности. Поощряем также сотрудничество между Пулом и МВФ.
11. Мы решительно осуждаем террористические атаки, в том числе в странах БРИКС, во всех формах и проявлениях, независимо от того, где и кем они были совершены. Мы настоятельно призываем к объединению усилий и применению комплексного подхода в борьбе с терроризмом под эгидой ООН на основе прочной международно-правовой базы. Мы вновь напоминаем об обязательстве всех государств предотвращать финансирование террористических сетей и террористической актов с их территории. Мы подтверждаем нашу приверженность противодействию использованию Интернета в террористических целях. Признавая ведущую роль государств в вопросах обеспечения защиты и безопасности использования ИКТ, мы призываем технологические компании взаимодействовать с правительствами в рамках соответствующей правовой базы в целях предотвращения использования террористами виртуальных платформ для подстрекательства, вербовки, содействия или совершения террористических актов.
12. Мы остаемся твердо привержены борьбе с коррупцией и намерены и впредь способствовать формированию культуры честности и неподкупности как в государственном, так и в частном секторе. В этой связи мы будем поощрять международное сотрудничество по борьбе с коррупцией и укреплять соответствующую правовую базу для эффективного рассмотрения связанных с коррупцией дел, особенно тех, что имеют отношение к возвращению активов. Будем стремиться к наращиванию совместных усилий по судебному преследованию лиц, разыскиваемых за коррупцию. Мы признаем роль лиц, сообщающих информацию[1], в предотвращении и борьбе с коррупцией в государственном и частном секторах, а также необходимость улучшения мер для обеспечения их защиты.
13. Мы признаем, что коррупция, в том числе незаконные финансовые потоки, укрываемые в иностранной юрисдикции активы, которые получены незаконным путем, являются глобальным вызовом, способным оказать негативное влияние на экономический рост и устойчивое развитие. Мы будем стремиться координировать наши подходы и содействовать укреплению глобальных усилий в данной сфере. Мы также признаем необходимость усиления взаимодействия в соответствии с требованиями наших национальных правовых систем по вопросам обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства, экстрадиции лиц, скрывающихся от правосудия, виновных в экономических и коррупционных преступлениях, а также возвращения активов. Мы вновь заявляем о нашей приверженности поддержке международного сотрудничества в борьбе с незаконными финансовыми потоками, включая взаимодействие в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Всемирной таможенной организации и других профильных многосторонних механизмов.
14. Мы признаем определяющую роль сотрудничества в рамках перехода к более чистым, гибким и энергетически эффективным системам, позволяющих совмещать рост и сокращение выбросов парниковых газов, а также одновременно обеспечивать энергетическую безопасность, доступ к энергоресурсам, устойчивость и доступность энергоснабжения. Мы признаем важность диверсификации источников энергии и применения новейших технологических достижений в целях обеспечения будущего с низким уровнем выбросов вредных веществ за счет использования солнечной энергии и устойчивой биоэнергетики, а также газомоторного топлива. В этой связи мы признаем усилия стран БРИКС в развитии международного взаимодействия по вопросу перехода на возобновляемые источники энергии и подтверждаем нашу приверженность укреплению Платформы энергетических исследований стран БРИКС, целью работы которой является содействие проведению совместных исследований в области устойчивой энергетики и обмена передовыми энергетическими технологиями.
15. Мы остаемся приверженными выполнению в полном объеме Парижского соглашения, принятого в соответствии с принципами РКИК ООН, в том числе принципами общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей с учетом различных национальных условий. Мы настоятельно призываем развитые страны предоставлять развивающимся государствам финансовую и техническую поддержку, а также оказывать содействие в области наращивания потенциала в целях расширения их возможностей в деле предотвращения изменения климата и адаптации к нему. Мы ожидаем, что Саммит ООН по мерам в области изменения климата в сентябре текущего года принесет положительные результаты.
16. Напоминая о Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, мы подтверждаем нашу твердую приверженность устойчивому развитию. Мы подчеркиваем важность соблюдения в полном объеме обязательств в рамках официальной помощи в целях развития и предоставления ресурсов для развития в соответствии с Аддис-Абебской программой действия. Мы продолжаем поддерживать осуществление Плана действий «Группы двадцати» в отношении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Инициативы «Группы двадцати» по содействию индустриализации в Африке и наименее развитых странах и Партнерства «Группы двадцати» и стран Африки, включая Пакт с Африкой.
17. Мы благодарим Бразилию за выбор для своего председательства в объединении БРИКС в 2019 году темы «Экономический рост для инновационного будущего». Признавая, что инновации являются движущей силой развития, мы подтверждаем нашу приверженность извлечению максимальной пользы от цифровизации и новых технологий, в том числе в интересах населения сельских и отдаленных районов. Мы призываем наращивать совместные усилия по обмену передовым опытом в сфере сокращения уровня бедности с помощью Интернет-технологий и цифровой трансформации производственного сектора. Мы подчеркиваем важность развития научного, технического, инновационного и предпринимательского сотрудничества в БРИКС, в том числе в рамках Партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции, Инновационной сети БРИКС, Института БРИКС по изучению «сетей будущего» и Форума молодых ученых стран БРИКС.
18. Мы выражаем нашу поддержку председательству Бразилии в БРИКС в 2019 году и рассчитываем на успешное проведение Одиннадцатого саммита объединения, который состоится в ноябре в Бразилии.